Статья Повышение мотивации к изучению иностранных языков
Повышение мотивации к изучению иностранных языков
Мотивация – это система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.
Мотивация учения может определяться внешними и внутренними мотивами.
Внешние мотивы не связанны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия, отсутствия желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения, мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале.
Интерес к процессу обучения иностранному языку держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету, учитель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.
При этом ключевыми и решающими параметрами считают те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.
Перед учителем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению.
Поскольку мотивация – явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания. В системе обучения ИЯ как иноязычной культуре в первую очередь средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у учащегося коммуникативную мотивацию.
В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию, а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности.
В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для конкретных целей обучения.
Когда школьники начинают изучать иностранный язык, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя - добиться того, чтобы этот интерес был устойчивым и постоянным. Добиться определенного успеха в этом направлении позволяет использование интересных, эффективных приемов, активных форм работы, творческое отношение к применению рекомендаций авторов УМК.
Пробудить у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – нелегкая задача для каждого учителя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.
Проблема мотивации учащихся очень актуальна, так как общеизвестно, что усваивается прочно и легко только то, что нужно и интересно.
Желание изучать язык другого народа – это начало доброго отношения к самому народу, осознания своей принадлежности ко всем людям нашей планеты, независимо от того, где кто живет и на каком языке говорит. Но поддерживать у учащихся желание работать изо дня в день, продвигаясь вперед маленькими шажками, - дело нелегкое. Это касается учащихся младших классов. Как помочь детям по много раз повторять одни и те же простые фразы, не осознавая их однообразия? Как дать детям почувствовать очарование звучания английского языка, его мелодичность? Для этого, усвоив основной замысел авторов учебного пособия, необходимо создать на нужной языковой базе собственные сюжеты, ситуации, небольшие ролевые игры, участвуя в которых, дети развивают свои языковые способности, испытывают радость общения.
В младших классах учащимся очень нравится играть в «учителя», проводить речевую зарядку, инсценировать рифмовки, разыгрывать сценки, петь песни. Все это имеет большой мотивационный эффект.
Бесспорно, личностные качества учителя, его уроки, эрудиция прежде всего обеспечивают мотивацию учения. И все же затруднения в таких ситуациях испытывают даже очень опытные учителя, а начинающие особенно. Учащихся убеждают не общие фразы, а конкретные, простые примеры из жизни выпускников школ, знакомых учителя, а также известных людей.
Осознавать важность изучения иностранного языка в ходе всего процесса обучения помогает цикл бесед с учащимися. Их продолжительность 5-7 минут, примерная тематика может быть такова:
Сколько языков на планете?
Зачем изучают иностранные языки?
Кто такие полиглоты?
Иностранные слова в русском языке.
Великие люди об изучении иностранных языков.
Иностранный язык в жизни известных людей.
Иностранный язык в быту.
Одним из путей, ведущих к повышению мотивации к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения. Самое привлекательное – это игра. На начальном этапе обучения важно учитывать психологические особенности детей. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Как правило, младшие школьники обращают внимание прежде всего на то, что вызывает их непосредственный интерес.
Хорошей мотивацией к изучению иностранного языка служит песня. Песни способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима и учителю, и обучающемуся. Песни также являются одним из важных средств нравственного воспитания личности. Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. Учебно-методический комплекс Кауфман имеет большое количество современных английских песен, и учащиеся их с удовольствием поют и заучивают. Использование песен на уроке не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формированию активности личности, внесению на урок эмоционального колорита, но и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру, воспитанию чувства уважения к культуре другого народа, усвоению таких понятий, как самобытность, уникальность, культурная традиция, толерантность, национальное самосознание, способствует формированию личности, желающей вступить в межкультурную коммуникацию.
Не секрет, что в старших классах резко ослабевает интерес к иностранному языку, если он не связан с будущей профессией учащихся.
Для поддержания интереса к изучению иностранного языка на старших этапах обучения необходимо так организовать учебный процесс, чтобы проблемы, поднимаемые и обсуждаемые на уроке, были бы актуальны и близки учащимся.
Очень важным моментом в деятельности учителя является создание каждому из своих учеников ситуации успеха, возможности пережить радость от достигнутого результата, дать детям почувствовать веру в себя и тем самым способствовать дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности. Естественно, что для осуществления этой цели необходимы доброжелательные взаимоотношения между учителем и учащимися на уроке. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке для преодоления этой трудности и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации можно использовать на уроке элементы театрализации, драматизации и инсценировки.
Повышением мотивации обучаемых служит и использование иллюстративной наглядности: слайды, презентации, фотографии, карикатуры, диаграммы, коллажи и др. Наглядность не только повышает мотивацию, вызывает интерес к изучаемой теме, но и обеспечивает оптимальное усвоение учебного материала, способствует развитию творческого воображения и мышления.
Важным источником стимулирования интереса к изучению иностранного языка является обращение к материалам краеведческого характера. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкивались в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают ее с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.
Поддерживать интерес к предмету помогает проектная методика. Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя. Проектная деятельность – одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. Мотивация лежит в самом проекте, ведь учащимся предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных условиях Проекты готовятся по желанию индивидуально и в группах. Защита проекта дает возможность найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке.
Говоря о повышении мотивации к изучению иностранного языка, нельзя не сказать о внеклассной работе. Известно, что изучаемый на уроке языковой материал не всегда находит применение в жизненной практике школьников, и именно внеклассная работа становится дополнением к учебной работе, способствует закреплению и применению усвоенных учащимися знаний, расширению их общего кругозора. Результаты ведения внеклассной работы в школе зависят от учителя, от его умения заинтересовать в ней учащихся, от их взаимопонимания. Участие во внеклассной работе способствует формированию личности ученика, развитию его умений, приучает его к самостоятельности. Разучивание песен на иностранном языке, участие в инсценировках и концертах – это формы работы, позволяющие проявить себя, способствующие получению новых знаний и возможностей для углубленного изучения языка учащимися любого возраста. Они являются действенным стимулом к занятиям языком и к самовоспитанию.
Владение иностранным языком открывает доступ ко многим другим источникам знаний, позволяет читать литературу в оригинале, знакомство с системой и культурой изучаемого языка совершенствует мышление учащихся. Возникают новые связи, развивается фантазия. Однако культурное обогащение личности происходит лишь тогда, когда ученик сам может почувствовать ценность того нового, что ему предложено или что он сам открыл в мире культуры.
На уроке в школе ученик получает самые необходимые знания по иностранному языку. Внеклассная работа строится на развитии его интереса к языку, к стране изучаемого языка. Возможность использовать свои знания во внеклассной работе становится в свою очередь стимулом, который способствует изучению иностранного языка как школьного предмета в ценностной ориентации учащихся.
Все перечисленные выше средства и методы стимулируют у учащихся интерес к изучению иностранного языка, развивают воображение, творческое мышление, самостоятельность, способствуют социализации личности школьника, формируют деятельный подход в освоении учебного материала.