Конспект интегрированного урока по обучению грамоте «ЗВУКИ ( Х ), ( Х). БУКВА Х ПРОПИСНАЯ и внеклассное мероприятиеХлеб- всему голова ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА».

ОСТРОГОЖСК





ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(ЧТЕНИЕ + ПИСЬМО) И ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

В 1-А КЛАССЕ МОУ СОШ № 6





ТЕМА УРОКА: «ЗВУКИ ( Х ), ( Х). БУКВА Х ПРОПИСНАЯ.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА».







СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЛИТВИШКО Г.Н.














ОСТРОГОЖСК 2010 -2011 УЧ. ГОД


Цель: закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текстов с изученными буквами, умения давать характеристику изученным звукам в словах; развивать навыки каллиграфически правильного письма букв и их соединений; развивать внимание, мышление, речь и память обучающихся; расширять словарный запас и кругозор у детей; воспитывать потребность в самостоятельном поиске необходимых знаний из разных источников.

Материал к уроку: иллюстрации «Рожь», «Слава хлебу!», слайды мульти презентации «Знаешь ли ты?» и «Как и когда появился хлеб?»

Ход урока:


I. Актуализация знаний.

1. Беседа.
- Был я сыпучим, потом тягучим,
А в огонь попал – мягким стал. О чём говорится в этой загадке?
- Да, ребята, это хлеб. Что вы узнали про хлеб от взрослых или из книг, фильмов?

- Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
- В войну хлеб пекли не из одной муки, в неё добавляли измельчённую кору деревьев, лебеду, картофельные очистки, потому, что голод был, хлеба не хватало.
- А мне старенькая бабушка моя говорила, что хлеба давали кусочек с мою ладошку.
- Хлебом с солью встречали дорогих гостей, молодожёнов.
- А мне мама говорила, что Бог наказывает того, кто хлебом кидается или на землю его бросает.
- Что бы вы сказали мальчикам, играющим хлебом в футбол? (Слайд № 20)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
( Выразительное чтение стихотворения со слайда подготовленным учеником).

- Послушайте обращение к детям людей, прошедших войну, знающих, что такое голод:
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
2. Работа с пословицами.

Хлеб на стол, так и стол престол.
А хлеба ни куска – так и стол доска.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлеб – всему голова.
( Слайд № 15 «Знаешь ли ты пословицы о хлебе?)
- Прочтите те пословицы, которые не встречались сегодня на уроке:

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

II. Работа по теме урока.

1.Родственные слова.
- Какое слово в каждой пословице встречается?
С какого звука начинается это слово? Дайте характеристику этого звука.
- Назовите слова, родственные ему:
- Как ласково называют хлеб?
- Как называют профессию людей, выращивающих хлеб?
(Хлеб, хлебушко, хлебороб)

2. Работа с книгой, стр.166. Чтение стихотворения Г.Виеру
- Радо солнцу небушко,
Помогло подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(иллюстрация «Хлеб – всему голова»)

3. Работа в дополнительной тетради: печатание текста (с иллюстрации).
- Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!

4. Работа с книгой, с.166. Чтение стихотворения «Хлеб» (чтение про себя, чтение вслух хорошо читающими детьми, хоровое чтение);
- заучивание наизусть.

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
5. Показ слайдов «Знаешь ли ты?» ( №16, 17). 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
6. Работа в «Прописи» № 4, стр.16.
- Как зовут человечка в нашей прописи? (Дети вряд ли назовут имя на букву Х).
- Что вы знаете о правиле написания имён?
- Чтобы написать имя этого человека надо потренироваться в написании прописной буквы Х.
а) показ, анализ написания, сравнение с печатной, строчной;
б) письмо буквы Х, слогов с нею;
в) определение твёрдых и мягких звуков в слогах, повторение правила – гласные е, ё, и, ю, я – умеют смягчать предшествующий согласный;
г) работа со схемой слова Харитон, письмо по образцу с комментированием;
д) комментированное письмо предложений в Прописи.

III Закрепление изученного на уроке:
1. Беседа.
- Что узнали на уроке? ( о букве Х и звуках, которые она обозначает, какое старинное имя встретили на странице прописи, с чем хлебушек сравнивают, о чём раньше не знали и т.д.)
- А как хлеб к нам на стол попадает?

2. Составление рассказа о том, как хлеб на стол попал (с опорой на детские познания окружающего мира).

IV. Рефлексия: просмотр слайдов мульти презентации « Как хлеб на стол попал?» ( С комментариями учителя).

V. Итог .
- Что возьмёшь для себя из этого урока?
- Нарисуй своё настроение в овале.
- Расскажи дома, что ты узнал сегодня на уроках.
- Молодцы! Всем спасибо за активную работу.



15