Подготовка к сочинению — размышлению по рассказу В. Ф. Тедрякова Хлеб для собаки (10 класс)
Предмет: русский язык и литература
Класс:10 класс
Тема урока: Подготовка к написанию конкурсного сочинения-размышления по теме «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» по книге В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» (к 45-летию создания произведения)
Цели урока:
Познавательные: отработка навыков смыслового чтения, анализ произведения, выдвижение гипотез и их обоснование
Практические: написание сочинения-рассуждения на заданную тему
Общепредметные:
Воспитывать:
интерес к изучаемому предмету в ходе анализа произведения и подготовки написания сочинения-рассуждения
языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности
нравственные качества учащихся (осознание такой нравственной категории как «совесть»)
способность вырабатывать определенные взгляды на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним
Развивать:
память (зрительную, слуховую, логическую, механическую, ассоциативную, образную), логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции.
Формировать: умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.
6.Задачи урока:
Продолжить работу по развитию речи учащихся
Развивать творческие способности учащихся
Закрепить умение написания и оформления сочинения-размышления
Способствовать развитию логического мышления, устной, монологической, диалогической речи
Активизировать эмоционально-нравственную сферу личности школьников
7.Планируемые образовательные результаты:
- учащиеся научатся давать нравственно-этическую оценку поступкам героев произведения
- учащиеся смогут четко ставить учебные задачи и планировать (составлять последовательность действий) по достижению данной учебной задачи, оценивать промежуточные и конечные результаты своей деятельности, оценивать уровень усвоения материала
- усовершенствуют навык смыслового чтения, установления причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения
- смогут планировать учебное сотрудничество со сверстниками, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
8. Содержание урока:
Этапы урока
Содержание и виды деятельности учащихся:
I
Вводный (организационно-мотивационный) этап
Учитель: Ребята, вы прочитали рассказ В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Действие рассказа происходит в самые страшные годы жизни нашей страны – 1930-ые годы. Годы великой коллективизации и великого голода. Сегодня мы попробуем поразмышлять над прочитанным произведением. Как вы считаете, умение ставить проблему и рассуждать по ней – это важное для вас умение? Эта работа вам знакома? Чем она интересна для вас? Чем нова? А что, вообще, значит «рассуждать»?
Ответы детей. Для самопроверки обратиться к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Учитель: Давайте вернемся к рассказу В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Какое впечатление произвел рассказ на вас? Зачитайте те отрывки, которые вас особенно потрясли?
Аргументированные ответы детей.
II
Основной (информационно-аналитический) этап
Учитель: Чтобы написать сочинение –рассуждение, что надо сделать в первую очередь? Ответы детей. Верно, сначала необходимо определить тему, над которой впоследствии вы будете рассуждать. Какую тему вы определяете в этом рассказе, над которой хотели бы размышлять?
Ответы детей.
Учащиеся выходят на проблему человеческой совести.
Учитель: Как вы считаете, слова О. Волкова: «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью», можно определить как тему нашего сочинения?
Ответы детей.
Учитель: Чтобы рассуждать о таком важнейшем нравственном понятии как «совесть», давайте воспользуемся приемом синквейна.
Дается задание составить синквейн со словом «совесть». Работа в парах. Чтение созданных синквейнов. Обсуждение.
Учитель: Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Чтение словарной статьи. «Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.». Сравнение с предложенными вариантами трактовки данного слова в синквейнах.
Учитель: Попытайтесь объяснить свое понимание выражений:
-жить по совести
-больная совесть
-укоры совести
Учитель: Испытывали ли вы когда-нибудь укоры совести?
Ответы детей.
Учитель: Давайте попробуем ответить на ряд вопросов, поднимающихся в рассказе. Вы работали в группах на прошлом уроке. Какие вопросы вы хотели бы задать своим товарищам?
I группа:
1. Почему мучается главный герой рассказа?
2. Как у него получается переживать муки совести? (текст: «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других» (Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки, М. Просвещение, 1983, с. 5)
3. Какое решение из сложившейся ситуации пытается найти главный герой?
4. Как вы понимаете слова: «Не опасно ли открыто протягивать руку помощи?» (Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки, М. Просвещение, 1983, с. 7)
II группа:
1. Как бы вы поступили на месте Володи Тенкова? Мучила бы вас совесть в этой ситуации?
