Статья СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Поскольку качество – это мера соответствия установленным нормам, требованиям, то качество среднего профессионального образования следует рассматривать в соответствии с международными стандартами ИСО 9000:2000 как степень соответствия присущих ему характеристик всем установленным потребностям и ожиданиям, а также обязательным требованиям к среднему профессиональному образованию. Качество подготовки определяется удовлетворенностью представителей различных социальных групп, взаимодействующих в системе профессионального образования (потребителей, провайдеров и заказчиков) и может пониматься ими как результат или процесс: 1. результат – характеристика индивидуальных образовательных достижений, соответствующих определенному уровню общего и/или профессионального развития обучающегося; 2. процесс интерпретируется как целенаправленный процесс формирования компетенций в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного образовательного уровня.
Таким образом, управление профессиональной практикой есть процесс управленческого воздействия на ее содержание, форму и технологию осуществления, на формирование условий совершенствования его качества с целью повышения эффективности конечного результата. Оценка эффективности профессиональной практики позволяет объективно оценивать готовность к проведению практики всех участников практики, состояние учебно-методического комплекса практики, базы практики. Тщательная разработка содержания и форм каждой подсистемы, постоянное совершенствование контрольно-измерительных параметров подсистем создают благоприятные условия для планирования практики и повышения качества подготовки специалистов. Производственная практика рассматривается как процесс, который в системе менеджмента качества может быть организован с целью оценки и повышения качества подготовки специалиста СПО.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Профессиональная практика регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в том числе по специальностям: Дошкольное образование (приказ Минобрнауки России от 5 ноября 2009 г. N 530); Преподавание в начальных классах (приказ Минобрнауки России от 5 ноября 2009 г. N 535); Коррекционная педагогика в начальном образовании (приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2009 г. N 583); Педагогика дополнительного образования (приказ Минобрнауки России от 05 ноября 2009 г. N 512);- Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»);
- Письмом Минобразования России от 03.03.2003 № 18-51-210ин/18-28 «Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования».
- Положением об учебной и прозводственной практике обучающихся, Уставом.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 21 декабря 2012 года в гл.1.ст. 13 в числе общих требований к реализации образовательных программ определяет, что основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
Организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В 2013 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» утверждено «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №291. Это Положение распространяется на образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 18-51-210ин/18-28 «О рекомендациях по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования» не утратило силу и является документом, определяющим вопросы организации, оплаты практики.
Сравнительный анализ утратившего силу "Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный N 15975) и «Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №291 показывает следующее:1. В Положении о практике… 2013 г. больше внимания уделяется вопросам планирования, организации и содержания практики.
2. В Положении о практике… 2013 г. расширяются права обучающихся на совмещение производственной практики с трудовой деятельностью. Ранее такая возможность предоставлялась только при прохождении преддипломной практики.
В соответствии с этим Положением и федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования независимо от специальности студенты за время своего обучения проходят три этапа производственной практики, а именно: практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную); практику по профилю специальности (производственную) для овладения целостной профессиональной деятельностью; практику преддипломную для овладения первоначальным профессиональным опытом.Производственная практика обучающегося – будущего педагога имеет цели: комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии) (ФГОС СПО). Во ФГОС СПО определено увеличенное количество часов, повышены требования к организации практики и закреплению за ней перечня профессиональных компетенций, проверяемых, в том числе, в ходе итоговой государственной аттестации. Отметим, что при этом длительность и виды практики могут быть регламентированы образовательной организацией, что подчеркивает необходимость концептуального подхода к организации практической подготовки студентов в целях формирования профессиональной компетентности выпускников [1].
Профессиональная практика пронизывает весь период обучения. Она позволяет адаптировать студентов к реальным условиям будущей профессии, высвечивает личностные и деятельностные качества будущего специалиста, дает возможность дать объективную оценку его профессионального соответствия. В основе практики лежит поэтапное вхождение в профессиональную деятельность. Необходимо, чтобы движение в профессии будущего педагога было непрерывным, а сама педагогическая практика в добавление к традиционным формам приобрела и новые: реализовывалась в профессионально ориентированных спецсеминарах, спецкурсах, тренингах, видеотренингах, в которых моделируются реальные педагогические ситуации, когда каждый студент сможет занять активную субъектную (рефлексивную) позицию, развивать навыки педагогического взаимодействия. Тогда педагогическая практика, осуществляемая в образовательных учреждениях, может стать местом реализации собственных педагогических проектов будущих учителей.
