Теория и практика сочинения-рассуждения
Курс «Теория и практика сочинения-рассуждения»
8 класс
Пояснительная записка
Предложенный курс – надежный помощник при опережающей подготовке учащихся 8 классов к выполнению творческого задания (сочинения-рассуждения) на итоговой аттестации в 9-х классах. При планировании занятий курса учитывались современные подходы к методике развития речи, теории речевой деятельности, лингвистике текста и основные положения законов риторики, логики.
Система заданий формирует у обучающихся практические умения и навыки написания сочинения-рассуждения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания. Разнообразные виды деятельности (работа с текстом, составление таблиц, схем, выполнение заданий в тестовой форме, создание иллюстраций и др.) носят обучающий характер, что помогает ученику овладеть комплексом знаний, необходимых для создания текста сочинения-рассуждения.
Содержание курса обобщает основные программные знания о речеведческих понятиях (тест, типы речи, стили речи и т. д.) и учит оптимально их использовать при создании собственного высказывания в процессе выполнения индивидуальных заданий в классе, дифференцированных домашних работ.
На занятиях курса реализуется практико-ориентированный подход к выполнению третьей части ОГЭ. Сочинение-рассуждение (задания 15.1, 15.2, 15.3) - результат продуктивной текстовой деятельности на основе усвоения лингвистических, философско-нравственных понятий и опыта оперирования ими. Занимательность в предъявлении основных правил речеведения в процессе работы с текстом способствует лучшему пониманию теоретической информации, успешно подготавливает учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на принципе линейности.
Разделы:
Блок 1. Введение. Текст как единое целое.
Блок 2. Типы речи.
Блок 3. Рассуждение как тип текста.
Блок 4. Учимся писать сочинения-рассуждения, предложенные на ОГЭ ( на лингвистическую тему, по проблематике прочитанного текста, морально-этическую характера).
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны
- знать критерии оценивания сочинения-рассуждения (15.1., 15.2.; 15.3.)
- уметь определять тему, идею, проблематику предложенного текста
- применять лингвистические знания в работе с текстом
- определять понятия морально-этического характера
- создать на основе исходного текста вторичное высказывание с учетом замысла, стиля и типа текста, авторской позиции
- находить и исправлять недочеты в построении и содержании рассуждения
№ Дата по плану Дата по факту Содержание урока Продукт деятельностиКоличество часов
1 Роль текста в жизни человека 1
2 Понятие о тексте 1
3 Основные признаки текста Устное сообщение 1
4-5 Тема. Проблематика. Основная мысль текста. Эпиграф Подобрать эпиграфы к текстам, определение проблематики 2
6 Опорные (ключевые) слова Выписать из текста ключевые слова 1
7-8 План текста. Работа с текстами разных стилей Составление простых и сложных планов 2
9 Абзац. Микротема текста Разделение текста на абзацы 1
10-11 Связь предложений в тексте Нахождение средств связи в предложениях 2
12-13 Стили речи и их лексико-синтаксические особенности Определение стиля текста, создание текстов определенного стиля 2
14 Основные типы речи Определение типов речи 1
15 Типичное строение текста. Типовые конструкции (клише) Создание текста определенного типа 1
16 Языковые особенности текста. Речевое оформление сочинения и его оценивание Выделение языковых особенностей текста 1
17-19 Рассуждение как тип текста. Виды рассуждения Подбор текстов-рассуждений 3
20-21 Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи в рассуждении Анализ структуры текста 2
22 Формулируем тезис. Способы определения понятия Создание утверждений 1
23 Приводим аргументы. Виды аргументов Подбор и оформление аргументов 1
24 Делаем вывод. Виды заключения Написание заключительной части рассуждения 1
25-26 Сочинение на лингвистическую тему (структурные особенности) Написание сочинения на лингвистическую тему 2
27-28 Сочинение по содержанию прочитанного текста (структурные особенности )Написание сочинения по содержанию текста 2
29-30 Сочинение на морально-этическую тему и его структурные особенности Написание сочинения по нравственной проблематике 2
31-32 Контрольное сочинение Создание сочинения-рассуждения 2
33-34 Работаем экспертами Оценивание и редактирование 2