Доклад на тему Нестандартные формы и методы на уроках музыки как средство активизации познавательного процесса и повышения интереса к предмету

ГУ «Отдел образования»
Общеобразовательная средняя школа № 27





ДОКЛАД

Тема: Нестандартные формы и методы
на уроках музыки как средство активизации познавательного процесса и
повышения интереса к предмету








Выполнил: учитель музыки
ОСШ № 27
Дерюгина И.В.










Темиртау – 2011 г. Нестандартные формы и методы
на уроках музыки
как средство активизации познавательного процесса.

Сегодня перед каждым учителем стоит вопрос: как сделать урок интересней, а работу учащихся плодотворней. Новое время диктует новые подходы, как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Да и общество требует людей образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение осуществляется с помощью активных методов, а одним из таких методов в нашей профессии является игра, способствующая формированию познавательного интереса.
В игре, используемой в качестве форм организации учебной ситуации, ребенок чувствует радость учения: проявляется и умственная, и социальная активность, мобилизуются интеллектуальные силы, которые сопровождаются эмоциональным подъемом. Игра становится мощным средством самовоспитания, самовыражения и самоусовершенствования.
Приведу примеры игр, которые применяю на своих уроках.
Игра “Прятки”
Можно использовать данную игру при усвоении темы crescendo и diminuendo, piano, forte.
По принципу игры “Холодно – горячо”. Выбирается водящий, в отсутствии которого прячется какой -либо предмет. Водящему предстоит найти этот предмет, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое сопровождается ритмическими хлопками детей. Громче музыка и хлопки звучат громче, значит предмет близко и наоборот. Эту же игру можно сопровождать исполнением песни.

Фонопедическое упражнение-игра
“Весенние голоса”
для детей младшего школьного возраста
Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)
С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка)
До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)
И дальше побежал (булькаем)
Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)
Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)
Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

“Дождик накрапывает”
(игра с использованием «звучащих жестов”)
Мелкий дождик моросит Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте) В листьях сада шелестит Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”) Мокнет мячик у ворот, Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками) Мокнет поле, огород Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Речевая диалогическая игра
по песенке “Таря-Маря”
Учитель: - Таря-Маря в лес ходила
Дети: - В лес ходила?
Учитель: - Таря-Маря шишки ела
Дети: - Шишки ела?
Учитель: - Шишки ела, вам велела.
Дети:
- Шишки ела, нам велела А мы шишек не хотим, Таре-Маре отдадим.
Данная речевая диалогическая игра хорошо подходит для развития ритмического и интонационного слуха. Когда эту игру использую на уроке, стараюсь, чтобы ребята исполняли ее, сопровождая выразительной мимикой и жестами. Это помогает рождению выразительной интонации.
Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а иногда и в рисунке.

Игра «Узнай песню по ритму».
Данная игра способствует решению задач по формированию у учащихся чувства ритма и метра. Водящий или учитель прохлопывает в ладоши ритм какой либо песни, а задача учащихся определить, что это за песня.
«Перевертыши названий песен или песенных строк»:

