Конспект Современные образовательные технологии, как фактор внедрения ФГОС в ДОУ
Современные образовательные технологии, как фактор внедрения ФГОС в ДОУ
Голова В.В. руководитель структурного подразделения
детский сад ГБОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района
Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии: личностно-ориентированную, технологию уровневой дифференциации, игровую и нетрадиционные техники рисования с детьми. Они позволяют реализовать поставленные образовательные цели при помощи совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения. Особое внимание в нашем детском саду направленно на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Профессиональные умения сотрудников ДОУ направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.
Образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая, нетрадиционные техники рисования - органично встраиваются в воспитательно-образовательный процесс и используются в организации организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Воспитатели применяют в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организуется воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
На занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а именно, планируются занятия, совместная деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.
Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В наше детском саду разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии уровневой дифференциации делим воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп нами учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Игровые технологии оказывают воспитателям большую помощь в организации образовательной деятельности. В практической деятельности мы используем следующие игровые технологии:
Игровые ситуации. Во время образовательной деятельности и в режимные моменты применяются игрушки, персонажи пальчикового и кукольного театра, которые помогают решить поставленные задачи: научить зайчика умываться, помочь куколке найти друга, поросятам построить домик и т. д.
Сюрпризные моменты. Во время образовательной деятельности используется волшебный мешочек, одушевляются используемые предметы-заместители. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.
Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты (возможность спать в режимные моменты, играть с ней в течение дня, позволяет детям более легко адаптироваться к условиям ДОУ).
Художественное творчество - особенный вид деятельности. Современные технологии не могут заменить творчество воспитанников. Организуется изобразительная деятельность в группах с использованием нетрадиционных техник рисования. Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, можно сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей, а нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.
При длительном рисовании, лепке проводятся с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковые гимнастики. Наши воспитанники с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях по рисованию, лепке используется классическая и современная мелодичная спокойная музыка. Применение музыкального сопровождения поднимает настроение детей, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом. Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т. д., все это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.
Считаю, что изобразительная деятельность должна занимать не второстепенное, а своё, почётное место среди других образовательных деятельностей.
Применение современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДОУ дало положительную динамику роста развития воспитанников, которая отслеживается при систематическом проведении мониторинга.