Творчество как способ положительной мотивации учения
Творчество как способ положительной мотивации учения
О.В. Гречко, учитель начальных классов, МКОУ Добрятинская СОШ, Гусь- Хрустального район, Владимирская область
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы учителя подтверждается тем, в какой мере учебно- воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной активной деятельности. Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки литературного чтения, на которых происходит становление и развитие речи. Содержание работы по развитию речи складывается из определённого объёма речеведческих сведений и понятий, изучения типов речи, обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи. Нужно научить ребёнка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Классное чтение обогащает ученика новыми понятиями, новыми словами, , словосочетаниями, оборотами речи. Так, при чтении рассказа Н.Артюховой( 1 класс) ученики отвечали на вопросы:
- Какими словами автор называет собаку? ( Лохмач, огромный, злющий пёс, грозный враг)
-Почему собака называется грозным врагом? ( чтобы подчеркнуть, что она большая и злая, а Андрюша маленький и беззащитный)
- Что делал Андрюша, оставшись один на пасеке?( он ревел от страха)
-Что делала Валя, прогнав Лохмача?( она плакала навзрыд)
-Почему автор использовал такие слова?( удачно подобранное слово помогает избежать повторения одинаковых слов)
Следующий этап- пересказ с сохранением заданных синонимов, составление связных текстов с указанными синонимами. Детям предлагается внести исправления в предложения. Например: отрывок из рассказа В. Бианки « Музыкант»: « В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо в лесу.. Вдруг старик услыхал: « Дзенн!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился»: « Кто это в лесу на струне играет?»
Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник.
Задание: заменить повторяющееся слово старик.
От класса к классу работа со словом усложняется. Во 2 классе проводятся словарно- логические упражнения:
Перечисление предметов одного рода с последующим обобщением: пирамидка, машина, кукла. Назовите одним словом.
Устранение лишнего предмета в данной группе: лук, помидор, огурец, яблоко.
Обозначение путём противопоставления или исключения: Шуба- одежда, а ботинки?
Определение предметов по указанным признакам: Белый, сладкий- что это?
Школьники учатся активизировать свой словарный запас с помощью различных частей речи( Цветок- красивый, душистый, необычный, ароматный, нежный и т.д., Солнце- греет, освещает, садится, светит и т.д.)
В 3 классе при формировании навыков правописания ведётся работа над грамматической основой слова, внимание детей направляется не только на значение слова, но и на его происхождение. Так, на минутке чистописания, отрабатывая элементы прописной и строчной буквы Зз, учащиеся закрепляют правописание буквы в слове злорадствовать. Параллельно ведётся работа над лексическим значением этого глагола.
- Как понимаете смысл слова?
-Что можно сказать о людях, которые злорадствуют?
-Вспомните героев сказок, о которых можно сказать, что они злорадствуют?
Речь является каналом развития интеллекта, зеркалом культуры и образованности человека.. Так как не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, необходимо с 1 класса применять игровые приёмы в работе над развитием речи. Вот некоторые из них.
Игра « Бывает- не бывает».( уч-ся придумывают разные предложения: Прошёл дождь. Заяц залез на дерево. Часы отстают. Ворона громко замяукала.) Класс хором утверждает: бывает такое или нет.
Игра « Сочиняй-ка» ( придумайте 10 новых применений пустому стержню, обёртке от шоколадки, воздушному шарику)
Игра « Перевёртыши».( любую фразу можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл: Муха села на варенье.( Жужжащее насекомое приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре)
Семилетний ребёнок способен творить, порождать новое. Это то, без чего в полной мере не может развиваться его личность, индивидуальная мотивационно-потребностная среда. Одним из приёмов создания положительной мотивации ученика может служить опора на творчество детей, в частности, на их стихотворчество. К.И. Чуковский говорил: « В начале жизни мы все стихотворцы, а лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Дети любят заниматься стихотворчеством сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Детям даются понятия ритма и рифмы, подбираются игры, развивающие чувство ритма, используется приём хлопанья в ладоши.
Закончите фразу: Ша-ша-ша- мама моёт( малыша)
Аш-аш-аш-купили Маше( карандаш)
Дополните слоги до слов:
ма-?( малина, майка)
?-нок( щенок, венок)
ча-?( чаша, чайка)
Придумайте рифму к слову олень( день, лень, тюлень)
Постепенно дети переходят к самостоятельному сочинению двустиший и четверостиший. Учитель даёт готовую рифму, помогает подобрать предложение и сочиняет вместе с детьми:
Рифма: окно, тепло, майку, лужайку.
( Я выглянул в окно,На улице тепло.
Надел я быстро майку,
Помчался на лужайку.)Внимательное отношение к стихотворным экспромтам способствует формированию и закреплению положительной мотивации к учению. Во 2 классе можно предложить такие задания.
Задумайте предмет, опишите его с помощью имён прилагательных. Сделайте это в стихах
Красное, румяное, спелое, литое, бывает золотое( яблоко)
Допишите по началу предложения.
Утром солнышко проснулось,
( вверх лучами потянулось)
Всех ребят давай будить
(В школу их поторопить)
Чтобы нам не опоздать
( Надо рано всем вставать!)
