ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (дополнительная общеразвивающая программа) «Мастерская фоамирана»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(Дополнительная общеразвивающая программа)
«Мастерская фоамирана»
Срок реализации-1 год
(возраст обучающихся 7 - 16 лет)
1. Пояснительная записка
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов фоамирна, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства - дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия фоамираном помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития ребёнка в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном.
Задачи:
Обучающие
Знакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»
Обучать различным приёмам работы с фоамираном
Формировать умения пользоваться схемами и инструментами
Создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирна
Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Развивающие
развивать внимание, память, пространственное воображение
развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер
развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей
развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана
развивать коммуникативные навыки
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном
Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов
Формировать коммуникативные способности
Формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал
Принципы
научности (использование литературы, разных методик и технологий)
последовательности и системности (от простого к сложному)
доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей)
наглядности (таблицы, схемы, шаблоны, фотографии, методические разработки, мультимедийные средства)
демократичности (взаимодействие педагога и обучающегося)
целостности и последовательности изучения
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Возрастная категория детей -7 - 16 лет.
Срок реализации программы -1 год.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий - групповая. Занятия фоамираном требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 часа -72 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми разных возрастных групп: 7 - 16 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 7 лет.
Прогнозируемые результаты обучения:
В результате обучения у учащихся:
- появятся представления об истории возникновения фоамирна,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике «фоамиран»,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «фоамиран»
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся:
-в классе
- в центре детского творчества №2
• Участие конкурсах.
• Участие в районной выставке детских творческих работ.
2. Учебно-тематический план
№
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего теория практ.
Вводное занятие 2 2 -
1 История фоамирана 4 2 2
1.1 История возникновения фоамирна 2 1 1
1.2 Посещение выставки 2 1 1
2 Материаловедение 4 2 2
2.1 Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества. 15 5 10
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. 15 5 10
3 Основы композиции и цветоведения 42 22 20
3.1 Основные законы композиции, изготовление простейших элементов. 10 5 5
3.2 Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. 10 5 5
3.3 Цветовой круг фоамирна 10 5 5
3.4 Теплые и холодные цвета фоамирна 12 7 5
4. Техника выполнения фоамирна 18 5 13
4.1 Основные элементы фоамирна: плотная работа 2 1 10
4.2 Основные элементы фоамирна: ажурные элементы 4 2 1
4.3 Листья 2 1 1
4.4 Эскиз 10 1 1
5 Цветочные композиции 42 21 21
5.1 Композиция «Осенний вальс» 6 3 3
5.2 Композиция «Розовый букет» 6 3 3
5.3 Композиция «Тюльпаны» 6 3 3
5.4 Композиция «Мастерская цветоделия» 6 3 3
5.5 Композиция «Дерево счастья» 8 4 4
5.6 Композиция «Фото рамка» 10 5 5
6. Итоговое занятие 2 1 1
Итого: 144 65 79
3.Содержание программы
Вводное занятие
1. История фоамирана
1.1. История возникновения фоамирана.
Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся центра детского творчества и педагога.
2. Материаловедение
2.1 Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирна.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирна.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3 Цветовой круг фоамирна.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.3 Теплые и холодные цвета фоамирана.
Знакомство степлыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения фоамирана
4.1 Основные элементы фоамирана - плотная катушка.
Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы фоамирана - ажурные элементы.
Выполнение основных элементов фоамирана - ажурные элементы.
Практическая работа:техника выполнения ажурных элементов
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана
4. 4 Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа:техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1Композиция «Осенний вальс»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа:разработка эскиза композиции «Розовый букет»
5.2Композиция «Розовый букет»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.
5.3Композиция «Тюльпаны»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
5.4 Композиция «Мастерская цветоделия»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.5Композиция «Дерево счастья»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Фото рамка»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках центра детского творчества, в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня.
4. Материальное обеспечение
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Фоамирна разной цветовой гаммы.
Шпажки.
Пинцеты.
Цветной картон.
Ножницы.
Термо клей.
Рамки для оформления работ.
Карандаш,
Ластик.
Бумага для эскизов, калька.
Тейп лента
Фольга
Утюг
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия (таблицы), изготовлены преподавателем.
- Работы преподавателя.
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Презентации:
История появления бумаги и картона,
История возникновения фоамирана,
Инструкции по технике безопасности.
Правила поведения в образовательном учреждении.
5. Список источников
Для педагогов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.
Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.
Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
Для обучающихся:
1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011.
2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.
3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.
4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.
5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.
6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
7.Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.
8.Чербанова Л.М. Волшебные цветы-«АСТ»,2016.
9.Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна- «АСТ»,2015.