Классный час Тема: «Погода в доме» Автор: Куколева Л.В., учитель МБОУ Окская СШ Рязанского района Рязанской области
Классный час
Тема: «Погода в доме»
Автор: Куколева Л.В., учитель МБОУ Окская СШ Рязанского района Рязанской области
( для учащихся 10, 11 классов, возможно с участием родителей или др. взрослых).
Цель: Попытаться помочь детям научиться «сглаживать» конфликтные ситуации в семье. Попытаться выяснить основные причины их возникновения.
Задачи:
Обсудить конкретные проблемные ситуации (по группам).
Обсудить каждую ситуацию (участвует весь класс).
Подвести итоги и сделать выводы по проведенному мероприятию.
Предварительная подготовка:
Анкетирование (анонимное) о взаимоотношениях в семье ребенка.
Изготовить дерево. («Дерево проблем»)
Примеры ситуаций для обсуждения. (Листочки дерева. На обратной стороне листа - ситуация для обсуждения.)
Вопросы для обсуждения (алгоритм).
Памятки («Что нужно преодолеть родителям, чтобы создать благоприятную атмосферу». «Какие качества нужны родителям.».
6. Песня в исполнении Л. Долиной «Погода в доме».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Добрый день дорогие гости! Добрый день дорогие ребята! Наш классный час мне хотелось бы начать с известной во всем мире фразы «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни?
«Погода в доме» - вот тема нашего занятия. Давайте сегодня немного поразмыслим, как сделать хоть чуть-чуть счастливее себя, и тех, кто нас окружает. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не счастливая семья несчастлива по-своему» - это фраза, которой Л.Н. Толстой начал роман «Анна Каренина». За сто лет она превратилась в одну из самых известных психологических формул, которая описывает взаимоотношения в семье.
Какие же они, счастливые семьи? Что лежит в основе семейного счастья?
( Участники высказывают своё мнение по данной теме).
Итак, обобщая всё сказанное можно сделать вывод: счастье всегда разнообразно, индивидуально и секреты семейного счастья в разных семьях разные. Каждый должен создать рецепт семейного счастья сам. Но вы правильно сказали, то общее, что объединяет все счастливые семьи это:
благоприятный психологический климат семьи («Погода в доме»). Отношение к людям вообще, к членам семьи и к друг другу. Он лежит в основе семейного счастья и зависит от
психологической и нравственной совместимости супругов.
Любовь стоит на первом месте и рождает «родство душ», стремление постоянно заботиться о другом, делать так , чтобы другому было хорошо.
благополучие семьи: доброжелательность друг к другу, самокритичность и критичность к другим, стремление взять на себя ответственность в трудных вопросах.
общность интересов супругов.
В каждой семье есть свои трудности, мелкие стычки и серьёзные конфликты – жизнь невозможна без них.
Как избежать ссор, противоречий и конфликтов в семье? Как разрешить вечно существующий конфликт «Отцов и детей»?
Очень скоро, ребята, вы тоже станете родителями – это большая радость и великая ответственность, в какой-то степени акт самопожертвования и самоотречения. Перед вами встанут сложные проблемы воспитания своих детей.
В нашей школе недавно прошло анкетирование среди учащихся. Мы хотели выяснить, как складываются отношения между родителями и детьми в семьях нашего поселка.
Оказалось, что лишь в 5% семей отношения со старшими можно оценивать как удовлетворительные.
В 65% семей отношения в целом удовлетворительные, но достаточно многосторонние. Детям и родителям дана рекомендация подумать самим, чем они должны быть углублены и дополнены.
В 35% контакты детей и родителей явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить, что мы и попытаемся сделать на нашем занятии сегодня.
Посмотрите на наше дерево. У него красивая зелёная крона. Жёлтые листочки на нём это вопросы от детей, подростков, учащихся нашей школы. Они хотят, чтобы их услышали и поняли в их семьях. Давайте прочтём их и в группах, попробуем обсудить, как сгладить семейные конфликты. Для того чтобы обсуждение проходило в форме дискуссии, мы разделимся на три группы. Уважаемые взрослые, прошу вас присоединиться к любой из групп и принять участие в нашей дискуссии. По одному из участников от каждой группы прошу подойти к дереву и снять лист. ( Участник от каждой группы подходит к дереву, снимает лист и зачитывает ситуацию вслух).
