Доклад на тему: «Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.»Подготовила и выступила на семинаре по личностно-ориентированным технологиям обучения, учитель начальных классов: Баженова С.М.
На своих семинарах Шалва Александрович обязательно проводит мастер-классы с детьми. На уроке по развитию речи со вторым классом была тема «Слова-подарки». Этот урок только частично был похож на обычный урок. Дети сидели за партами, но парты стояли на огромной сцене актового зала, а в зале сидело более 500 педагогов. Дети учились на сцене, взрослые – в зале. На глазах у профессионалов рождался урок, который был внесением Света в судьбы детей.
Дети, привыкшие к авторитарной педагогике, не были готовы к такому уроку. И вначале это ощущалось в напряжении, которое зримо просматривалось в их позах и жестах, ответах. Кроме того, их сковывало присутствие большого количества людей. Но уже через несколько минут мастерство Учителя совершило чудесное преображение детей. Они забыли о зрителях, им стало интересно, активизировалось их внимание на заданной теме, их ответы стали более уверенными, интонация голоса приняла доброжелательный оттенок. Через весь урок красной нитью проходила нравственная составляющая, шел процесс воспитания человека с помощью слов, которые учитель дарил детям. На сцене происходило взращивание и прорастание лучших духовных качеств детей. И когда в процессе работы они оказались у стола учителя, то всем хотелось стать поближе к Шалве Александровичу, прижаться к нему, постоять рядом. Видя это, в зале не осталось равнодушных – все были растроганы, а учителя, которые привели детей на урок, плакали со словами: «Ради такого мгновения стоит жить и быть учителем!»
Заканчивая урок, Учитель попросил детей подарить ему свои слова. Потом он их читал по просьбе участников семинара уже без детей. Детскими почерками были написаны трогательные слова, которые дети подарили Учителю. Они дарили ему: «радость», «добро», «сердце», «любовь», «благодарность» и сокровенные признания – «Я люблю Вас, учитель». А ведь они видели его первый раз!
В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.
Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности.
Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.
Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.
В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что:
1. Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.
2. Ребенок несет в себе жизненную задачу миссию.
3. Ребенок несет в себе неограниченную Энергию Духа.
«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза ребенка. Вот удивительно четко сформулированная позиция учителя «Если Вселенная действительно беспредельна, а природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок».
Счастлив человек, сумевший реализовать свою миссию. Счастлив учитель, который способствовал реализации миссии своих учеников.
Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы в ребенке.
Внутренняя Космическая энергия Природа реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.
1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей. Это закон природы. Он неумолимо действует особенно в младшем возрасте. Вот почему так важна педагогическая организация процесса «календарного плана» развития ребенка соответственно с его возрастом «сейчас или никогда».
«Основной факт, с которым встречаемся мы при подходе к ребенку, это развитие. Ребенок есть существо растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка».
2. Страсть к взрослению. «Ты уже взрослый», хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький»! «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, значит лишать его истинного чувства переживания радости детства»
Искусство Гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. «Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает» (Лесгафт П.Ф.).
3. Страсть к свободе.
Великое утверждение ребенка «Я сам». И тут надо иметь в виду, что если процесс взросления происходит в прямом взаимодействии ребенка со взрослым, то страсть к свободе несет за собой естественное удаление от взрослого. И с этим необходимо считаться. Помня, что: «Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству, только с помощью демократии можно подготовить к демократии» (Френе С.).
Страсть к свободе имеет свое уникальное свойство, которое зачастую остается без педагогического осмысления. Дело в том, что свобода для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами духовные и природные субстанции в ребенке стремятся к «свободной несвободе». Это видно на примере ролевой игры: Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав играй по правилам.
В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума.
Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования".
Такие очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.
Образ "идеальной школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
облагораживание души и сердца ребенка;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
идеал воспитания - самовоспитание.
Основные концептуальные положения:
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;
резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;
учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).
В своём трактате Ш.А. Амонашвили даёт такие
рекомендации для деятельности учителя Школы Жизни.
* Когда видите приходящих детей, скажите: "Мы ждали вас!"
* Проявляйте живой интерес к жизни Ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему сорадость, сочувствие.
