Конспект урока по русскому языку на тему Непроверяемые звонкие и глухие согласные (2 класс)
конспект урока по русскому языку, 2 класс
непроверяемые звонкие и глухие согласные
Цели деятельности учителя: дать представление о структуре словарной статьи в словаре иностранных слов; учить писать слова иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными, употребляемыми по темам «Транспорт», «Туризм»; совершенствовать умения писать под диктовку, сочинять рассказ о собственном рюкзаке.
Планируемые результаты: личностные: расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; метапредметные: регулятивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова); получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся писать слова иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Сегодня будем изучать слова с непроверяемыми согласными в корне.
II. Актуализация знаний.
– Впишите общую букву слов.
– Объясните написание слов.
На доске запись: О П С Г А И
– Составьте слово из рассыпанных букв, и вы узнаете, как называется обувь с высоким голенищем. (Это слово «сапоги».)
– Какие бывают сапоги? (Красивые, модные, добротные, зимние, кожаные, детские.)
Добротно сшили их из кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
Это интересно
Сапоги – слово произошло от древнерусского сапаши – «сопеть», «храпеть», – по скрипу, который издаёт эта обувь, она и получила своё название.
На доске запись: Б Л О Г А Е Р– Какое слово рассыпалось? (Берлога.) Кто живёт в берлоге? (Медведь.)
– Составьте предложение со словами «медведь» и «берлога».
Это интересно
Медведь. У греков, да и у многих других народов, медведь именовался арктос (латинское урсус), что означало ужасный.
Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древние люди считают, что если изменить имя, то изменится и характер животного.
Страшное имя арктос он заменили очень удачным, безобидным псевдонимом медоед (мед-у-едь – медведь). Медведь – «едящий мёд».
III. Работа по учебнику.
– Назовите транспортные средства, изображённые на рисунках в учебнике (упражнение 14). Запишите эти слова, подчеркните в них орфограммы. (Автобус, троллейбус, трамвай.)
– Спишите упражнение 15, вставляя нужные буквы. (К вокзалу то и дело подъезжали автобусы, трамваи, троллейбусы. Вот с шумом вышла группа туристов с рюкзаками за плечами.)– Что означает слово «рюкзак»?
– Образуйте от слова «вокзал» однокоренные слова. Запишите их. Обозначьте в словах корни, подчеркните орфограммы.
– привокзальная, вокзальный.
IV. Закрепление изученного материала.
– Отгадайте загадку:
Из края города в другой ходит домик под дугой. (Трамвай.)
– Составьте предложение со словом «трамвай».
Это интересно
Трамвай – слово английское (tram – вагон, way – «дорога», «путь»).
А пришло оно к нам из Бельгии. Именно бельгийцы получили первыми право на строительство трамвайных линий в России.
Но всё-таки слово это прижилось в России не сразу. Долго этот вид транспорта назывался «электрической конкой». Сейчас слово «конка» давно забыто. Были когда-то такие железные вагончики, бегавшие по рельсам. Запрягали их лошадьми. Потом стали называть трамвай не просто трамваем, а электрическим трамваем. А теперь он просто трамвай.
V. Рефлексия деятельности.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие словарные слова выучили?
Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 41).