Ребята, попытайтесь взглянуть на возникающие конфликты в семье глазами родителей, постарайтесь понять своих детей, увидеть их проблемы. Уважаемые взрослые (обращаясь к гостям), постарайтесь увидеть себя глазами ребёнка. Проанализируйте ситуацию, свои действия и их последствия. Вам в помощь даётся алгоритм вопросов для обсуждении. На обсуждение даётся 5 минут. Одну из проблем обсуждает подробно одна команда, две другие команды могут выступить со своими комментариями, уточнениями, предложениями.
Вопросы для обсуждения:
Знакома ли вам такая ситуация? Если можете, приведите похожий пример из своей жизни.
Как бы вы вели себя в такой ситуации?
Правильно ли поступили родители, встретив ребёнка такими словами?
Как бы вы повели себя на месте родителей?
Как сгладить такую ситуацию?
Обсуждение:
Лист 1. Вы поссорились с другом, приходите домой «не в духе». Ваша мама, открыв дверь, встречает вас такими словами: «Почему не убрался в комнате, почему не помыл посуду за собой» и т.д.
Лист 2. Летом на каникулах познакомилась с парнем (он учится в колледже), дружим около двух месяцев: вместе ходим в кино, на дискотеку. Я рассказала о нём родителям. Поговорив с родителями, мы решили пригласить его на чай. После этой встречи папа решил, что этот юноша мне не пара, и попросил оставить меня в покое. И он оставил. Мы больше не встречались. Почему мама и папа так поступили? Теперь я им ничего не буду рассказывать»
Лист 3. «Мне очень нравится мальчик из 11 класса. У нас одна компания. Мы хорошо общаемся, но мне кажется, что я в него влюблена. Как мне быть? Рассказать о своих чувствах или нет, как себя с ним вести? На душе очень тревожно. Хочу поделиться с мамой, но она вечно занята. Только и слышу «Мне некогда», «Дай посмотреть сериал». Как же она не понимает: мне ведь не с кем посоветоваться».
Лист 4. «Мой отец, как приходит с работы, сразу начинает читать, телевизор смотреть, а мама, все больше по хозяйству хлопочет. Из-за этого у родителей постоянно ссоры. Мама заводится, и они начинают ругаться. Им не до меня, не до моих дел. Ухожу на улицу, слоняюсь по друзьям, начал курить, хотя понимаю, что плохо делаю»
Лист 5. «Родители никак не отвыкнут считать меня маленьким. Все диктуют, учат, проверяют. Утром – «вставай, а то опоздаешь, вечером – «ложись, а то не выспишься», «читай эту книгу – она по программе», «выключи телевизор, садись за уроки». А вчера, когда за мной зашли ребята, мама при них надела на меня шарф. Мне стало стыдно перед ребятами, и я ей нагрубил. Правда, потом снова стало стыдно за то, что я её обидел. Но должна же она понимать, что я уже не маленький, давно сам всё знаю!».
Лист 6. Ваш друг достал два билета на концерт вашей любимой группы, который состоится в выходные. Вы договариваетесь идти на концерт. Когда вы приходите домой, мама с папой говорят вам, что в выходные всей семьёй вы должны ехать к родственникам на юбилей.
Итак подводя итоги нашего обсуждения ответим на главный вопрос:
Что нужно преодолеть родителям, чтобы создать благоприятную семейную атмосферу
Недостатки собственного характера и поведения, которые вы не хотели бы увидеть у своего ребёнка.
Повышенный интерес к себе, своей работе, своей внешности.
Нежелание и неумение ради своего ребёнка пойти на жертвы, связанные с затратами сил, времени или денег.
Эмоциональное безразличие, неумение видеть, слышать, чувствовать радость и огорчение ребёнка.
Чрезмерную опеку, требовательность, контроль и диктат, которые превратились в вашей семье в стереотип поведения.
Конфликтные, недружелюбные, непримиримые взаимоотношения со своим супругом.
Свою повышенную чувствительность к стрессам и отсутствие психологической защиты от негативных влияний.
Какие качества нужны родителям:
Готовность к переменам.
Способность ради здоровья и счастья малыша идти на уступки, а иногда на жертвы.
Умение превратиться в маленького ребёнка и посмотреть на себя, родителя, глазами малыша.
Доброта и искреннее стремление понять своего ребёнка.
Последовательность и терпение.
Способность превращаться на время в мальчишку или девчонку, чтобы поиграть, пошалить, пошептаться со своим ребенком.
Умение контролировать себя, свои поступки и чувства.
Желание проанализировать себя и оценить свою семейную ситуацию и мамину роль в ней.
Согласовывать воспитательную тактику между взрослыми членами семьи.
Верить в положительный результат воспитания.
Делайте это чаще! Станьте мудрыми и терпеливыми родителями и благодарными детьми!
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315