Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения».
Середина Е.Е., учитель начальных классов МКОУ « Каменская СОШ № 2»
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Жан-Жак Руссо Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы желаем, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Нам учителям начальных классов повезло, мы работаем с детьми такого возраста, где желание творить, учиться, фантазировать, играть не исчезает.
В наших классах учатся дети, которые обладают теми или иными творческими способностями. Это чаще проявляется в танцевальном, музыкальном, изобразительном искусстве, в умении сочинять сказки, стихи, особенно фантазировать, играть, перевоплощаясь в образы своих любимых героев. Развивать творческие способности мы можем на любых предметах, начиная с 1-го класса. Особенно благоприятны для развития творчества уроки литературного чтения. Именно поэтому я выбрала тему самообразования: «Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения».
Работа по учебнику «Литературное чтение» по системе Л.В. Занкова предполагает непременное участие младшего школьника в литературном творчестве. Многие задания нацелены на то, чтобы воспитать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу. На уроках литературного чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся маленькими поэтами и писателями; способными выражать в слове свои впечатления, переживания. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Произведения, представленные в учебниках литературного чтения, компонуются в главы не по общей теме, а по главной идее, которая красной линией проходит через все произведения, собранные в этой главе. Детям интересно работать, потому что все произведения не похожи друг на друга, но их объединяет главная идея. При чтении и анализе различных текстов учу учеников определять жанр произведения, узнавать приемы, которыми пользовался автор при его создании. Детям уже известны сравнение, олицетворение, контраст. Очень важно, что эти приемы они стараются использовать при написании своих сочинений, сказок, стихов. Также ребята уже знакомы с некоторыми средствами выразительности языка, такими, как метафора, эпитет, учатся различать их и применять в своих творческих работах. Большую роль в развитии ребенка его первых способностей, играет эмоционально насыщенный дидактический материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи фразеологизмы - все это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус и побуждать к творчеству. В своей работе на уроках чтения я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребенка. Для меня важно все: интонация, мимика, жесты, выражение глаз. Ведь по эмоциональным откликам на события, факты мы может судить о потребностях, интересах, пристрастиях наших детей.
Страна сказки - удивительная и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочном мире. Сочинение сказок благоприятно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.
Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений, превращений и действий в сказочном мире. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Поэтому сочинение сказки требует от детей строить повествование « по законам» волшебной сказки, правильно выражать свои мысли, совершенствовать написанное и т.д. Кроме того, ученики должны уметь найти необычного сказочного героя, развить, сказочный сюжет, наполнить его удивительными событиями, используя « сказочные» языковые средства.
Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста, потому что является наиболее доступным и привычным.
В самом учебнике литературного чтения предлагаются темы устных и письменных сочинений, связанные либо с изучаемыми текстами, либо с рассматриваемыми проблемами.
Наши дети - фантазеры и мечтатели, выдумщики и придумщики. Сочинительство надо поощрять, поддерживать и развивать в школе вне зависимости от того, получится из ребенка литератор или нет. В своей работе я стараюсь использовать все необходимое для развития творческих способностей учащихся, создаю благоприятные условия для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности.
Вот приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности на уроках литературного чтения:
- творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения, их исполнение по ролям.
Дети в начальных классах очень любят учить стихи и их рассказывать, а ещё мы их рисуем и показываем.
- творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты. Идёт работа в группах.
- размышления над интересными цитатами
Варианты заданий:
-обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение;
-дискуссии в группах. Одна группа соглашается, другая - спорит. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем успешности.
- На уроках чтения рисование сказки, стихотворения, героев произведения и т.д. Работа проводится индивидуально, группами.
- Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная и исследовательская работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций по таким темам, как «Моя мама - лучше всех» «Жили-были…»
- Нестандартные уроки:
урок - инсценировка, на которых учащиеся обыгрывают сказки и произведения
- Использование творческих заданий на уроках - использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления («Придумать продолжение истории»);
-составление на уроках вопросов, поощряющих размышлять творчески – «представьте себе», «предположите, что…» ,«сочините» , «порассуждайте о…» и т. д.
Таким образом, все методы и приёмы, используемые в работе, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления
Цель уроков по развитию творческих способностей - это воспитание творческой личности. Такие уроки способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. На таких уроках каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. В целях повышения интереса детей к учению, к предмету, для развития творческих способностей использую следующие этапы работы:
1). Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время. Стараюсь создать такую атмосферу в классе, при которой дети чувствовали бы себя комфортно и уютно, чтобы они постоянно ощущали доверие и уважение, внимание к своим интересам, склонностям, к своему здоровью со стороны учителя и одноклассников.
2). Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей. Фантазировать у Даля-это «мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая
мысленно, умственно». Я считаю, что фантазия-это сила, а не слабость ума! И эта сила дана нашим детям от природы. Они легко заходят в воображаемый мир и также легко выходят из него в мир реальный. Ребенок младшего школьного возраста фантазер, он живет в мире своих фантазий, верит в него и обычное становится необычным и удивительным.
