Методическая разработка по русскому языку и литературе «Формирование познавательного интереса обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы»



Методическая разработка
по русскому языку и литературе учителя русского языка и литературы
Шатской Ларисы Александровны
«Формирование познавательного интереса обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы»с. Хоринск, 2016 г.
Название методической разработки: Формирование познавательного интереса обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы.Задачи по учебному предмету.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД).
Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес обучающихся выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.
Цель моей работы - сформировать познавательные УУД в процессе самостоятельной деятельности обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.
«Познавательный интерес» – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. В познавательном интересе заключены возможности проникать в научные истины, раздвигать рамки познания», - считает доктор педагогических наук Щукина Г.И.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая работа в деятельности школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Каковы же методы, способствующие формированию познавательного интереса школьников? Это метод интеллектуальных игр, метод эмоционально-нравственного стимулирования, метод создания ситуации новизны, создание ситуации познавательного спора, создание ситуации успеха, словарная работа на уроках русского языка.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого ученика среднего звена, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовности, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у школьника гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Известно, что эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению. Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Если ученик заинтересован, то происходит его самореализация, тем самым в обучении создается ситуация успеха. В таких условиях у школьников повышается самооценка, наблюдается их личностный рост.
Учитель, который стремится сформировать интерес к предмету, старается увлечь, удивить, заинтриговать, повышает собственную познавательную активность. Заинтересованные дети будут учить предмет, захотят узнавать больше. Увлеченный, целеустремленный ребенок будет успешен и в профессии.
Познавательный интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – это залог успешного обучения.
Я.А.Коменский писал в "Великой дидактике", что "… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность.
Многие отечественные и зарубежные методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения.
Известно, что познавательная активность школьников тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.
Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности – его разнообразие: разнообразие материала, разнообразие поисков работы. Для того, чтобы школьники с интересом ждали урока, хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, чтобы и в материале каждого урока, проведения было что-то новое. Если же этого нет, дети создают себе разнообразие сами, зачастую оно оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно создать определенные ситуации. В связи с этим я использую разные виды диктантов: распределительный, выборочный, творческий, объяснительный и т.д. Знакомство с биографией писателя проходит в разных формах: заочная экскурсия, презентация, воспоминание, театральная постановка и т.д.
Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в «Четвертый лишний»: среди названных слов надо найти «лишнее» слово и объяснить, чем оно отличается от остальных. Стараюсь давать такие слова, где вариантов ответа может быть несколько. Ребятам нужно доказать свою точку зрения.
Например: вход, перелет, пешеход, выходить
Лишнее выходить – это глагол
Лишнее вход – меньше звуков
Лишнее перелёт – остальные однокоренные слова
И т.д.
Для запоминания правил использую стихотворения, в том числе составленные учениками
Использую на уроках русского языка и литературы и занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды, лингвистические сказки, головоломки, альбомы для раскрашивания и многое другое. 
Кроссворды в системе занимательного материала занимают особое место. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах при выполнении домашнего задания, учащиеся непроизвольно заставляют родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени в семье. Дети и сами с удовольствием составляют кроссворды для уроков по желанию, что способствует развитию универсальных учебных действий.
В 5 классе предлагаю детям альбомы для раскрашивания, например, по темам «Омонимы» и «Русские народные сказки». Раскраски способствуют развитию творческого мышления, стимулированию умственных процессов и повышению концентрации.
Использование занимательного материала на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять разнообразные задания, тем самым обогащать речь учащихся, развивать индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность к самообразованию, а тем самым развивать у детей познавательный интерес к предмету
Использую разные формы ведения уроков: если все уроки будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а развивать интерес к предметам, пробуждать у школьников тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.
 Одним из путей решения этой задачи я вижу  использование учителем нетрадиционных форм организации учебной работы.  
      Я использую  в основной школе на уроках русского языка и литературы следующие нетрадиционные формы уроков: урок-выставка, урок-защита проекта, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-театр, урок-викторина, урок-игра, урок-эстафета,  урок-концерт, урок-мастерская, урок-суд, урок-чтение с остановками, урок-портрет.     Такие формы уроков способствуют активизации деятельности учащихся, воспитанию творческой личности, развитию познавательного интереса. 
Особенно ученики основной школы любят уроки-игры. Неслучайно, ведь игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Об игре как средстве воспитания писали многие отечественные педагоги: Ушинский, Макаренко, Эльконин, игра – не развлечение и забава, а одно из серьёзных средств педагогического воздействия на детей.
