Технологическая карта на тему Речь и речевое общение 
Раздел Мир общения. Повторяем – узнаём новое.
Тема. Речь и речевое общение
Цели. Сформировать представление о речевом этикете.. Закрепить знания о правилах  ведения диалога. 
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы.
Термины и понятия   Приобретение навыков использования слов речевого этикета. Расширение кругозора вежливых слов.  Умение аргументировано отвечать и доказывать своё мнение.
Диалог, дискуссия, общение, речь, собеседник, текст, язык, правила речевого этикета.
                                                            Планируемый результат.
Предметные умения Личностные умения Метапредметные умения
-формулировать правила позитивного диалога,
-строить диалог, используя вежливые слова. 
-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,
-составлять текст на заданную тему, используя содержание литературных произведений,
— писать высказывания, 
— использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний; 
— писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова); 
— списывать текст; 
— выделять главную мысль текста.  -  возможность  адекватно  оценивать  свою  деятельность; 
-выявлять  причины   успеха  и неуспеха   в учебной   деятельности.
-проявление интереса к изучению темы; 
— желание помочь Ване корректно вести диалог; 
— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения. Познавательные умения: 
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; 
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение; 
— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; 
— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение; 
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; 
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;
- получит  возможность   научиться  осуществлять    выбор  наиболее   эффективных    способов   решения    задач  в зависимости   от конкретных  условий;  
-осуществлять  сравнение, выбирая   основания  и критерии     для  указанных    операций
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное задание в соответствии с планом; 
— выполнять учебное действие в соответствии с правилами; 
— учитывать характер ошибок, вносить коррективы; 
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- возможность   формулировать  цели  урока;  
-принимать и сохранять  учебную  задачу
Коммуникативные умения: 
— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; 
— учитывать мнение партнёра при работе в паре; 
— использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; 
— адекватно использовать речь для представления результата;
- возможность    учиться  формулировать   собственное  мнение   и позицию; 
-сотрудничать  с  одноклассниками    в решении  учебных  задач.
1 этап.  Мотивация.
Цели деятельности. Проблемная ситуация. УУД.
-мотивировать к изучению темы;
-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме;
- обобщить представления обучающихся об общении и его видах. -Ребята, каждый из вас, отдыхая летом, купались, ходили в лес , в гости, загорали. Посмотрите сценку о отдыхе летом.
(Заранее с детьми подготовить).
 После каникул встретились Ваня и Аня и наперебой стали рассказывать своей учительнице о том , как они отдыхали летом.
-Мария Ивановна , я с родителями ездил на море, там я … -кричал Ваня.
  Аня его перебила:
-А я тоже была на море и ходила …
Ваня не унимался:
-Да замолчи ты, дай сказать …
-Почему ты должен говорить , а не я?!
-Потому что я первый начал говорить ! А ты…
-Нет , ты замолчи!
Тут в разговор вступила учительница:
-Перестаньте ссориться, я из вашего разговора не поняла, как же вы отдохнули летом.
Провести беседу о правилах ведения диалога.
Дискуссия показала, что учащиеся пока не знают некоторых правил речевого этикета. 
Есть ли у вас желание научиться речевому этикету?  Личностные умения: 
— проявлять интерес к изучению темы; 
-развивать стремление быть вежливыми и культурными;
- желание научиться вести диалог на основе речевого этикета.
Познавательные умения: 
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета. 
2 этап. Актуализация.
Цель деятельности. Учебные задания.
«знания»(з), «умения»(у), «навыки» (н). УУД.
-повторить знания о ведении беседы;
- сформулировать проблему;
-учить объяснять смысл пословиц, вырабатывать желание вести себя соответственно. -Умеете ли вы благодарить своих родителей за выполненную просьбу. Преподнесённый подарок?
- Какими словами вы выражаете свою благодарность?
- Считаете ли вы себя вежливыми?
Задание 1 
Объясните значение слов «благодарность», «вежливый человек». 
Задание 2 Учебник, стр. 11, упр. 13 . 
Прочитайте диалог. Объясните ,почему взрослый собеседник хочет перевести спор в диалог? Личностные УУД:
- развить желание научиться правильно вести диалог
Познавательные умения: 
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета. 
3 этап. Выявление места затруднения.
Цели деятельности. Учебные задания. УУД
Актуализировать знания: 
— о понятиях «вежливая беседа», «речевой этикет»; 
— о правилах оформления предложения на письме; 
— о правописании изученных орфограмм;
• Сформировать: 
— представления о формах речевого общения: беседа, письмо, диалог.
Задание 1 
- Почему , имея большой словарный запас, друзья не всегда могут вести приятную беседу?
Это мы и должны сегодня выяснить.
Задание 2 (Работа в группах по карточкам)
Приложение 1.
Познавательные умения: 
— отбирать необходимую информацию из литературных произведений; 
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение; 
— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; 
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. 
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное действие в соответствии с планом. 
Коммуникативные умения: 
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. 
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель деятельности. Учебные задания. УУД
 Научить: 
— определять тему разговора ; 
— оформлять главную мысль ключевыми словами из текста; 
Изучить определение понятий: «этикет», «речевой этикет». Задание 1 
Расскажите, что вы знаете о этикете, о речевом этикете . 
Этикет -свод правил поведения, принятых в данном обществе. 
Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом  порождает доверие и уважение. 
Задание 2 учебник стр.12 упр15
Выписать побудительное предложение.
-Чему оно нас учит?
-Что является главным средством общения ? ( родной язык)
- Что ещё помогает людям понять друг друга? ( жесты и  мимика)
Сообщение учителя.
Особенно ценится улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить. Рот – есть –всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна .Если бы не зеркала, вы её никогда бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами  было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.