Осуществление качественного проведения всех видов профессиональной практики возможно на основе систематического подхода и комплексного решения всех вопросов, касающихся организации и проведения практики, его всестороннего обеспечения, контроля выполнения программы практики и отчетности всех категорий лиц по итогам всех видов практики.
Система производственной практики – это совокупность таких объектов и субъектов, как производственная база (предприятия, организации, учреждения, учебные объекты и т.д.), практиканты, руководители практики, обеспечивающие службы (административно-хозяйственная, юридическая, библиотечно-информационная, медицинская и т.п.), выполняющие общую функцию по подготовке студента к самостоятельной деятельности по профилю своей специальности в объеме программы обучения. Совокупность объектов и субъектов системы производственной практики должна обеспечить решение ряда задач:
– по организации практики;
– методическому обеспечению практики;
– материально-техническому обеспечению практики;
– подготовке и функционированию базы практики;
– контролю работы субъектов и объектов;
– подготовке и своевременной сдаче отчетной документации по итогам практики;
– оценке работы практикантов и должностных лиц по руководству практикой [2].
Субъектами производственной практики выступают:
учащиеся (студенты) образовательных организаций;
образовательные организации;
работодатели всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Производственная практика направлена на закрепление теоретических знаний, полученных учащимися (студентами) в образовательном учреждении. Образовательное учреждение информирует студентов о сроках и месте проведения производственной практики, проводит распределение студентов по ее базам, составляет и утверждает программу практики, образец дневника прохождения практики, перечень необходимых документов, которые должен представить студент в образовательное учреждение после прохождения практики. По окончании производственной практики сдается письменный отчет руководителю производственной практики от образовательной организации.
Для проведения производственной практики образовательные учреждения заключают договоры с организациями, которые обязуются предоставить место и создать необходимые условия для прохождения производственной практики учащимся (студентам) образовательного учреждения, а образовательное учреждение принимает на себя обязанность направить учащегося (студента) в соответствующую организацию и обеспечить соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины. При этом содержание практики определяется руководителем из числа преподавателей образовательного учреждения.
Качественная подготовка будущих специалистов обеспечивается во взаимодействии, основанном на системе партнерских отношений и социальной ответственности субъектов сотрудничества в выполнении корпоративно и социально значимых проектов. Практика как один из элементов системы оценки качества образования реализуется и через установление социально-партнерских отношений с образовательными организациями. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. N 19-52-1130/19-28 «Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования» называет одним из механизмов социального партнерства заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов; заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов является необходимым способом для обеспечения практической подготовки студентов.
Закрепление баз практик осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В договоре на проведение производственной (профессиональной) практики учебное заведение и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения производственной (профессиональной) практики.
Таким образом, управление профессиональной практикой есть процесс управленческого воздействия на ее содержание, форму и технологию осуществления, на формирование условий совершенствования его качества с целью повышения эффективности конечного результата. Оценка эффективности профессиональной практики позволяет объективно оценивать готовность к проведению практики всех участников практики, состояние учебно-методического комплекса практики, базы практики. Тщательная разработка содержания и форм каждой подсистемы, постоянное совершенствование контрольно-измерительных параметров подсистем создают благоприятные условия для планирования практики и повышения качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования.В новых условиях изменяется видение места и роли производственной практики в профессиональном развитии будущих учителей. Она обладает значительным потенциалом для формирования их опыта профессиональной деятельности, который может быть реализован при определенных условиях. К ним отнесены:
целенаправленность практической подготовки на формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей с учетом свойств данного процесса;
субъект-субъектное взаимодействие участников педагогической практики: методистов, выступающих в роли консультантов и осуществляющих педагогическую поддержку будущих учителей, а также, будущих учителей, выступающих субъектом деятельности в процессе педагогической практики;
постоянная и всесторонняя рефлексия своей деятельности будущими учителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Власова С.А. Совершенствование качества подготовки специалистов в процессе организации профессиональной практики // Методист. – 2012. - №2
Маракушина И.Г., Буторина А.Н. Mодель организации и методического сопровождения педагогической практики на основе компетентностного подхода / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. Вып. №6; Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nФедеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // официальный сайт газеты "Российская Газета".: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (2009 г.); Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xnai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/923