СЦЕНАРИЙ УРОКА-КОНКУРСА по теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Балаковский медицинский колледж»
СЦЕНАРИЙ
УРОКА-КОНКУРСА
по теме:
«Медикаментозное лечение в сестринской практике»
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Специальность 060501 «Сестринское дело»
Подготовила преподаватель
Королева Вера Алексеевна
Балаково
2016 г
Добрый день уважаемые гости. Здравствуйте ребята!
Организационная часть
На доске написана тема урока – конкурса.
Преподаватель проверяет готовность учащихся к занятию (наличие халатов, колпачков, сменной обуви, списочный состав).
Сегодня у нас открытое практическое занятие. Это заключительное занятие в изучении раздела «Медикаментозное лечение в сестринской практике».
Практическое 4 часовое занятие проводится не в стандартной форме, это обобщающий урок – конкурс по контролю знаний по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике». Занятие проводится в 3 бригаде 621 группы медсестринского отделения.
Преподавать предлагает студентам занять свои рабочие места.
ЦЕЛЬ УРОКА – КОНКУРСА
Обучающая: повторить основные разделы темы «Медикаментозное лечение в сестринской практике», закрепить методики проведения манипуляций на практике, научить работать с пособиями и литературой.
Развивающая: систематизировать теоретические знания, применять знания на практике, способствовать развитию умения планировать свою работу, умению решать задачи по данной теме.
Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, терпеливость и сознательность, развитие чувства ответственности за порученное дело, воспитывать культуру поведения и речи, умения общаться с пациентами и друг с другом.
Повышение интереса студентов к изучению профессионального модуля и профессии в целом.
Задачи конкурса:
Актуализация знаний в области овладения манипуляционной техникой, системой инфекционного контроля при выполнении простых медицинских услуг.
Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ПК 3. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 5. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
2.Мотивация занятия.
Лекарственная (медикаментозная) терапия является одним их важнейших лечебных мероприятий. От того насколько умело и грамотно медицинский работник применяет назначенные пациенту лекарства, во многом зависит успех лечения.
Каждый пациент имеет право на полную информацию о том или ином лекарственном средстве, его фармакологических, терапевтических и побочных действиях, о взаимодействии с другими препаратами, продуктами питания, образом жизни. Медицинский работник обязан дать исчерпывающую информацию по всем интересующим его вопросам в меру своей компетенции. Применение лекарственных средств занимает одно из важнейших мест среди методов лечения.
Существует несколько способов введения лекарственных средств в организм, основными из которых являются: наружный, энтеральный и парентеральный. Поэтому изучение данной темы проводится с целью приобретения студентами знаний, умений и навыков при выполнении различных сестринских вмешательств. Этому способствует проведение практических занятий по разделу манипуляционной техники «Медикаментозное лечение в сестринской практике» с примерами осуществления сестринского процесса. В практической части студенты выполняют сестринские манипуляции на фантомах.
Цель этого занятия – систематизация полученных теоретических знаний. Демонстрация навыков выполнения манипуляций на фантомах, умения решать задачи по данной теме с применением сестринского процесса.
Занятие будет проходить на конкурсной основе, поэтому каждое задание будет оцениваться, а в конце занятия мы подведем итоги. В качестве баллов мы используем карточки разного цвета (красный -5, желтый -4 и зеленый -3).
Первым заданием урока-конкурса будет тестовый контроль по теме, два варианта по 30 вопросов. Ответы на специальных бланках, исправлять нельзя. (Проверка по трафарету друг у друга, при наличии ошибок от 0-3 красная карточка, от 4-6 –желтая, от 7-9 -зеленая). Проверка тестов осуществляют сами ребята друг у друга и дают оценки в виде цветных карточек.
Для продолжения урока-конкурса необходимо разделиться на две команды по 5 человек. Преподаватель предлагает разделиться бригаду по списку, первые пять студентов 1 команда, остальные -2 команда. Для придания занятию духа соперничества и активизации участников, преподаватель предлагает студентам придумать название команды и выбрать капитанов.
Команда «шприц» Команда «пилюля»
1.Постнов Никита1.Чумакова Таня
2. Потехина Анна2.Шайдурова Алена
3. Сапрыкин Артур3.Шаяхметова Эльмира
4.Сердитых Алина4.Юнусова Зухра5.Торгашова Ольга5.Яценко Вероника
Для удобства проведения конкурса, расставить столы в кабинете навстречу друг другу, чтобы и студентам и нашим гостям, было удобно работать и смотреть за проведением мероприятия.
Преподаватель знакомит учащихся с условиями первого конкурса.
Блиц - опрос.
Преподаватель задает по 2 вопроса на каждого участника команд. После ответа участника, остальные члены команды дополняют ответ, если он не полный или исправляют, если ответ не правильный.. Когда команда не справляется с заданием, то отвечает команда соперников.
Оценка за правильный ответ – красная карточка;
Ответ с помощью команды - зеленая карточка;
Если помогает команда соперников – желтая карточка+ карточка желтая команде соперников.
Нет ответа - 0 балов.
Капитаны собирают в копилку результаты конкурсов.
