Самоанализ деятельности учителя русского языка и литературы Мамедовой Натальи Николаевны. за 2014-2015 учебный год
Самоанализ деятельности учителя русского языка и литературы Мамедовой Натальи Николаевны.за 2014-2015 учебный год
Преподаваемые предметы: русский язык и литература
Стаж работы: 30 лет
Квалификационная категория: 1 категории
В 2014-2015 учебном году работала над проблемой ( темой ): «Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы »
Реализация проблемы ( темы ) требует длительные сроки.В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи на учебный год:Цель работы: исследование влияния информационно-коммуникационных технологий на качество гуманитарного образования.Основные задачи:
Повышение качества образования учащихся
Совершенствование уровня педагогического мастерства.
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка, литературы посредством использования ИКТ.
Создание учебно-методических материалов.
Через какие формы реализовывал учитель тему и проблему?
теоретическое ознакомление
применение презентаци показ картин, эпизодов из фильмов
использование ресурсов Интернета
Что учителю удалось сделать по теме за учебный год? Собрать теоретический материал, повысить качество обучения, усилить познавательный интерес у учащихся, наполнить урок новым содержанием, поддержать самостоятельность у ребят при подготовке к урокам. Какие недостатки учитель увидел в своей работе? Не хватает опыта работы с проекционным оборудованием, с электронной доской. По русскому языку, литературе, имеются мультимедийные презентации, созданные учениками и лично самой; приобрела диски с уроками русского языка (5-7классы) и литературы ( 10-11классы) ; пользуюсь ресурсами Интернета: http://festival.1september.ru/subjects/21/http://www.uroki.net/docrus.htmhttp://www.openclass.ru/node/25566 Современные педагогические технологии:^ Обучение в сотрудничестве Обучение осуществлялось путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения. материала
^ Дифференцированный подход к обучениюПринцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.^ Игровые технологииИгровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.^ Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихсяИнформационные технологии помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Ресурсы Интернета по подготовке учащихся к экзаменам:
http://festival.1september.ru/subjects/21/http://www.uroki.net/docrus.htmhttp://www.openclass.ru/node/25566 http://www.alleng.ru/edu/liter5.htmhttp://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200501707http://www.fipi.ru
В каких конференциях, педсоветах, семинарах, совещаниях, осуществлялось участие учителя:
В сентябре 2014 года принимали участие в научно- практической конференции «Калининские чтения – 2014г.» , где были лучшими в номинации компьютерная презентация «По страницам незабываемой книги» победитель ученица 11 класса Агафонова Н.,1 место в исследовательской работе «Шолоховские традиции в творчестве писателей деревенщиков».
Неоднократное выступление на педсоветах по темам: «Средства преподавания», «Использование информационно- компьютерных технологий », «Самообразование учителя».Выступала на районном МО учителей русского языка и литературе по теме « Инновационные модели социализации ».Над какими программами учитель работал в этом году?Работала над совершенствованием рабочей программой, что-то приходилось дополнять, что-то убирать.По каким программам учитель работал в этом учебном году и с какими классами:По русскому языку по программе Разумовской М.М. ( 5,6,7,8.) и Греков В.Ф. и т.д.( 11).По литературе по программе Курдюмовой Т.Ф. (11 КЛАСС),
В рамках недели русского языка и литературы провела внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 11 классов. Учащиеся школы приняли активное участие.
Как осуществлял учитель работу с неуспевающими учениками в классах, в которых он работал в этом учебном году?Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
Физиологические
Психологические
Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи. Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении. С такими ребятами применялись следующие приемы работы на уроке:
для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников формировались интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом определялась, какая конкретная операция страдает, и доводилась до уровня осознания
ребята поощрялись, отличались и фиксировались их малейшие удачи в учебной деятельности
формировались учебные интересы с опорой к непосредственному жизненному опыту, на уроках использовались наглядные материалы
осуществлялся индивидуальный подход при дозировке домашнего задания.
Кроме этого, с неуспевающими учениками проводились дополнительные уроки, консультации, встречи с родителями.. Как осуществлял учитель работу с одаренными детьми в этом учебном году . Проводила дополнительные занятия при подготовке к олимпиадам; обеспечивала дополнительной литературой.
Олимпиады
Над какой темой учитель собирается работать в следующем учебном году?
ИКТ на уроках русского языка и литературы
Компетентностный подход в обучении как фактор улучшения результатов ГИА
Какие цели и задачи учитель ставит перед собой на следующий учебный год?
повысить уровень квалификации, посетив курсы повышения
продолжить работу по подготовке учащихся к конференциям, к олимпиадампродолжить работу с неуспевающими учениками Указать тему, по которой учитель хотел бы получить методическую помощь в следующем учебном году? Новые стандарты в образовании.