Игра дополняет традиционные формы обучения, способствует активизации познавательного интереса, повышает эффективность преподавания биологии, делает процесс обучения более интересным.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Учебная игра выполняет несколько функций:
Оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;
- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:
игры — упражнения, игры — соревнования, сюжетно — ролевые игры, познавательные игры — путешествия.
Особый вид нетрадиционного урока - интегрированный урок. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов.  Он дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
Интегрированные уроки использую в своей работе давно. Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Интеграция русского языка и литературы. В основе таких уроков – интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.
Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?Если говорить о межпредметной интеграции, то стараюсь интегрировать предметы, стоящие, казалось бы, далеко друг от друга. Не так давно в 5 классе мы изучали рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро». На уроке мы говорили не только о характере героя, пейзажных зарисовках, но и о тои, почему заблудился мальчик, как вести себя в экстремальных ситуациях. Рассказ дал нам возможность вспомнить знания по окружающему миру и оценить действия Васютки с точки зрения ОБЖ. В своей работе использую интегрированные уроки, которые проводят два учителя. По мнению учащихся, интересно проходят уроки в сочетании с ИЗО, биологией, географией, музыкой, математикой.
Интегрированные урок помогают мне решать информационную,  коммуникативную,  социокультурную, учебно-познавательную,  культуроведческую  задачи, что  в полной мере  соответствует  требованиям  ФГОС.
Кроме того, приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся впоследствии при выполнении творческого задания на ЕГЭ по русскому языку.
Активность детей на интегрированных уроках, как правило, достаточно высока: нетрадиционная форма делает подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.
Творческие работы учащихся способствуют повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Среди творческих заданий по литературе особенно интересны для учеников рисунок обложки книги, кластеры, синквейны. По русскому языку – творческие диктанты и изображение языкового явления в виде рисунка, например, второстепенные члены предложения дети изображают в виде цветов на клумбе. Также использую различные виды сочинений, изложений; творческую защиту прочитанной книги, составление цитатной характеристики литературных героев, конструирование слов и предложений по схемам, распространение предложений, придумывание окончаний к рассказам, инсценирование и другое.
Выполняя творческие работы по русскому языку и литературе, ученики обращаются к изобразительному, театральному искусствам, к музыке, тем самым развивают свои творческие способности. Формированию познавательного интереса учащихся способствуют и уроки с использованием ИКТ.
Применение мультимедийных презентаций позволяет включить в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, а значит, способствует формированию познавательного интереса.
Уроки с использованием видеороликов также способствуют этому. Например, ученики 5 класса писали творческую работу по теме «Глагол» на основе анимационного видеоролика «Орми».
Применяю также видеоуроки. Чем хороши видеоуроки? Они повышают успеваемость, делают уроки интересными, освобождают море времени, ведь большинство видеоуроков по русскому языку идут вместе с планом-конспектом самого урока, а главное - нравятся детям, которые лучше усваивают материал урока.
С 2012 года использую в своей работе интерактивную доску. Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. А также формированию познавательного интереса к предметам. Опыт работы по использованию интерактивной доски был мною представлен на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы «Интерактивные средства обучения»
В целом же для меня владение и использование ИКТ – это ещё и хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Персональный сайт учителя-предметника – важнейший элемент учебно-воспитательного процесса, инструмент повышения качества образования, средство формирования информационно-коммуникативной культуры участников образовательного и воспитательного процессов. Создание персонального сайта позволит учителю презентовать свой педагогический опыт, получить навыки дистанционных форм обучения школьников, повысить уровень своей ИКТ-компетентности.
Типологию и структуру сайта учителя-предметника в первую очередь определяют цель и аудитория, которой адресованы материалы. Целевые установки создателя сайта могут быть различны: популяризация знаний по предмету, представление дополнительных материалов, контроль знаний, вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность, представление методических материалов, «живое» общение с классным коллективом и многое другое. При создании сайта следует учитывать и возраст аудитории (обучающиеся младшего, среднего или старшего школьного возраста, родители, коллеги). От этого зависит дизайн сайта в целом, стиль изложения и уровень сложности размещаемых материалов, графическое оформление и иллюстрации и т. д.
Назову лишь некоторые из наиболее часто встречающихся типов персональных сайтов учителя-предметника, кратко остановлюсь на каждом из них.
1. Сайт-визитка наиболее удачно представляет имидж учителя и сообщает общие сведения о нем: образование, стаж работы, основные направления деятельности, грамоты и благодарности за педагогическую работу, публикации и т. д. Такой сайт хорошее подспорье при составлении резюме учителя.