                    В. Солоухин
- В каких ситуациях важно улыбнуться собеседнику? Познавательные умения: 
— отбирать необходимую информацию из интернета; 
—обосновывать своё мнение; 
— определять тему  текста; 
— использовать полученную информацию при ответе на вопрос. 
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное действие в соответствии с планом. 
Коммуникативные умения: 
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – 
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – 
Ветер сбивает осу.
В сторону руки. Плавно помашем – 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся , покажем – 
Крылья сложили назад.
5 этап. Первичное закрепление.
Цели деятельности. Учебные задания. УУД
Закрепить навыки:
-составления пословиц ;—составления предложений; 
— восстанавливать текст из отдельных предложений; 
—ответов на вопросы; 
-отличать диалог  среди других текстов.
Задание 1 Рабочая тетрадь, с. 11, упр.  12, с самооценкой. 
Задание 2 
- Соотнести левую и правую части пословиц.
Не делай другому того,               потом скажи.
Умей сказать,                               дай добрый совет.
Кто спорит,                                  больней огня жжёт.
На добрый привет                       тот ничего не стоит.
Сначала подумай,                        умей и смолчать.
Недоброе слово                            чего не желаешь себе.
- Какую пословицу можно считать «золотым правилом общения»?
Задание 3 
учебник стр.12 упр17
-Сравнить с выбранной нами пословицей.
Самооценка
Закончите предложение: 
Я … (очень, не очень)доволен(льна) результатом своей работы.(Почему?) Познавательные умения: 
— отбирать необходимую информацию; 
—обосновывать своё мнение; 
—восстанавливать текст пословиц; 
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
-объяснять смысл пословиц.
5 этап. Самостоятельная работа.
Цели деятельности. Учебные задания. УУД
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; 
— писать орфограммы 
в новых словарных словах; 
— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.  Задание 1
Можно ли человека незнающего речевого этикета, считать вежливым?
Обоснуйте своё мнение. 
Задание 2 Учебник, стр. 11 , упр.  14.
Составить текст о своём друге, используя схему.
Начни так: У меня есть друг…   .Закончи так : Мы с … никогда не обижаем друг друга.
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное действие в соответствии с планом. 
Самопроверка.
Взаимопроверка.
6 этап. Повторение пройденного материала.
Цели деятельности. Учебные задания. УУД.
Используя электронные ресурсы повторить :знания: 
— о понятиях «беседа»,  «диалог», «этикет»; 
— о правилах оформления предложения на письме; 
— о правописании изученных орфограмм. 
— представления о формах речевого общения: беседа, письмо, диалог.
— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. Диск.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык»3 класс. Тема  «Мир общения. Собеседники. Диалог.» Задание «Диалог».
Задание 1
Соотнести фразы из стихотворения С. Маршака и получить текст.
-Использовал ли автор правила речевого этикета , сочиняя это стихотворение?
Обоснуйте свой ответ .Задание 2
-Какие  правила речевого этикета мы должны знать?
Правила нашей речи .Говорите неторопливо, спокойно, вежливо, понятно, с уважением к собеседнику, в соответствии с общепринятой нормой произношения. 
Познавательные умения: 
— отбирать необходимую информацию;  
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. 
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное действие в соответствии с планом. 
Личностные :-умение отвечать на поставленные вопросы;
-  возможность  адекватно  оценивать  свою  деятельность; 
-выявлять  причины   успеха  и неуспеха   в учебной   деятельности.
7 этап. Рефлексия.
Цели деятельности. Учебные задания. УУД
Выяснить :-чему научились на уроке;
-в чём были трудности. -Какое задание было интересно выполнять?
- Что не получилось?
-Где допустили ошибку?
-Кому нужна помощь учителя или товарища?
Самоанализ 
Закончите предложения: 
1. Мне важно уметь правильно строить свою речь , потому что… 
2. Чтобы правильно вести диалог, надо...  Познавательные умения: 
— отбирать необходимую информацию из литературных произведений; 
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение; 
— определять структуру ответа и обосновывать своё мнение; 
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. 
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное действие в соответствии с планом. 
Коммуникативные умения: 
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
8 этап. Подведение итогов урока.
Цели деятельности. Учебные задания. УУД.
Подвести итоги работы на уроке.
Проверить знания о правилах речевого этикета. Ответить на вопросы:
- Что является главным средством общения?
- Назовите помощников в общении.
-Какие правила речевого этикета необходимо использовать в речи?
Регулятивные умения: 
— планировать своё действие в соответствии с целью; 
— выполнять учебное действие в соответствии с планом. 
Коммуникативные умения: 
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
9 этап. Домашнее задание.
Учебник стр. 12 , упр.16 . Выставление оценок за работу на уроке.
Приложение 1.
Карточка № 1 
Группа слов
Задание  Оцените себя (да «+», нет «- )Место затруднения
и ,  умей , смолчать, сказать , умей. 1  Из данных слов составить пословицу.
2  Объяснить её смысл.
3  Найти и объяснить орфограммы в словах. Мы составили пословицу    …
Объяснили смысл  :  полностью   …
                                         неточно   …   
Мы нашли и объяснили: 1 орфограмму   …
                                                   2 орфограммы   …
                                                   3 орфограммы   …
                                       более 3 орфограмм   … Карточка  № 2
Группа слов
Задание  Оцените себя (да «+», нет «- )Место затруднения
ничего, тот спорит , не стоит, кто. 1  Из данных слов составить пословицу.
2  Объяснить её смысл.
3  Найти и объяснить орфограммы в словах. Мы составили пословицу    …
Объяснили смысл  :  полностью   …
                                         неточно   …   
Мы нашли и объяснили: 1 орфограмму   …
                                                   2 орфограммы   …
                                                   3 орфограммы   …
                                       более 3 орфограмм   …