Врозь грустно бежать (Вместе весело шагать)
Ты под луной стоишь (Я на солнышке лежу)
С грустью ясная ночь темней (От улыбки хмурый день светлей) и т.д.
Игра «Музыкальное лото»
Данная игра проводится при изучении темы «Инструменты симфонического оркестра». Ученикам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. У учителя карточки с их названиями. Выигрывает тот ученик, кто быстрее закроет все свои окошечки.
В процессе урока учащиеся начальных классов быстро утомляются, поэтому можно использовать игру в качестве физминутки. Например, игра «Раз, два, три». Учитель предлагает детям запомнить, что на счет «раз» - руки вперед, «2» - к плечам, «3» - руки вверх. Дети за учителем повторили. Игра заключается в том, что учитель не всегда правильно показывает движения, но дети не должны сбиваться. У младших школьников развита склонность к подражанию. Эту особенность можно использовать также во время физминутки, используя игру-имитацию «Музыкальные инструменты». Учитель движениями имитирует игру на музыкальных инструментах, но может ошибиться и сыграть на инструменте, не имеющем отношение к музыке. Ученики повторяют движениями игру только на музыкальных инструментах и угадывают их.
Также в ходе физминутки можно использовать песни-танцы «Танцуйте сидя», «Лавата», «Буги-вуги» и др.
"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А. Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока".
Игра расширяет интерес.
Игра развивает самостоятельность и мышление.
Игра - вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Игра - это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.
Игра развивает познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Игра повышает работоспособность детей, активизирует, направляет их на работу.
Конечно, далеко не на каждом уроке применяются такие и другие игры. Но в целом игровые формы на уроках способствуют:
Освоению предметного материала;
Снятию психического напряжения;
Созданию ситуации успеха;
Формированию положительных мотиваций;
Созданию возможности для самовыражения учащихся;
Развитию воображения и фантазии;
Формированию нового взгляда на мир;
Воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию.
Форму опроса можно также разнообразить с помощью игры и сделать этот процесс более увлекательным. Например, игра в снежки. Учитель посылает снежок с вопросом, ученик ловит снежок и должен дать ответ, если ответ не найден, ученик посылает снежок, на свое усмотрение, другому ученику.
Игра-конструктор. Вопросы написаны на фрагментах какого-либо предмета, например на частях снеговика или ромашки. Каждый ученик по очереди выходит, читает вопрос или задание и, ответив, прикрепляет деталь на доску.
Для экономии времени опроса и быстрой проверки знаний учащихся, а также в целях активизации учебного процесса применяю графические диктанты по принципу игры «Да-нетка». Формулирую предложения, если дети согласны с формулировкой ставят галочку, если не согласны – горизонтальную палочку. Этот метод опроса очень интересен учащимся всех возрастов.
Для разнообразия форм опроса можно применить игру «Молчанка» или «ручной опрос». Учитель задает вопросы, ученики, если знают ответ, поднимают 2 руки, если знают ответ не полностью – 1 руку, если совсем не знают – не поднимают рук. Два специально выбранных учащихся считают результат и сдают его учителю. Ручной опрос за очень короткое время позволяет выяснить степень готовности всего класса, и если учащимся можно доверять, то этот тест позволит учесть его результаты и в дальнейшей работе. Если есть сомнения по поводу результатов «ручного опроса», можно попросить нескольких учащихся выполнить задания письменно или устно.
Разнообразить урок, сделать его более увлекательным помогут и нестандартные задания, которые не только активизируют мыслительную деятельность учащихся, но и способствуют повышению интереса к предмету, нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее учащихся – удивление перед необычным, нередко радостное чувство в процессе деятельности, удовольствие от полученного результата.
С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.
Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.
В русле поиска современных подходов к обучению на помощь приходит технология встречных усилий учителя и учащихся. Данная технология дает возможность поставить ученика в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Цель же учителя – не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), условно разбивается на 5 этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия.
Еще до начала каждого урока можно предложить заполнить таблицу готовности по пятибалльной шкале:
5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать;
4 балла – я готов к работе;
3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь. (баллов 1 и 2 нет). Такой прием анализа учебной готовности позволяет достаточно представить отношение учеников к предмету, уровень готовности, принять необходимые меры для улучшения ситуации.
На первом этапе можно использовать прием эпиграфа, когда учащимся предлагается осмыслить записанный на доске текст и придумать, как он может быть связан с темой урока. Например:
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты.
Соединенье нежности и муки,
Ложащееся в нотные листы.
Создать эмоциональный настрой на учебную деятельность помогает прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учащимся предлагается загадка (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над темой.
На контрольно-подготовительном этапе урока происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи, здесь хорошо использовать такие приемы, как «Лови ошибку» в форме графического диктанта или игры «Да-нетка», «Опрос-кроссворд» и т.д.
Для поддержания активности и интереса учащихся способствует прием театрализации, применяемый на этапе «сотворчество». Любой разыгранный учащимися музыкальный мини-диалог, сказка могу стать предметом серьезного анализа изучаемого материала.
Основное содержание рефлексивного этапа урока – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания. На данном этапе хорошо использовать приемы «Эссе», «Синквейн» - пятиминутные задания, помогающее учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дающие учителю представление о восприятии темы школьниками. Также можно использовать цветные карточки. Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был для меня полезен, я много, с пользой и хорошо работал, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке». Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка зеленого цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем шла речь . мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».
Велика роль на уроках музыки межпредметных связей с литературой, живописью. Хорошим вспомогательным материалом к объяснению ряда тем 1-3 класса являются стихи Н. Кончаловской "Нотная азбука". Они являются коротким и существенным обобщением предварительно изложенного материала.
Семь всего лишь нот на свете: До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни эти ноты И в тетрадку запиши.
Приступая к знакомству с длительностями нот уместно зачитать детям:
Нам пока хватает нот, Только нотам нужен счет. Счет известный в целом мире Раз, два, три, четыре.
Формируя деление длительностей, удобно с помощью стихотворения подкреплять их названия:
Если нота белая - это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые. Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих В каждой ноте половинке по две черных четвертинки. В каждой четвертушке - две восьмушки – две чернушки Палочки и точки, на палочках крючочки.
Знакомя с паузами, можно прибегнуть к такому пояснению:
Коль найдешь такой значок Значит целый такт молчок. Если ж знак лежит вот так Значит пауза пол -такта. А такой значок найдешь Значит, четверть переждешь. А фигурка вот такая – Это пауза восьмая.
Для разъяснения значения знаков альтерации:
Что скрыто в маленьком значке На третьей линии в строке? Об этом нас ты расспроси, И мы дадим ответ - изволь: Везде, где встретишь ноту "си" Играй не "си", а "си бемоль". Вот скажем этот знак - "диез" На пятую линейку влез. На пятой нота "фа" (мы это знаем) На "фа - диез" ее меняем. А этот новый знак у нас Обозначает он отказ. Вот это "ре", здесь "ре диез" А "ре с бекаром", просто без.

