Доклад для учителей иностранных языков на тему УМК Вундеркинды : соответствие требованиям ФГОС
Муниципальный методический центр "LINGUA" по актуальным проблемам преподавания иностранных языков
МАОУ Гимназия №2 г. Балаково
Муниципальное методическое объединение учителей немецкого языка
УМК «Вундеркинды»: соответствие
требованиям федерального
государственного образовательного
стандарта
Выполнила:
учитель немецкого языка
МАОУ СОШ №25
Т.И. Резник
Балаково 2017
«Открыли тетради, записали дату, пишем текст».
«Мы сегодня на уроке прошли новую тему склонение прилагательных».
«А как сказать по-немецки “дома”?»
«Дома пересказать текст и составить диалог».
«Предложенные мною игры существенно повысили мотивацию».
Наверняка многим из нас хорошо знакомы эти высказывания и вопросы. Кажется, они отражают вполне практичные рабочие моменты, но всё-таки в них есть то, над чем стоит серьёзно задуматься. Что это за моменты, и почему они могут быть сигналами не совсем верно выбранной стратегии обучения? Попробуем разобраться вместе с опорой на новый ФГОС, а в качестве примера возьмём УМК по немецкому языку как первому иностранному «Вундеркинды».
Особенности концепций УМК «Вундеркинды» 5-9 классы:
Концептуальная основа новой серии предполагает, что каждый изучающий немецкий язык уже вундеркинд, перспективно мыслящий человек, сделавший правильный выбор в пользу немецкого языка.
Разработка максимально подробных сценариев урока в рамках книги для учителя и рабочей тетради с привлечением дополнительного материала. В основу структуры учебника заложен принцип «одного разворота» (т.е. предполагается, что материал одного урока размещается на одном развороте учебника)
Широкое использование материалов об истории и культуре России. Сюжетная основа содержания каждого года обучения. Выбор самых разных регионов России и Германии для осуществления культурного диалога с учётом исторической и географической, социокультурной и экономической специфики этих регионов.
Технология работы с учебной песней.
Даётся очень много разговорных клише, которые способствуют развитию диалогической речи. Широкое использование грамматических опор. Грамматические особенности немецкого языка отрабатываются в грамматических песенках.
Широко представлен песенный фольклор страны изучаемого языка.
И когда мы слышим фразы преподавателя немецкого языка, приведённые выше, они часто могут свидетельствовать о том, что учитель по привычке взял на себя задачу учить, задач накопился целый ворох, и вот уже учитель тянет целый воз, который становится тяжелее с каждым годом. Этому, наверное, радуются наши ученики, им-то ничего везти не надо, мы все делаем за них!
Об этом свидетельствуют и проведённые в 2010–2015 годах опросы учащихся разных школ Москвы. Было выявлено, например, что до 80% школьников одного из классов предпочитают воспользоваться учителем как инструментом перевода незнакомых слов. А должны бы без промедления воспользоваться словарём. До 50% опрошенных школьников не в состоянии описать свои действия при выполнении простейших заданий. До 70% не знают, как им выявлять и устранять свои ошибки. А 20% считают игру скучным занятием, которое их ничему не научит. Конечно, это данные лишь по нескольким классам, но они отражаются, я думаю, и в цитатах, с которых началась наша беседа.
Как же сделать так, чтобы наши школьники плавали сами, чтобы бурные волны не выносили их на камни и не только на уроках, но и дальше в жизни, как в действительности обеспечить развитие личностной траектории в условиях массового обучения?
Давайте посмотрим вместе на примеры из учебника и подумаем, как эффективно можно формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД) компетенции, без которых немыслим современный образовательный процесс.
Очень важно, чтобы материалы книги для учителя давали нам чёткое представление об основных требованиях ФГОС, но при этом были бы ориентированы на практику повседневной работы. Наряду с общим обзором тематического планирования и базовых целей, которые обычно даются в начале УМК, поурочные рекомендации должны содержать перечень планируемых результатов, среди которых обязательно перечислены и конкретные задачи по формированию и развитию УУД в соответствии с компетентностным подходом. Далее на отдельных этапах урока задачи уточняются, указываются конкретные универсальные действия, которые учащиеся будут совершенствовать или формировать. Рис. 1 описание целей и задач, пункт 3 – форми рование УУД Рис. 2 пункт 5 – развитие УУД.