Изучая в 4 классе тему « Спряжение глаголов», школьники выполняют такое задание: подобрать глаголы с безударными личными окончаниями. Вот, что получилось:
Выходим, бегаем, играем,
Катаемся, поём, ныряем.
Стихотворение способствует самовыражению детей. Вот примеры рифмованных строчек учащихся 1 класса.
По деревьям и дороге
Пляшет дождик длинноногий,
Молния, и грома бас
нам поёт, как контрабас.
Медведева Полина
Звенят ручейки, как скрипки,
У людей на лицах улыбки.
Радуга появляется,
Мне она улыбается.
Каламешкина Лиза
Наш лохматый пёс Барбос
Отморозил себе нос.
А теперь сидит у печки,
Не пойдет он больше к речке.
Тищенко Анатолий
Другим средством создания положительной мотивации учения являются сказки. Ученики знакомятся со сказками разных народов и авторскими сказками. детям предлагается сочинить сказки самим. Сначала это сказки- почемучки, например: « Почему идёт снег?», « О чём поёт ветер?» и т.д. При выполнении любых заданий дети вновь прибегают к стихотворчеству. Примеры сказок:
Возле леса, на опушке
Жили-были две лягушки.
Попрыгушки и вертушки,
Неразлучные подружки.
Они жили- поживали.
Зверей в гости приглашали,
Чай с вареньем разливали,
Никого не обижали.
Баташова Лариса
Зайчик маме говорит:
« У меня живот болит.
В огородик я попал
И морковки там нарвал.
Много съел и чуть живойПрискакал сейчас домой!»
Абашкин Дима
Способность детей к стихотворчеству- залог развития их речи и формирования творческой личности, одно из средств самовыражения ребёнка.
работая над созданием и удержанием положительного отношения к учению, учитель не должен забывать и о таком виде творческой работы, как сочинение. « Сочинение- одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», - справедливо указывала М.А. Рыбникова. Именно на этих уроках создаётся атмосфера, способствующая творческому подъёму. Для того, чтобы пробудить жажду творчества, необходим системный подход к решению задач речевого развития. Следует выполнить три условия: обеспечение правильной речевой среды, создание предпосылок для самостоятельных и письменных высказываний, активизация словаря.. Что же нужно понимать под системой обучения сочинениям7 Прежде всего- последовательность обучения сочинениям, в которой предусмотрено развитие у детей определённых умений связной речи. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до написания самого сочинения на различных уроках и внеурочной деятельности. В подготовке к сочинению выделяют три этапа:
накопление материала( наблюдение, экскурсии, прогулки, чтение художественных произведений).
Отбор и расположение материала( обсуждение, выделение важного, составление плана).
Словесное и речевое оформление.
В 1 классе ученикам предлагаются близкие, понятные темы ( « Осеннее утро», « Зимушка- зима»), темы, где требуется оценка событий, явлений ( « Какие уроки мне нравятся?») , или темы, где требуется описание каких-либо предметов.2 и 3 классы- это новая ступень в умении наблюдать. Содержательнее, шире становятся собственные наблюдения учеников, интереснее описания. Язык сочинений делается более выразительным, образным.
Покажу это на примере. Написанию сочинения « В чём красота русской зимы?» способствовал суровый снежный январь.
Этапы работы:
Рассматривание во время прогулки сугробов, неба, туч, снега
Работа с таблицей « Подбери красочные определения»( к словам день, воздух, солнце, иней, ель, сосна и т.д.). Подбор синонимов.
Таблица « Подбери сравнения»( к словам снежинки, сугробы).
Конструирование сложных предложений и написание сочинения- миниатюры « Зимняя фантазия».
Составление предложений по открыткам с зимним пейзажем.
Прослушивание пьесы « Январь» из альбома П. Чайковского « Времена года»
Написание сочинения « В чём красота русской зимы?»
После ненастной осени наступила зима. Махнула она своей снежной рукавицей и окутала нежные березки серебристым инеем, и на ёлочки и сосенки опустила снежные варежки. Выпал снег и пушистым ковром лёг на землю. Мороз нарисовал на окнах необычные узоры. Утром я выглянула в окно и увидела, как красиво на солнце переливаются снежинки. А мороз какой! Внезапно подул сильный ветер, началась пурга. Ветер крутил снег, а потом с силой бросал его на землю. Вот за эту красоту и неожиданность я и люблю русскую зиму!
Шабаева Лилия
Умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в письменном слове проявляется при написании сочинения в форме письма. Во 2 классе учащиеся делятся впечатлениями о походах, праздниках. Письма могут быть коллективными, дети украшают их рисунками, аппликациями. Для правильной организации процесса написания писем необходимо введение в обиход учащихся таких речеведческих понятий, как «текст», « опорные слова», « развитие мысли».
Конечно, не все ученики в жизни будут писателями, поэтами, журналистами, но если они не дрогнут пред темой сочинения, не растеряются перед анализом художественного текста, будут свободно общаться с помощью писем, значит, труд учителя не пропал даром!