* Общайтесь с Ребёнком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
* Делайте день рождения каждого ребёнка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нём, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
* Устанавливайте с каждым ребёнком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность Ребёнка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
* Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
* Своё возмущение поведением Ребёнка выражайте ноткой намёка на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нём более высокое представление.
* Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
* Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
* Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
* Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора, чтобы показать своим коллегам.
* Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картинки по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
* Извиняйтесь перед Ребёнком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
* Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
* Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка Ребёнка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
* Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям детей серьёзно, с достоинством.
* Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своём заблуждении.
* Учите детей этично высказывать, обсуждать, предлагать, доказывать своё мнение.
* водите на занятиях мгновения молчания, когда малыши устремляют мысли к самому Прекрасному. Такие мгновения могут вызывать искру сердечного огня.
* Часто предлагайте письменные задания с размышлениями ребёнка о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
* Предлагайте детям содержание целых историй с вопросами, как поступили бы они на месте героев. Пусть дети называют себя героями и принимают на себя качества замечательных людей.
* Пользуйтесь способом "допущения" ошибок, предоставляйте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
* Не ставьте одного Ребёнка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
* Замечайте и радуйтесь, когда Ребёнок достигает успеха.
* Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
* Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
* Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
* Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои "пятиминутные уроки", помогайте им в проведении таких уроков.
*Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
* Придавайте особое значение усилиям, стараниям Ребёнка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался он и как их преодолевал.
* Проявляйте своё оптимистическое отношение к возможностям Ребёнка, особенно когда его постигает неудача.
* При своих оценочных суждениях по поводу работы Ребёнка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
* При проверке письменных работ детей пользуйтесь зелёными чернилами, то есть ищите в работах детей хоть малейшее продвижение и зелёными чернилами выражайте своё одобрение; ошибки детей принимайте как сигнал недочёта вашего объяснения и ищите путь его исправления.
* Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребёнка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
* Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, и с каждым часом напрягается действительность.
* Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом и экспрессией.
* Следите за чистотой вашей речи, не допускайте её загрязнения.
Хотя эти рекомендации не охватывают полной гармонии гуманно-личностного общения учителя с детьми, и хотя они порой походят на описание приёмов, тем не менее они могут оказать содействие учителю в его попытках делать первые шаги в сторону гуманизации своего педагогического процесса.
Общие основы гуманно-личностной педагогики предъявляют свои условия к зданию для Школы Жизни, обустройству двора и помещений. Имеется в виду, в частности, следующее:
* Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремлённости, Одухотворённости. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звёздному небу.
* Зелёный двор с деревьями, клумбами цветов, оранжереей; животные, умеющие дружить с детьми и разгуливающие по двору; игровые площадки с сооружениями для развития смелости, ловкости, сообразительности, силы; уголки для уединения.
* Спортивный зал, оборудованный соответственно с образовательным курсом "Уроки смелости и выносливости"; закрытый бассейн.
* Широкие рекреационные залы с возможностями устраивать выставки, оборудованные удобными диванами, креслами, столами и стульями; на столах шахматные и шашечные доски, уголки с умными играми.
* Полукруглые, пространные и светлые классные комнаты с удобными рабочими стульями и столами, которые можно расставлять по-разному – для работы со всем классом, для групповой и для индивидуальной работы.
* Комнатные цветы на подоконниках и в уютных местах.
* Диваны и кресла для отдыха; полки для библиотеки, стеллажи для хранения учебных материалов; ящики на каждого ребёнка, где хранятся работы детей.
* Обширные доски, телевизор, проигрыватель, ковры на полу, смежная комнатка и уголки для уединения.
* Кабинеты музыки, рисования, творческого труда, компьютерный кабинет, мастерские.
* Светлая, удобная столовая с удобной и элегантной мебелью и посудой.
* Обширный, парадный вестибюль с удобно расположенной раздевалкой.
* Стены внутри помещения окрашены в мягкие светлые тона, разрисованы по детским мотивам.
* Звонок в школе с музыкальными мелодиями, вызывающими мажорные настроения.
Заключение
Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России ее подрастающих поколений. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.
ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово»
Доклад на тему:
«Гуманно-личностная технология
Амонашвили Ш.А.»
Подготовила и выступила на семинаре
по личностно-ориентированным технологиям обучения,
учитель начальных классов:
Баженова С.М.
2012-2013 уч. год
15