Программа по внеурочной деятельности по ФГОС


 
  Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического зам. директора по УВР директор МОБУ
совета протокол № ____ ___________________ «Лисьеполянская оош»
«___»_________20___г. «___»________20___г. _________Ю.М.Караулов.
Программа
внеурочной деятельности в рамках  реализации ФГОС
основного общего образования
на 2015-2016 г
Составитель: учитель музыки
Исаева Наталья Сергеевна

п. Лисья Поляна, 2015г.
 
Пояснительная записка
Нормативно-правовая  основа программы
 1.      Закон РФ «Об образовании»;
2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.      Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
4.      ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
5.      Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ Лисьеполянская ООШ6.      Программа развития МОБУ Лисьеполянская ООШ
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности в условиях системы основного общего образования. Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.  
Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации  школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи  внеурочной деятельности:
1.                  выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
2.                  создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
3.формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
4. развитие общекультурных  способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5.  расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
6.     совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.
7.     формирование экологической культуры школьников.
 
Принципы организации внеурочной деятельности:
1.     соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
2.     опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
3.     опора на ценности воспитательной системы школы;
4.     свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
                        
Планируемые результаты внеурочной деятельности
 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
    -  любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
    - осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи,   
      гражданского общества, многонационального российского народа,    
      человечества;
   - познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
   - социальная  активность,
- уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог,   
  достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих   
  результатов;
   - осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;
   - воспитание экологической культуры.
 
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
-  освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.
В рамках  эмоционального компонента  необходимо сформировать:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
- бережное отношение к природе.
Коммуникативные результаты
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
 - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
 - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-  основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.
 
 Направления  реализации  программы
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО  организуется по основным направлениям развития личности:
·     духовно-нравственное
·     социально-психологическое
·     интеллектуальное
·     общекультурное
·     спортивно-оздоровительное
 Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в МОБУ Лисьеполянская ООШ.
Планирование  внеурочной деятельности по направлениям:
Направление Цель Результаты Формы работы Название кружка Руководитель
кружка
 
Социальное -формирование  у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.
-формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром. -сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.
- формирование у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, селу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек). творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, публикации на сайте школы, выставки работ. «Трудовичок»
«Ритмическая мозаика»
«Мы сами»
«Самоделкин» Исаева Н.С
РожноваЛ.И.
Общеинтеллектуальное- развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний о мире математики. сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к предметам, проектные работы, создание базы данных. форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа.
  «Почемучка», «Угадайка», «Ступеньки к школе»
Исаева Н.С.
Спортивно-оздоровительное направление.
  формирование здорового образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях.
  игровые занятия, тренировки, секции    « Бодрячок» Исаева Н.С.
Общекультурное - расширение  культурного  кругозора, приобретение  знаний  о традициях, обычаях, в соответствии с которыми люди устраивают свой быт и оформляют те или иные события своей жизни; о правилах создания гармоничного предметного мира. приобретение и совершенствование опыта творческой деятельности, обучение полезным и социально ценным видам практической деятельности; учащихся продуктивному взаимодействию. форумы, конкурсы, игры-путешествия, , игры, практическая работа, выступления, концерты
  « Каприз», «Веселая карусель»
 
 
 
 
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
 
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,
  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования .Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности,
которыми занят школьник.
Объекты мониторинга:
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка востребованности форм и мероприятий
внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей
по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)
Личность самого воспитанника (вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе
школы, так и вне ОУ)
3.     Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений)
Мониторинг осуществляется 2 раза: на начало и конец процесса введения внеурочной деятельности.
1.     Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.
2.     Методика «Творческие задания»
3.     Методика «Эмоционально-психологический климат»
4.     Анкетирование по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся; активность участия в
проектной деятельности; динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях.
5.     Тест на мотивацию.
  
Условия  реализации внеурочной  деятельности
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
 
Задачи Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности Индивидуальные собеседования с учителями - предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов Обеспечить материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления внеурочной деятельности
Создать банк методических разработок   мероприятий, событий Систематизация авторских разработок педагогов школы.
Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей  школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной  деятельности педагога.
 
Создать банк методической литературы по организации  внеурочной деятельности  учащихся. Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.
 
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО  в школе имеются необходимые условия: занятия в школе
проводятся в одну смену. Для проведения массовых  мероприятий  есть актовый зал.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем  для школьников,
музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, волейбольной, футбольной  площадкой,
кабинет информатики, мастерская  технического труда, мастерская обслуживающего труда.
Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, все кабинеты подключены   к локальной сети Интернет.
  В библиотечно – информационном центре  создана база богатая печатных, электронных источников информации.