Тема урока: Декоративное рисование орнамента в квадрате.


План-конспект урока изобразительного искусства в 3 классе.
Учитель: Чаплыгина Наталья Александровна.
Дата: 06.02.2015г.
Тема урока: Декоративное рисование орнамента в квадрате.
Цель и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с техникой печатания.
2. Формировать практическое умение в составлении орнамента из геометрических фигур.
3. Учить детей выполнять приёмы печатания в заданной цветовой гамме.
4. Способствовать формированию художественного вкуса.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, таблицы «Орнамент», вышитые полотенца, печати из ластика, аудиозапись «Народная музыка», геометрический орнамент.Для учащихся: простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, альбом, салфетка, печати геометрической формы, инструкционные карты, образцы работ, картон для образца, картон для творческой работы, геометрические фигуры разного цвета из картона в коробочках.Ход урока:
I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.
Сегодня тема нашего урока – Декоративное рисование орнамента в квадрате.
II. Актуализация опорных знаний.
- Чтобы орнамент получился красивым и правильным, нам нужно вспомнить, что такое узор, или орнамент, как он создается? Какие вам известны геометрические фигуры? Какие цвета относятся к тёплым тонам, а какие к холодным?
1.) Орнамент. Рассказ и демонстрация презентации.
- Где в окружающем мире встречается орнамент?
Читает 1 ученик:
а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Очень красивы деревянные деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень затейливым, например, из треугольников.
Учитель: - Ребята, приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?
Читает 2 ученик:
б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на ковровой дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.
Учитель: - С чем можно сравнить орнамент?
Читает 3 ученик:
в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определённые расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот, например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждём, когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждём, и так повторяется много раз. Вот также интервал можно представить в орнаменте.
Учитель: - Делаем вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
- Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.
- Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть, зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было «прочитать», что хотел выразить автор орнамента. (Показать на таблице.)
- Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома. Сегодня мы будем выполнять геометрический орнамент. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.
2.) Геометрические фигуры.
Загадки:
Узнает очень простоМеня здесь каждый школьник:Три стороны и три угла –Зовусь я – треугольник!
Он давно знакомый мой.Каждый угол в нём прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его? Квадрат!
Я – известный всем овал.У меня есть верный друг.Без него я никуда.А зовут его все – круг!
Это всем известно в мире,Что у нас всего четыре.Четыре стороны И столько же вершин.Четырежды важные делаМы четырежды совершим!Прямоугольник.
3.) Задание-тест. Перед вами геометрические фигуры разных цветов и листок бумаги. Разделите фигуры на две группы по следующему признаку – тёплые и холодные цвета.
(На листе вверху две надписи: теплые цвета и холодные цвета.)
- А теперь проверьте друг у друга, что получилось. (В столбике «холодные цвета» должно сложиться слово «верно».)
III. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования орнамента.
- Итак, мы вспомнили всё необходимое. Начинаем упражняться в составлении сложного орнамента в квадрате из геометрических фигур.
- Давайте поиграем в «Весёлую мозаику». На каждой парте в коробочках есть фигуры, прошу составить из них узор. Работаем в парах. Кто быстрее и интереснее составит.
IV. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.
Цель: Знакомство с техникой печатания.
- Итак, вы вспомнили, что такое орнамент, тёплая и холодная цветовая гамма, поупражнялись в составлении орнамента из геометрических фигур.
- А сейчас вы попробуете выполнить орнамент самостоятельно, но сделаете это немного необычным способом.
- Сегодня мы воспользуемся печатью, с помощью которой можно сделать орнамент. Но сначала научимся приёмам работы.
- Перед вами уже готовые печати, изготовленные из обычного ластика и представляющие из себя различные геометрические фигуры.
Нанеси на палитру гуашь.
Возьми печать.
Приложи нижнюю часть ластика к палитре с нужной краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью.
Попробуй сделать то же самое другим цветом.
(Дети выполняют эскиз геометрического орнамента в квадрате на своих листах.)
После выполнения работы вопросы к учащимся:
- Довольны ли вы своей работой?
- Получилось ли то, что ты хотел?
- Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
- На что обратить внимание?
(Работы вывесить на доску.)
V. Творческое применение знаний и умений.
- А сейчас вам предстоит творческая работа.
Задание: выполни геометрический орнамент в полосе в тёплой или холодной цветовой гамме (по желанию). Работаем по инструкционным картам.
Нанеси на палитру гуашь (используй тёплые или холодные цвета – по выбору).
Возьми по выбору одну печать.
Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью. Сделай ряд таких отпечатков до конца полосы.
Возьми по выбору другую печать. Под каждым отпечатком первого ряда сделай ряд других отпечатков. Нужно, чтобы у тебя получилось несколько таких рядов.
Можно использовать одну печать, но отпечатки делать разным цветом.
Музыкальный фон во время работы учащихся.
После практической работы делаем выставку орнаментов учащихся, анализ выполненной работы.
- Получилось ли то, что ты хотел?
- Что получилось особенно удачно?
- На что обратить внимание, что сделать, чтобы ошибок не было?
VI. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
- Чему вы сегодня научились?
- Что вы узнали для себя нового?
VII. Уборка рабочих мест.