2. Почему, когда он отдает хлеб слону, он так описывает свои чувства: «Весь день я был счастлив. Внутри в подреберье, где живет душа, было прохладно и тихо» (Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки, М. Просвещение, 1983, с. 11)
. Вы понимаете его ощущения?
3. Почему жалость к врагам возникла именно в душе ребенка?
4. Какие душевные страдания переживает ребенок? Текст: «Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение от мальчишеской жалости». (Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки, М. Просвещение, 1983, с. 13)
III группа
1. Как вы понимаете слова: «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»? (Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки, М. Просвещение, 1983, с. 14)
2. Прокомментируйте слова: « совесть моя продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни». (Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки, М. Просвещение, 1983, с. 16)
3. А что было бы с вашей совестью, окажись вы на месте мальчика?
4. Были ли среди взрослых герои, которые не выдержали мук совести? Что с ними произошло? Вы понимаете их поступки?
Учитель:
Давайте попытаемся оценить поведение главного героя относительно уровней нравственной саморегуляции личности, предложенной Г. К. Селевко. Вспомним их. 1 уровень- получение награды или избежание наказания. 2 уровень – забота об общественном мнении (казаться). 3 уровень – подчинение общественным нормам (подчиняться). 4 уровень – внутренние нравственные принципы (быть самим собой). (Селевко Г. К. Управляй собой М., Народное образование, 2002, с.50-51)
Ответы детей.
Конечно, мальчик находится на высшем уровне: он остается самим собой. Оцените себя по этой градации, представив, что вы оказались на месте главного героя рассказа.
.
Учитель: А теперь, ребята, попробуйте изложить свои мысли в сочинении – рассуждении по теме «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью», на основе личных впечатлений от рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб доля собаки»»
Вспомним композиционную схему сочинения- рассуждения.
- Тезис
-Доказательства
- Вывод
Используйте слова –опоры и выражения для рассуждения: Совесть – это.. Посудите самиПотому что Почему так происходит Наверное, потому, что
Написание сочинений-рассуждений.
III
Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
Учитель: Отредактируйте свой текст, используя Памятку к написанию сочинения- рассуждения. (См. Приложение). Чтение работ. Обсуждение. (Трунцева Т. Н. Как научиться писать сочинения-рассуждения, Грамотей, 2008, с.29-30)
Учитель: Однажды В. Ф. Тендряков сказал: «Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я их сам ищу».(Тендряков В. Ф. Воспоминания, М. Просвещение, 1984, с.123) Тот рецепт жизни, который нашел для себя главный герой рассказа «Хлеб для собаки» пригодится ли вам в вашей жизни? Верный ли это рецепт?
Понравился ли вам урок?
Трудно ли было вам справиться с поставленной задачей урока?
Какой вывод вы можете сделать из урока?
Оцените свою работу сегодня?
Приложение
Памятка к написанию сочинения-рассуждения
На какой общий вопрос отвечает сочинение?
Какова тема сочинения (описывается предмет, ты повествуешь или рассуждаешь, почему происходит это событие).
Ты заявил в самом начале текста о проблеме, которую хочешь исследовать, задал вопрос, на который хочешь ответить?
Составь композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), выдели ее составные части цветной пастой.
Ты привел доказательства своему предположению, утверждению (2,3 и более). Подставь в начало каждого доказательства карандашом слова потому что, так как.
Ты заканчиваешь свое рассуждение выводом? Использовал конструкции вывода вот потому и , поэтому?
Проверь наличие конструкций причинно- следственного содержания почему – потому что.
Использовал ли ты в качестве доказательства высказывания авторитетных авторов, пословицы, поговорки?
Экспрессия убеждения – вот основной тон твоего рассуждения, так ли это?
Перечитай свою работу. Прочти ее своим товарищам: убедил ли ты
Литература
1.Пленкин Н. А. Уроки развития речи 5-9 классы, М. Просвещение, 1995
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка под ред. Шведовой Н. Ю., М. Русский язык, 1987
3. Тендряков В. Ф. Рассказы, М. Просвещение, 1993
4. Тендряков В. Ф. Воспоминания, М. Просвещение, 1984
5. Трунцева Т. Н. Как научиться писать сочинение-рассуждение, Грамотей, 2008
6. Селевко Г. К. Управляй собой, М. Народное образование, 2002.
15