2. Сайт-портфолио может включать следующие разделы: 1) общие сведения об учителе: образование, трудовой стаж, курсы повышения квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма и другое; 2) результаты педагогической деятельности, представление научно-методической работы, презентацию педагогического опыта, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности по предмету и другое.
3. Предметный сайт наполняется разнообразной информацией по предмету (видео, аудио, мультимедийной). Обычно структура сайта определяется или предметными линиями курса, или классно-урочной системой. Информация, как правило, предназначенная для учителей, может быть не только прочитана, но и скачана.
4. Сайт «Учитель – ученику» (образовательный сайт). Такой вид сайтов встречается редко. Назначение сайта – помочь ученикам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте располагаются дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Крометого, здесь размещаются и работы учащихся, как по школьной программе, так и творческие.
5. Сайт класса – это сайт для иллюстрации жизни класса и его отдельных представителей, который может вести классный руководитель или учащиеся класса. В первом случае сайт будет поделен на два крупных раздела: жизнь и успехи классного коллектива и предметная область учителя, во втором – будет посвящен только жизни класса. По мере взросления детей сайт будет пополняться все новыми и новыми материалами.
Мой сайт находится в разработке, постоянно пополняется новыми материалами. Планирую сделать простым и удобным в навигации: поместить разделы отдельно для учеников и родителей, добавить разделы «Обо мне» и «Советую прочитать». Анализ многочисленных сайтов учителей показал, что наилучшим является следующий набор основных страниц сайта: главная страница, карта сайта, визитка, нормативные документы, методическая копилка, в помощь учащимся, достижения учащихся, фотогалерея, гостевая книга.
Сайт учителя как образовательный инструмент может быть успешным и востребованным лишь в том случае, если он выполняет новые образовательные функции, а не просто дублирует существующие.
Важно, чтобы материалы, размещенные на персональном сайте учителя, использовались в учебно-воспитательном процессе, объединяли учителя и учащихся, чтобы педагог из источника информации превратился в партнера по общей деятельности, тогда будет формироваться новый тип общения в системе «учитель – ученик», повысится авторитет учителя в глазах ученика. Работа с материалами персонального сайта учителя позволяет современному ученику развивать свой интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор, более продуктивно усваивать учебный материал; проверять уровень своих знаний и умений, используя он-лайн тесты, тренажеры и интерактивные задания; получать навыки дистанционного обучения; повышать уровень ИКТ-компетентности.
В этом случае можно говорить о том, что персональный сайт учителя способствует повышению качества школьного образования.
В современном мире трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий. В своей работе применяю и такие направления ИКТ:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Создание дидактических материалов к уроку (схем, графиков, таблиц, памяток, и т.д.)
5. Проведение интерактивных практических работ и тестов.
Перечисленные мною способы формирования познавательного интереса помогают в решении учебных задач. Мои выпускники успешно сдают ЕГЭ, нет отстающих. А рейтинг предметов русский язык и литература очень высок.
Однако формирование познавательного интереса к предметам не ограничиваю уроками, продолжаю во внеклассной работе. Мои ученики стали победителями и призёрами олимпиад по русскому языку и литературе, конкурсов сочинений «Есенин в моей жизни» (К юбилею С.Есенина», «Мой учитель», «Здоровая нация – здоровая Россия», «Я б в пожарные пошел, пусть меня научат».», Интернет-проектов. Ежегодно проводятся мероприятия для учеников основной школы.
Активизация познавательной деятельности в обучении русскому языку и литературе позволяет мне достигать определенных результатов:
1) обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
2) у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к русскому языку и литературе;
3) возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Можно сделать вывод о том, что применение выше перечисленных форм и методов работы создает положительный эмоциональный климат на уроках, обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета и является основой для реализации эмоционально-ценностного компонента обучения, а также самореализации личности учащихся.
Литература
1.Альбеткова Р. И. Игра на уроках словесности в 7 классе.// Русская словесность, 2000 № 4.
2.Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. Тула, 1993.
3.Банников С. В. Использование игровых технологий в обучении школьников.// Справочник классного руководителя, 2009 №2.
4..Баев П. М. Играем на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1989.
6.Выготский Л. С. Педагогика подростка. М., 1984.
8.Давыдов А. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1990.
9. Методика преподавания русского языка./ Под ред. М. Т. Баранова.
М.: Просвещение, 1990.
10. Рослякова Н. В. Формирование познавательного интереса посредством            игры. М., 1996.