Подборка задания для подготовки к ОГЭ по биологии 9 класс по темеЗадания из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ по биологии на тему»Биология как наука. Методы изучения биологии


Задания из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ по биологии на тему»Биология как наука. Методы изучения биологии»
1.Как называется наука, занимающаяся изучением наследственности и изменчивости организмов?
1) анатомия
2) генетика
3) цитология
4) Физиология
2.Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение 2) описание 3) эксперимент 4) моделирование
3. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) экология 2) анатомия 3) эволюционное учение 4) Генетика
4. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.
1)лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь
5. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии
6. На фотографии изображён шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?
1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

7. Кого из перечисленных учёных считают создателем эволюционного учения?
1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова
8. Примером применения экспериментального метода исследования является
1) описание строения нового растительного организма 2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями 3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки
4) формулирование положения на основе полученных фактов
9. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?
1) наблюдение 2) описание 3) измерение 4) моделирование
10. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо
1) создать теорию 2) построить модель 3) провести эксперимент4) собрать научные факты
11. Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен
1) поставить эксперимент 2) провести наблюдения 3) прочитать статью о фотосинтезе
4) сравнить данные из разных литературных источников
12. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
1) генетика 2) экология 3) физиология 4) Систематика
13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения
439674010991850014. На рисунке изображён выдающийся российский учёный, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал1) учение о пристеночном пищеварении 2) учение об условных рефлексах 3) теорию эволюции 4) учение о клеточном иммунитете
15.И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки
1) анатомии 2) физиологии 3) генетики 4) экологии
16. Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?
1) синтеза 2) сравнения 3)наблюдения 4) анализа
17. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) описание нового вида организмов 2) сравнение двух микропрепаратов 3) формирование условного рефлекса на звонок 4) измерение кровяного давления у пациента
18. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки, – это
1) теория 2) гипотеза 3) научный факт 4) доказательство
19. Главным объектом изучения науки эмбриологии является (-ются)
1) развитие организма от зачатия до рождения 2) строение и функции яйцеклетки
3) развитие организма после рождения 4) строение и функции половых желёз
20. Метод исследования, с помощью которого можно установить количество и форму хромосом в клетке, называется
1) биохимическим 2) цитологическим 3) центрифугированием 4) сравнительным
21. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим 4)наблюдения
22. Специальность учёного, изучающего тонкие структуры хромосом, называется
1) селекционер 2) цитогенетик 3) эмбриолог 4) анатом
23. Предположим, что у вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию, из предложенной, вы сможете в нём найти?
1) нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту
2) цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов
3) в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы
4) к методам селекции относят искусственный отбор
24. Какой прибор позволяет определить жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
у человека?
1) динамометр 2)фонендоскоп 3) тонометр 4) спирометр
25. При описании размеров и массы тела представителей отряда Крокодилы учёные чаще всего используют следующие единицы измерения:
1) м и т 2) см и кг 3) м и кг 4) мм и г
26. Какой из приведённых ниже терминов в переводе с греческого языка означает «изучение жизни»?
1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) биология
27. Какой из приведённых ниже терминов в переводе с греческого означает «вне» и «рассекать»?
1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) зоология
28.Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
1)селекционер 2) цитолог 3) эмбриолог 4) анатом
29. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?
1) цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) медицины
30. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это
1) гипотеза 2) эксперимент 3) теория 4) факт
31. На рисунке изображён фрагмент электрокардиограммы человека. Знания в области какой биологической науки позволят её расшифровать?
1) гигиена 2) генетика 3) физиология 4) анатомия
32. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7,
а линзы объектива ×40?
1) ×740 2) ×280 3) ×47 4) ×33
33.Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала
в листьях можно с помощью 1) эксперимента по фотосинтезу
2) наблюдения за развитием растения 3)сравнения растений разных природных зон
4) измерения органов растений
34. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) глюкометр 2) динамометр 3) спирометр 4) фонендоскоп
35. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

1) гигиены 2) генетики 3) физиологии 4) анатомии
36.В какой области биологии сделал свои открытия К.А. Тимирязев?
1) цитологии 2) ботаники 3) психологии 4)медицины
37. Какая наука изучает меры предупреждения болезней человека?
1) гигиена 2) физиология 3) медицина 4) психология
38.Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) гигиена 2) физиология 3) анатомия 4) медицина
39. С применением какого научного метода связано исследование процесса образования условного рефлекса?
1) описательный 2) сравнительный 3) исторический 4) экспериментальный
40.В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?
1) анатомия 2) генетика 3) цитология 4) психология
41.Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) формулирование положения на основе полученных фактов 2) формирование у собаки условного рефлекса на звонок 3) внешнее описание нового вида организмов 4) сравнение двух микропрепаратов
42. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что
1) создал учение о кровообращении 2) открыл явление фотосинтеза 3) создал учение о естественном отборе 4) открыл законы наследственности
. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что4крыл законы наследственност444 Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают
43. Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают
1) экологи 2) энтомологи 3) вирусологи 4) физиологи
44. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?
1) отоларинголог 2) невропатолог 3) окулист 4)дерматолог
45. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?
1) гигиена 2) физиология 3) психология 4) анатомия
46.В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней?
    1)  цитологии
    2)  систематики
    3)  генетики
     4.Вирусологии
47. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) .И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) И.П. Павлова 4) Ч. Дарвина
48.Данная фотография иллюстрирует метод
1) моделирования 2) эксперимента 3) обобщения 4) статистический49.Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть
1) хлоропласты растительной клетки 2)ядро растительной клетки 3) форму клетки простейших 4) рибосомы бактерий
50. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа ииз шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) анатомия 2) биоценология 3) физиология 4) молекулярная биология 5) психолопсихология 6) эволюционное учение
51. Прочитайте текст и выполните задание 29.
РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ
История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.
Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – лёгкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.
Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Учёный получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своём исследовании Э. Дженнер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?
3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?
3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?
52. Прочитайте текст и выполните задание 29.
«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?
53. Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3) Разработал метод предохранительных прививок.
4) Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин.
54. Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Работал в химической лаборатории Д.И. Менделеева и читал лекции в клубе художников. 2) Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
3) Родился учёный в 1829 году.
4) В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.
5) Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».
6) Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений – П. Лавровым, К. Г. Струве.
55. Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.
2) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.
4) Разработал методику опытов с мнимым кормлением.
5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.
56.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1) в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды
2)пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера
3) сделайте вывод
4) через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора
5) возьмите три чистые пробирки
6) первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду
57.Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
58.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2)ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3)в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4)плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5)в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6)приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
59.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2)зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3)положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет
5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6)поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола
60.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2)зажмите препарат крови лапками-держателями
3)положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки