Внеклассное мероприятие на тему Хлеб — основа жизни, хлеб всему голова
Республиканский конкурс «Русский каравай»
Подготовила
Шестакова Ирина Николаевна
учитель начальных классов,
специалист первой категории
Донецкой общеобразовательной
школы I-III ступеней №62
2015 год
Аннотация к мероприятию
Мероприятие как итоговый праздник проводится для учащихся 2-4 классов.
Он сопровождается фотографиями, музыкальными тематическими отрывками.
Сценарий предусматривает различные конкурсы, соответствующие содержанию
мероприятия. К празднику разучиваются стихи, пословицы и поговорки о хлебе,
песни, подбирается различный дополнительный материал о выращивании зерна,
сборе урожая, хранении, производстве муки и получении конечного продукта –
хлеба. Так же ученикам рассказывается о профессиях, которые участвуют в
производстве хлеба. Особое внимание уделяется бережному отношению к хлебу.
Проводится экскурс по блокадному Ленинграду. Весь комплекс мероприятий
помогает учащимся составить правила бережного отношения к хлебу.
Тема: Хлеб – основа жизни, хлеб всему голова!
Цели:
·показать значимость и ценность хлеба в жизни человека;
·познакомить детей с тем, как выращивают хлеб;
·раскрыть его значение для нашего народа;
·воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу;
·воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду;
·расширить кругозор учащихся. Тип проекта: информационный, обобщающий.
Возрастная группа: начальная степень обучения.
Методы и приёмы:
· Методы работы: беседа, рассказ, наглядно - иллюстрированный.
· Приёмы работы: «тематического стихотворного каскада», диалог с детьми,
использование обобщений.
Формы организации работы: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыкальное
искусство, окружающий мир, биология.
Оборудование:
Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран; музыкальный центр.
Демонстрационный материал: выставка хлебобулочных изделий; коллекция
злаковых колосьев, плакаты, каравай.
Музыкальный материал: произведение П.И. Чайковского «Жатва»,
произведение М. Карасёва «Каравай», сл. П. Сенявского, муз. Ю. Чичкова
«Золотое зёрнышко».
Ход мероприятия
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и целей мероприятия.
III. Актуализация знаний учащихся.
IV. Работа над заданной темой.
1. Рассказ учителя о хлебе.
2. Чтение стихов о хлебе, о бережном отношении к нему.
3. Работа над тематическими иллюстрациями.
4. Блокадный Ленинград в рассказах и стихах.
V. Конкурсная программа.
1. Пословицы и поговорки о хлебе.
2. Игра «Каравай, колос, сноп».
3. Тест о хлебе.
4. Тест «Узнай профессию».
5. Игра «Каравай, каравай, кого любишь выбирай».
5. Музыкальная минутка
VI. Итог занятия. «Запомните правила».
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Ведущий: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Хлеб – основной продукт питания, он нужен каждому человеку каждый день. Наш народ всегда с любовью и бережливостью относился к этому бесценному продукту и называл его ласково хлебушком. Нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не зная его вкуса, не дорожил им. Для человека нет более приятного запаха, чем запах свежего хлеба. Народная мудрость гласит: « Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.» Хлеб, хлебушко Тёплый, душистый, с хрустящей корочкойПредставить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. С давних времён матери благословляли и встречали молодожёнов хлебом-солью, почётным гостям всегда преподносят на рушнике хлеб - соль.
1.ученик:
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
По совести достанется кусок.
2.ученик:
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
3.ученик:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ведущий: Ломоть хлеба! Всмотритесь в него более пристально, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца, поиск учёного, древнее, но вместе с тем и вечно молодое мастерство хлебопёка.
Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо? И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его! Те, кто выращивает хлеб, знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.4.ученик:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
5.ученик:
Мальчишка примерно 13-ти летБежал и ногою подбрасывал хлеб.В него словно в мячик мальчишка играл,Забрасывал в лужи и снова пинал.А взрослые люди с работы шагали,И взрослые люди все это видали.Но хоть бы один ему слово сказал.Играет мальчишка, ну, что же, скандал!А разве те люди войны не видали?А разве те люди не голодали?Неужто они навсегда позабыли,Как хлеба кусочек на сутки делили?Снимите очки и захлопните книжку!Я очень прошу – урезоньте мальчишку!Остановите! Ему объясните!Пусть он запомнит на тысячу лет,Что самое главное в жизни – хлеб!Ведущий: Это стихотворение было написано поэтом, пережившим тяжелые годы войны. Он своими глазами видел, как люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб... как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки.
Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. Тысячи ленинградцев в блокадные дни погибли от голода, они умирали, стоя в очереди за хлебом, умирали прямо на улице, в своих домах. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от голода погибло 641803 человека. А людям нужно было выжить назло врагам, нужно было работать назло бомбёжкам и обстрелу. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба.
6.ученик:
Живой – значит победа!Его отмеряли так скудно, так строго,Его заливали крутым кипятком,Его называли не хлебом – ПАЙКОМ.С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом –Он все же казался желанней всего,И матери тайно и тяжко вздыхали,Когда на частицы делили его.В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ранТяжелого хлебаБлокадного хлеба125 грамм.125 блокадных грамм –С бедой и кровью пополам.
7.ученик:
Крошка хлеба на землю упала, Меньше хлеба на крошку стало.Где-то в поле неубранном нашем,Сколько зерен лежит у пашен!Вот собрать бы их вместе – да в кучу,Хлеб бы выпекли белый, пахучий.Мы б окрепли и сильными стали,Мы б тюремные стены сломали,Снова вышли бы в бой, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ведущий: Хлеб! Что может быть важнее хлеба. В самом деле: коли есть на столе хлеб - остальное как-то легче прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна. Хлеб-это солдат в дни войны, искусный пропагандист в дни мира. Не потому ли, кроме войн больших и малых, есть ещё одна война, или, точнее сказать битва, которую постоянно ведут люди – битва за хлеб, ибо она означает битву за жизнь на Земле.
Молодое поколение не знает голода, поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Очень больно видеть валяющиеся на полу кусочки хлеба, булочки, печенье, что иногда, к сожалению, можно видеть и у нас в школе. Хлеб надо брать в меру, чтобы потом не пришлось выкидывать, тем более, что речь идёт о первейшем продукте человека, так как хлеб имеет все необходимые питательные вещества, а главное его достоинство, что он никогда не приедается. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал.
8.ученик:
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт:
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтёр, металлург, машинист – народ!
9.ученик:
Папа мне сказал:- Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.Видишь, пробивается хлебный стебелёк?Сколько в это зёрнышко вложено труда, Знает только солнышко, ветер, да вода.Перед ним на цыпочках тракторист шагал, В сеялки и бороны трактор запрягал.Перед ним, малюсеньким, крошечным зерном,Долго думу трудную думал агроном.Для него, для зёрнышка, через всю странуМолодые ехали жить на целину.Каждое зерно омыто человечьей каплей пота.Нет, не может быть забыта эта тяжкая работа.Ведущий: Наш народ с любовью и бережливостью относился и относится к хлебу, ласково называя этот бесценный продукт хлебушком. Он воспет нашим народом в песнях, стихах, в пословицах и поговорках. Давайте и мы в нашей игровой конкурсной программе расскажем и покажем, что ещё знаем о хлебе.
Конкурс 1Дети! А какие пословицы, поговорки о хлебе вы знаете? (Пословицы и поговорки у детей записаны на колосках).А теперь давайте возвратим наши колоски назад в поле.( На доске подготовлена картина с вспаханным полем и голубым небом. Дети приклеивают колоски на поле.)
Конкурс – игра 2
« Каравай, колос, сноп».( На слово «каравай» все делают хоровод, на слово «колос»дети становятся, положив руки на плечи друг другу, на слово «сноп» все подняв руки сходятся внутрь круга.)
Конкурс – тест 3 Ребята, сегодня очень много сортов хлеба продается в магазинах. Давайте вместе назовем сорта хлеба: (бородинский, ------)
Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет? -Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.-А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)
Конкурс – тест 4
Узнай «профессию».
Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекари.)
Конкурс – игра 5
В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех.
“Каравай, каравай, кого любишь, выбирай”.
Давайте поиграем в русскую народную игру – хоровод « Каравай!»
Как на Колины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого любишь, выбирай.
Я люблю. Конечно всех, ну, а Сашу больше всех.
А нам сегодня тоже испекли каравай. Посмотрите, какой красивый, аппетитный. Мы приглашаем всех вас отведать наш каравай. (Гостей и детей угощают караваем).
Музыкальная минутка
А теперь мы споём песню о хлебе. (Звучит песня «Золотое зёрнышко»)
Ведущий: Наш утренник, посвящённый хлебу, закончился. Пусть каждый из вас помнит о значимости хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к этому золотому чуду. Помните! Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно прорастает многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. Большое спасибо гостям за внимание, а ребятам - за работу! И в конце ещё раз:
Список использованной литературы
1. Журнал музыкального руководителя №5, 2012г.
2. Педагогический интернет-журнал «Учительские университеты»
3. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
4. А. Митяев «Ржаной хлебушко - калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
5. М. А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.
6. Л. А. Введенская «Пословицы и поговорки в начальной школе», Москва, 1963г.