Урок по окружающему миру в 4 классе Прошлое и настоящее глазами эколога
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН.
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
АВТОР ТРИПЯТАК Н.Н., учитель начальных классов
2014
Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога Тип урока: «открытие новых знаний» Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе. Задачи: Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом; Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах. Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром. Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания. Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах Оборудование: доска, видеопроектор, компьютер. Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Литература: А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2013, стр.15. А.А. Плешаков. А.А. Румянцев пособие для учащихся общеобразовательных организаций «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» – Просвещение, 2013, стр. 129-133, стр. 139-143.
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, – Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите
-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.
III. Проверка домашнего задания – В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события). – Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология). – Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры). – С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).
IV. Совместное открытие знания – Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 4
– Где жили первобытные люди? СЛАЙД 5
– Какой материал требовался первобытному человеку? СЛАЙД 6
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья). – А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7
Работа в учебнике. – Откройте учебник на с. 47. (Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца). – Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8
– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12
– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы). СЛАЙД 13
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14
– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15
– А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16
– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17 На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18 – Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения. Выявить причины проблем. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем. – На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу. А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения? – Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»; группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»; группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава». Обсуждение проблем. – Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы. Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. – Что является причинами загрязнения океана? – 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ». Выступление спикера группы: – И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы. Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях. – А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы). – Переходим к обсуждению второй проблемы. «Как спасти тропические леса?» Предоставляем слово 2 группе – «лес» Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Выступление спикера группы: – И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают. Результаты уничтожения лесов -Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные. – Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов – запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев; – усилить меры пожаробезопасности в лесах. – Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. – Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" Выступление докладчика 3 группы – « Земля». Выступление спикера группы: Причины появления мусора – Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы. Меры поборьбе с мусором Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки. V. Физкультминутка. Слайд19
VI. Применение нового знания Работа в учебнике – Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть. СЛАЙД 20 – Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса). – А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям). – Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52. СЛАЙД 21
Учащиеся читают статью под руководством учителя. – А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22 СЛАЙД 23
Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24
– Что такое экологическая проблема? – А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1) – Задание №2. Прочитайте. – Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите. – Назовите экологические организации. Запишите. – Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров. – Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?" Подведение итогов 4 5 1 1 – Какие экологические проблемы мы с вами решали? – Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана? – В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно? – Почему и как людям приходится бороться с мусором? – Назовите международные экологические организации. – Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды? – Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить? А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы. – Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений. – Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!
VII. Рефлексия учебной деятельности Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение) – Понравилось ли вам быть исследователями? – Что нового вы сегодня узнали? – Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? – Что вызвало наибольшие затруднения?
VIII. Домашнее задание Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53 Пересказ текста Выполнить задание №2 на стр.53
Список использованной литературы Плешаков А. А. Крючкова Е. А. окружающий мир 4 класс 1 часть Издательство «Просвещение» Все дети на свете – за чистоту на планете – сборник творческих работ Волгоградского областного конкурса по экологии
Использованные материалы и Интернет-ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Конвенции и соглашения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Планеты солнечной системы
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
Times New Roman