3). Формирование у учащихся чувства любви, переживания, сострадания . Большое значение здесь имеет работа над устными и письменными сочинениями. Ставя на первое место задачу общего развития детей в процессе обучения по программе Л.В. Занкова большое значение придаю сочинениям, как одному из важных средств, развития кругозора учащихся. Эта программа предоставляет ребенку свободно излагать свои мысли. Не навязываю детям своего плана, а поощряю лишь умение ребенка наблюдать, составлять предложения, последовательно излагать свои мысли. Сочинения мы пишем без плана и предварительной подготовки. Даю тему, каждый пишет то, что знает и как умеет. Сначала сочинения у моих учеников не получались - не было последовательности изложения, часто неправильно строились предложения, не было эмоционально - оценочных суждений. Чтобы приучить их излагать свои мысли последовательно я стала давать детям писать сочинения репродуктивного характера. Последующий разбор положительного и отрицательного в этих работах дал желаемые результаты. Мне нравятся сочинения ребят не ограниченные рамками плана. На уроках вначале я представляла детям готовый план будущей работы, затем они составляли каждый свой план самостоятельно. Для лучшего написания сочинений стала обогащать опыт детей непосредственными наблюдениями за природой. Это были уроки - экскурсии в природу в разные времена года. Много интересных открытий могут сделать дети и во время коротких экскурсий на школьный двор: услышать шуршание осенней листвы, зимой - разглядеть изморозь, иней, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а весной следить за капелью. На переменах и уроках я подзываю детей к окнам класса - взглянуть на небо, тучи, облака, снегопад, деревья, улицу. Коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят детям радость, дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое. Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Учение, при котором накапливается некоторый навык устных высказываний на основе наблюдений в природе, является основой перехода от устной речи к письменной . Я считаю, для совершенствования умений учащихся выразить в слове свое восприятие природы необходимо обращаться и показывать ученикам книжные литературные образцы описания природы. Они обогащают словарный запас устной и письменной речи учащихся и дают возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с темами. Стихотворные и прозаические произведения раздела подбираю так, чтобы у детей возникали поэтические образы и они открывали для себя красоту природы и учились видеть прекрасное в привычном. элементами литературного творчества. Уроки литературного чтения стали первой ступенью в освоении знаний по теории стиха.Работу начинаю уже с первых уроков. Начинаю с того, что применяю много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи, использую также подборки всевозможных стихотворных диалогов разной степени сложности.При знакомстве с понятиями « рифма» использую различные игровые и творческие задания
Игра « Кто больше подберет рифм к слову».
Учитель называет слово, ученики подбирают к нему рифму.
« Я начну, а ты продолжи…..».
На доске записываются две стихотворные строки. Дети в группах, за определенное количество времени должны продолжить начатое. Учителю следует обратить внимание на то, что наличие рифмы, ритмической соразмерности строк еще не говорит о том, что перед нами настоящее произведение искусства. Поэзия - это нечто большее, чем красивые и созвучные слова. Подобные разговоры могут послужить началом разговора о разнице между стихами и поэзией, между детскими работами и произведениями настоящих поэтов. Такая работа заставляет детей задуматься о необходимости совершенствовать свои сочинения и стихи. В своей работе я не ставлю себе целью научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Но это одно из средств самовыражения ребенка. Система Л.В. Занкова ставит своей целью развитие эмоционально - творческой личности, поэтому весь материал, представляемый учебниками, особенно по литературному чтению В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой, пронизан необходимостью при его изучении максимально подключить чувства и эмоции детей, что неизбежно влечет за собой развитие творческих способностей учащихся.
Результатом такой работы стал повышенный интерес ребят к урокам литературного чтения, что не замедлило отразиться на качестве знаний. 100% учащихся класса имеют по этому предмету хорошие и отличные оценки. Уже заметна непосредственная связь между самостоятельным творчеством моих учеников и их возросшим интересом, взыскательностью, самостоятельностью суждений в отношении подлинно профессиональной поэзии и прозы. И в этом я вижу наибольшую ценность творческих занятий моих детей. Благодаря энтузиазму, с которым мои ученики отдают себя литературному творчеству, они научились более чутко воспринимать и понимать художественные произведения, стремятся внимательнее следить за пронзительностью и грамотностью собственной устной и письменной речи. Воспитывая в детях любовь к литературному творчеству, мы оказываем влияние на развитие их нравственности, духовности. Ведь изучая или создавая художественное произведение, ребенок учится прожить жизнь литературного героя, ставить себя на его место, а потому переживает за него, сочувствует ему и переносит эти чувства в реальную жизнь. Пусть мои ученики не станут поэтами и писателями, но такое тонкое восприятие окружающего мира, которое они получат в процессе развития, будет удерживать их от жестокости и бездушия. Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию сборников творческих работ учащихся. Так у нас в школе появились сборники сказок и стихов, которые дети сами же иллюстрируют. (Приложение). Результаты по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения складывается не сразу, но необходимо верить в развитие ребенка, обладать терпением, вместе переживать удачи и разочарования. Каждый педагог знает, что дети младшего школьного возраста очень любят придумывать, сочинять, фантазировать. Задача учителя состоит в том, чтобы направить свою творческую мысль на поиск и применение таких приёмов и методов педагогического воздействия, которые опирались бы на наиболее сильные стороны формирующейся личности современных детей; на широкий круг их знаний и интересов, на неуемную их энергию, жизнерадостность, возросшую самостоятельность и творческую активность. Только при этих условиях можно добиться желаемого результата и управлять сложным и противоречивым процессом становления развитой творческой личности подрастающего поколения.