Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в детском саду


«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Яртеева Ирина Витальевна,
МБОУ «Ильинская СОШ»
воспитатель дошкольной группы
Аннотация
Данная статья предназначена для воспитателей и родителей. Она освящает вкратце работу воспитателя по приучению детей к здоровому образу жизни с ранних лет. В данной статье предлагаются некоторые виды здровьесберегающих технологий, которые можно использовать как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ответственное отношение к своему здоровью, подвижные игры на прогулке, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание, самомассаж, релаксация, ароматерапия.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Для достижения этих целей в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы здоровьесберегающих технологий:
1. Подвижные игры на прогулке. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Г. А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов.
2. Физкультминутки и динамические паузы. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
3. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой отрезок времени.
4. Дыхательная гимнастика. Гимнастика рекомендуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
6. Закаливание. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
• закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
• проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
• проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
• сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно
7. Гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
8. Самомассаж. Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
10. Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Чаще используйте минутки покоя.
11. Ароматерапия - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Необходимо проконсультироваться с врачом на наличие аллергенов у детей на запахи .
Заключение.
Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии способствуют созданию положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формированию психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
 Использованная литература:
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с -М.:Просвещение,1986
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС, 2004
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Интернет-ресурсы:
http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)