Нам очень важно не только ориентироваться на конкретные формы взаимодействия, но и варьировать их на каждом этапе урока. А для этого современный учитель должен быть знаком со спецификой этих форм и иметь конкретные примеры того, как можно эффективно организовать такое взаимодействие. Рис. 3 пункт 4 – работа с рецептом.
Однако мало только системно выстроить и описать примеры развития УУД мы обязательно должны медленно, но верно учить будущие поколения самостоятельно оценивать свой труд. Именно так они смогут научиться не только понимать и принимать оценивание учителя, но и соизмерять вложенный в свой труд его вклад с поставленными требованиями в будущем. Рис. 4 пункт 5 – оценивание
Очевидно, что если мы хотим эффективного развития УУД, то информация о системе целей и задача, описанная для учителя, должны быть практически реализованы в первую очередь в комплексе учебных заданий в самом учебнике: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Рис. 5 задание 12b структурирование
Такие привычные и учителю, и ученику задания дополнены современными средствами, позволяющими задействовать весь потенциал юной личности и направленными на развитие одновременно нескольких умений: анализировать, планировать, структурировать, пользоваться средствами визуализации. Речь идёт о подготовке так называемых ментальных карт (карт памяти), которые, на наш взгляд, должны быть введены в качестве типового задания и работа с которыми должна быть подробно описана как для учителя, так и для ученика. Рис. 6 Mind Map
Очень важно не просто учить наших детей выполнять задания самостоятельно, но и предоставить им реальную возможность работать самим без помощи взрослых. А для этого в их распоряжении должны быть подсказки-опоры, которые могли бы им напомнить, как лучше действовать. Это такие своеобразные спасательные жилеты, которые мы надеваем на них, чтобы их не захлестнула волна паники, когда нас не будет рядом. Рис. 7 памятка «Как лучше выполнять такие упражнения»
По мере того, как наши вчерашние «утята» все более и более становятся самостоятельными, спасательные жилеты перестают быть инструментом спасения и превращаются в элементы индивидуальных компетентностей. Эти элементы они уже сами могут «примерять» на себя как, например, грамотно использовать речевые средства или представить результаты своего коллективного труда. Рис. 8 пункты 13 и 14 Рис. 9 структура высказывания и проекта
В таких случаях ученики наши, которых мы так любим и потому делаем все, чтобы они были самостоятельны, смогут сказать: «Посмотрите на меня я это уже умею, я уже знаю, как мне в таких случаях поступать!». Тогда они уже не будут спрашивать нас, где писать дату в тетради, как перевести слово на родной язык, и мы с вами уже не будем просить их составить и выучить диалоги дома все это они будут делать сами. Они будут это делать сами, потому что мы с вами ориентировали их на применение универсальных учебных действий и умение грамотно, профессионально развивать эти действия.
Заканчивая своё выступление, хочу ещё раз подчеркнуть, что учебно-методический комплекс «Вундеркинды»в полной мере отвечают Федеральной целевой программе российского образования по немецкому языку и примерным программам по учебному предмету «Иностранный язык». Осваивая новые УМК, учащиеся могут рассчитывать на высокий уровень владения немецким языком. И заслуга новых УМК не только в том, что они формируют различные компетенции, но и знакомят с реалиями нашей действительности и дают учащимся в руки такой инструментарий, с помощью которого они могли бы учиться языку самостоятельно, вне урока, углублять и совершенствовать уже полученные знания, добывать новые в зависимости от своих личных и профессиональных потребностей, а также в случае необходимости применять определённые стратегии для изучения других иностранных языков.
Современный учитель 21 века должен владеть новыми информационными технологиями предмета «Иностранный язык» и постоянно стремиться к самосовершенствованию. И я думаю, что в этом ему поможет, в полной мере, освоение новых методических комплексов.
Полезные ссылки:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт УМК «Вундеркинды»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - издательство «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Учебно-методическая помощь к УМК «Вундеркинды»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - архив видеолекций и вебинаров по немецкому языку издательства «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – интернет-издание для учителя иностранного языка
Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]