Преподаватель знакомит учащихся с условиями второго конкурса
Демонстрация алгоритмов наружного и энтерального применения лекарственных средств.
Приглашаются по одному участнику из команды по очереди (по 2 человека). Участники берут со стола задание, в которых требуется приготовить все необходимое для проведения наружной и энтеральной терапии и продемонстрировать алгоритм применения:
Применение карманного ингалятора
Закапывание капель в нос
Закладывание мази в глаза
Закапывание капель в ухо
Ректальное введение свечей
Закапывание капель в глаза
Раздача лекарственных препаратов для перорального приема
Применение мази
Введение мази в нос
Введение мази в ухо
Приготовив оснащение, участники оглашают его перечень, и выполняет манипуляцию. Преподаватель спрашивает у команд правильно ли все сделано, сначала у членов команды, а затем у команды соперников.
Оценка за правильный ответ - красная карточка;
Ответ с помощью команды - зеленая карточка;
Ответ с помощью команды соперников - желтая + желтая соперникам;
Нет ответа - нет оценки.
Капитаны добавляют в копилки полученные цветные баллы
Парентеральное введение лекарственных средств это самый сложный процесс. Здесь необходимо использовать специальное оборудование и инструменты шприцы. Для парентерального применения используются готовые стерильные растворы, но иногда приходиться готовить лекарственное средство из сухого вещества. Медицинская сестра должна четко знать правила разведения препарата, а также уметь точно рассчитать дозу необходимую для лечебного эффекта. Какое количество лекарственного средства набрать в шприц для разового применения.
Для того чтобы выяснить справятся ли студенты с таким заданием, переходят к следующему конкурсу.
Решение задач на разведение антибиотиков и расчет доз лекарственного средства.
Каждому члену команды выдается свой вариант задач. Студенты решают задачи самостоятельно, без подсказок, подробно описывая ход решения в течении 10 минут, затем обмениваются решениями и проверяют ответ по алгоритму решения, зачитываемому преподавателем.
Оценка за правильно решеные 2 задачи - красная карточка
Оценка за правильно решеную 1 задачу - зеленая карточка
Нет ответа - нет оценки. Капитаны собирают карточки за конкурс.
Преподаватель объявляет следующий конкурс.
Парентеральное введение лекарственных средств.
Демонстрация алгоритма манипуляции с учетом особенностей введения.
Парентеральное введение лекарственных средств и растворов осуществляется посредством внутрикожной, подкожной, внутримышечной, внутривенной инъекций. В этом конкурсе студенты должны показать теоретические знания по особенностям введения отдельных препаратов и возможным осложнениям. А также продемонстрировать владение алгоритмом всех видов инъекций.
Приглашаются по одному участнику из команд. (По очереди) Участники берут со стола задание, в которых требуется приготовить все необходимое для проведения парентерального введения лекарственных средств с учетом особенности их введения. Участники приготавливают все необходимое оснащение, демонстрируют методику выполнения с подробной мотивацией каждого этапа.
Участники обеих команд внимательно наблюдают за выполнением манипуляции, чтобы затем дать оценку участникам конкурса и при необходимости дополнить ответ.
Алгоритм п\к введения инсулина
Алгоритм в\к введения, проба на аллергию.
Алгоритм в\м введения бициллина.
Алгоритм в\м введения масляных растворов.
Алгоритм в\в введения сердечных гликозидов.
Алгоритм забора крови на биохимическое исследование.
Алгоритм в\в ведения хлористого кальция.
Алгоритм сбора системы для внутривенно капельного вливания.
Постановка системы для внутривенно капельного вливания.
При правильном выполнении манипуляции оценка – красная карточка;
При незначительных ошибках оценка - желтая карточка;
При серьезных замечаниях оценка - зеленая карточка + зеленая команде соперников за правильные замечания.
В завершение урока - конкурса, студенты должны приготовить к проверке домашнее внеаудиторное задание. Они должны были составить сравнительную таблицу на тему: «Пути и способы введения лекарственных средств». Где необходимо было отразить все пути введения лекарственных средств, преимущества и недостатки введения, а также перечислить способы введения.
Преподаватель проверяет выполненное задание.
Дает оценку выполненной работе.
Если студенты сделали внеаудиторную работу, то каждому карточка красного цвета, если нет то – нет карточки.
Подведение итогов урока-конкурса.
Преподаватель вместе со студентами подводит итоги конкурса. Дает оценку самостоятельной работе всех участников конкурса в целом и каждому участнику в отдельности.
Предлагает капитанам посчитать карточки: сколько красных, зеленых и желтых в отдельности. Затем красные умножаем на 5 баллов, желтые на 4 балла, зеленые на 3 балла и полученные цифры складываем. У какой команды получилось больше баллов , та и победила. Объявляется команда победителей. Участников конкурса награждают небольшими сувенирами. В бригадирский журнал выводятся итоговые оценки за занятие.
Рассматривая урок-конкурс как контрольное занятие по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике» можно отметить, что конкурс позволил учащимся продемонстрировать свои знания. Умение использовать теоретический материал на практике, при выполнении манипуляций и решении ситуационных задач. Что такие занятия повысят интерес к изучению профессионального модуля и профессии в целом.
Спасибо за внимание!