Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
Дифференциация обучения Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении)-это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Виды дифференциации: Внутренняя (внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся.Внешняя (все другие виды дифференциации)–создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования. Группы создаются с учётом: интересов, склонностей, способностей; достигнутых результатов; проектируемой профессии. Целевые ориентации дифференцированного обучения: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Уровневая дифференциация Уровневая дифференциация ( по уровню умственного развития) - организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях : на обязательном (базовом) и повышенном. Принципы уровневой дифференциации Овладение обязательным уровнем подготовки.Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. Последовательность действий при организации дифференцированного обучения: Определение содержания учебного материала;Разработка технологической карты для учащихся;Блочное изучение материала;Создание методического инструментария (задания разно уровневого характера) для подготовки к зачёту;Устный зачёт по теме;Письменный зачёт;Анализ результатов. Формы внутриклассной дифференциации Задания различного уровня сложности;Дозирование помощи учителя ученикам: - задания с письменной инструкцией; - работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом; - задания с образцом выполнения. Многозначное слово Уровень СВыпишите многозначные слова. Объясните значения.Железный, сертификат, дорога, истина, загореться, черный, кнопка, корень, карандаш, ручка.Уровень ВСоставьте словосочетания, используя данные слова в разных значениях. Составьте предложения, употребляя слова в прямом значении.Дорога, выть, черный.Уровень АПридумайте и запишите связный текст, употребляя многозначные слова. Главные члены предложения Уровень ССпишите, подчеркните основы предложений. Определите тип сказуемого.Осень. В лесу тихо журчал ручей. Листья начали падать с деревьев. На одном листике сидела крохотная птичка. Это королек.Уровень ВСоставьте предложения по данным схемам. Подчеркните грамматическую основу.1) Какой? Кто? Как? Что делает? (составное глагольное сказуемое).2) Где? Как? Что сделала?(простое глагольное сказуемое) Какая? Что?3) Кто? Какова? (составное именное сказуемое).Уровень АПродолжите текст в стиле автора. Озаглавьте и подчеркните грамматическую основу предложений.По листьям шуршит дождь. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву. Односоставное предложение. Уровень СВыпишите односоставные предложения. Укажите их вид и способ выражения главного члена.1) Давайте, друзья, свернем в тенистую аллею лип. 2) Ночью слона ведет в гости к больной девочке. 3) Какое чудесное утро. 4) Всегда с удовольствием приезжаю в это село. 5) Кругом было тихо, безмолвно. 6) Мягкий диван стоит у стены. 7) Во всем мне хочется дойти до самой сути.Уровень ВЗамените двусоставные предложения односоставными и укажите их тип.1) Я не хочу спать. 2) Это великолепная пора. 3) Молодежь по вечерам собирается на посиделки. 4) Ты раздеваешься и прыгаешь в воду. 5) В университете началось внедрение рейтинговой системы оценки.Уровень АСоставьте односоставные предложения по данным схемам и определите их вид.[Глагол-инфинитив]. 2) [Существительное в И.п.]. 3) [Глагол, 3 лицо, множ.число, будущее время]. 4) [Глагол, прошедшее время, средний род, единств.число]. 5) [Глагол + наречие].6) [Глагол, настоящее время, 2 лицо, единств.число]. 7) [Глагол в повелительном наклонении]. Уровень А Перепишите, расставив знаки препинания.Зазвучала музыка гости оживились.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.Ехал сюда рожь начинала желтеть.Обмануть меня не трудно я сам обманываться рад. Уровень В Перепишите, расставив знаки препинания.Зазвучала музыка ♦ гости оживились.Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза.Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть.Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад. Уровень С Перепишите, расставив знаки препинания.Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (И)Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза.(Дополняет)Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. (Когда)Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад. (Потому что) Карточка лентяя Перепишите, расставив знаки препинания.Зазвучала музыка ♦ гости оживились. (последовательность)Дед оказался прав ♦ к вечеру пришла гроза.(Дополняет сказуемое)Ехал сюда ♦ рожь начинала желтеть. (первое предложение указывает на время. Когда ехал сюда…)Обмануть меня не трудно ♦ я сам обманываться рад. (причина. Обмануть меня не трудно, потому что я сам обманываться рад.) , ; - : Одновременность;Последовательность(;) – если в предложении есть осложненение Противопоставление (но)Сопоставление(а)Время(когда)Условие (если)Вывод (поэтому) Причина(потому что)Поясняет содержание первого (а именно)Дополняет сказуемое в первом (Что) Критерии и показатели дифференцированного обучения Критерии эффективности диф-ого обучения Показатели диф-ого обучения в начальной школе Показатели диф-ого обучения в основной школе Показатели диф-ого бучения в старших классах Творческое отношение к учению Желание учиться хорошо. Любовь к школе, учителю. Познавательные интересы: направленность, устойчивость, умение учиться Познавательная активность и творчество Обучаемость Усвоение знаний в определённом темпе: высокий, средний, замедленный Способность к усвоению теоретических и фактических данных. Применение теории на практике Познавательная самостоятельность, способность к самообразованию Развитие способностей Вербальные способности, восприимчивость к информации, развитие речи Опережающий темп развития, мышления, осознанный выбор профиля обучения Сознательный профессиональный выбор, самовоспитание В ы в о д ы Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.