На уроках музыки в начальных классах можно применять прием «Цветового моделирования». “Цветовое моделирование” представляет собой перевод образа из одного художественного ряда в другой. Передача музыки, ее эмоционально-образного содержания средствами изобразительного искусства вполне соответствует и психологическим особенностям младшего школьного возраста, и специфике комплексного урока как формы взаимодействия различных видов художественного творчества.
Например, учащимся предлагается пьеса П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”. После первого прослушивания выясняется, какое настроение передает композитор в своей музыке, какому времени года оно больше соответствует. Каждому ученику раздается лист с нарисованным контуром поляны.


Задание – разукрасить в соответствии с настроением музыки свою поляну, используя карандаши тех цветов, которые по настроению больше подходят к музыке. После второго прослушивания ученики приступают к работе.
Задание оценивается по следующим критериям: оригинальность; цветовая гамма; разработанность; связь цветового решения с характером музыкального образа.
Каждый параметр задания оценивается по 10–балльной шкале: значения 1-3 определялось как низкий уровень; 4-8 – средний уровень; 9-10 – высокий уровень.

В настоящее время активное применение в урочной деятельности находят информационные технологии. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Используя возможности программы Power Point, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
во время знакомства с творчеством того или иного композитора
при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов
при знакомстве с музыкальными произведениями
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
Применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует
личностному развитию учащихся;
повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
изменению самооценки учащихся;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Есть ещё одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новые методики не должны противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.
Литература:
Музыкальное воспитание в школе / сост О. Апраксина. Выпуск 17. - М,1986.
2. Хрестоматия по методике музыкального воспитания / сост. О.Апраксина
М.: Просвещение, 1987.
3. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Народное образование, 1998.
6. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
7. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

15