Из опыта работы Формирование толерантной личности в мультикультурном обществе (Международная ярмарка социально-педагогических инноваций
Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Сложные экономические и политические процессы, происходящие в современном мире, влияют на рост количества иностранных граждан эмигрирующих в Россию, что приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантности у учащихся в условиях мультикультурного общества трудно переоценить.
Таким образом, целью проекта становится выявление эффективности использования методического комплекса заготовок для практических работ на уроках информатики, на формирование толерантности у участников образовательного процесса.
Объектом нашей работы становятся учащиеся 7 класса МБОУ СОШ№3.
Предметом выступает процесс формирования толерантности у учащихся в условиях мультикультурного общества.
Согласно Статье 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство « …гарантирует право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
В том же 2012 году президент России В.В.Путин фактически сформулировал концепцию национальной политики государства. "Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие." … "Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим."
Если обратить внимание на данные пресс-службы УФМС по г.Братску и Братскому району, можно проследить приток иностранных граждан на территорию нашего города. Так, с 1 декабря 2012 года по 18 августа 2014 года 1648 иностранных гражданина представили документ, подтверждающий владение русским языком, и тем самым подтвердили своё право официально работать и получать образование в России. Всего обратились жители следующих стран: Узбекистана – 474 человек, Кыргызстана – 239, Таджикистана – 171, Армении – 31, Украины - 13, Азербайджана – 10.
Приток иностранных граждан на территорию г.Братска приводит к естественному увеличению числа детей-мигрантов в общеобразовательные учреждения. Что в свою очередь влияет на новый заказ для школы по воспитанию и формированию толерантной личности выпускника в условиях мультикультурного общества.
В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен творчески, по-новому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относится к многообразию жизни.
А что же такое толерантность? Согласно декларации принципов терпимости ЮНЕСКО, «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
На сегодняшний день необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. И именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей как в классе, так и в рамках школы. При этом широко распространена организация диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов) основанных на использование произведений художественной литературы и кинофильмов.
В рамках воспитательной работы по формированию толерантного отношения так же используются единые и тематические классные часы для всех учащихся школы. Например, в этом году: единые классные часы по темам: «Беслан, вывод войск из Афганистана», «Блокада Ленинграда», «Узники Концлагерей» и др.
Также в нашей школе уже вошло в традицию такое удивительное по красоте мероприятие как «Единство непохожих», которое проводится на параллель 5-7 классов, и его цель не только познакомится с культурой, бытом и традициями какой-то определенной страны, но и представить её на сцене. В процессе подготовки данного мероприятия ребята работают и в группах и парах, при этом часто их состав меняется. Окончательным продуктом становится Презентация страны, инсценировка, постановка танца, исполнение музыкального номера, приготовление национального костюма и национального блюда.
Однако для формирования такого личностного качества как толерантность недостаточно лишь мероприятий в рамках воспитательной работы школы и класса. Необходимо включение и в систему самого образовательного процесса моментов воспитания толерантности. Таким образом, цели воспитания толерантной личности неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. При этом важно учесть, что педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
Одним из предметов, который средствами учебного содержания формирует нравственный облик ребенка, является информатика. Работая в области информатики, можно выделить следующие подходы к воспитанию толерантности учащихся:
Использование различных форм обучения: парных, групповых, коллективных, причем с обязательным условием сменности состава и распределяемых ролей в группе.
Использование уроков-дискуссий и уроков-диалогов для помощи учащимся разных национальностей в преодолении национальной замкнутости и совершенствовании общения на русском языке
Использование заготовок для практикума в которых содержится информация различных национальных культурах как в целом так и в сравнении (например в рамках изучения программы Microsoft PowerPoint ребята создают презентации по выбранной им стране, а в рамках изучения графического редактора Paint не только знакомятся с символикой разных стран и её значением, но и создают собственную символику для своей семьи)
Использование сети Интернет для воспитания культуры общения и внутренней культуры учащихся (например при изучении темы «Таблицы и диаграммы» ребятам предлагается ввести один и тот же запрос в различных поисковых системах сети Интернет и оформить результаты в таблицы на основании которых будут построены диаграммы, что наглядно показывает безграничные возможности которые нам дает разнообразие как среди поисковых систем так и среди людей)
Специфика структуры урока информатики позволяет в полной мере реализовать задачу по формированию толерантности учащихся в условиях мультикультурного общества за счет такого этапа как Практическая работа на ПК.
В рамках обучения курса «информатики и ИКТ» ученики осваивают возможности пакета прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word, Microsoft Exsel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Acses и графический редактор Paint.
Практические работы строятся на комплексе определенных заданий и упражнений на базе имеющейся информации (заготовки) требующей дальнейшей обработки в соответствии с осваиваемой программой. Исходя из выше сказанного, основной задачей педагога является подбор информационного текста для заготовки или темы для мини-проекта, которые знакомили бы ученика с разнообразием культуры, быта и традициями различных народов нашей страны. Все это позволит ученикам лучше понимать ребят других национальностей обучающихся в их классе, школе, дворе, городе и стране.
Определив такие безграничные возможности правильного подбора информации для заготовки к практической работе, нами был разработан комплекс Практических работ по различным разделам в соответствии с осваиваемой прикладной программой. Данный комплекс применялся на уроках информатики в системе.
Для определения эффективности этого комплекса, на начало и конец эксперимента среди учеников 7 класса МБОУ СОШ№3 была проведена анкета из трех вопросов позволяющая определить каково отношение учеников к людям других национальностей. Наиболее интересными оказались следующие результаты: 19% учащихся считают, что истинной может быть только одна религия, 46% согласились с утверждением "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", а на утверждение о том, что "государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации", безоговорочно поддержали 27%. Анализ анкеты показал следующее: на начало реализации этого проекта сложно говорить о наличии толерантности, как основного качества личности в условиях многокультурного общества. На момент повторного анкетирования в 3 четверти данные показатели заметно снизились. Это хорошо видно по таблице1.
Таблица1
Сравнительная таблица «Отношение к другим нациям»
ответ процедура истинной может быть только одна религия есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации
согласен Первичная 19% 46% 27%
Повторная 5% 8% 3%
не согласен Первичная 45% 14% 17%
Повторная 83% 82% 93%
не могу ответить Первичная 36% 40% 56%
Повторная 12% 10% 4%
Второй методикой для отслеживания результативности нашего проекта стала социометрия, проводимая в конце каждой четверти, которая позволяла определить изменения в статусе ребят другой национальности в нашем классе. В классе обучается два мальчика первый приехал из Таджикистана и обучается с 3 класса, а второй приехал из Армении в начале этого года. В результате данной методики мы выявили следующее: на начало проекта эти мальчики имели нейтральный статус, они не были отвергаемыми но и не вошли в долю тех ребят которых выбирали бы хотя бы 2-3 раза. На момент 3 четверти статус этих ребят повысился, и на их долю уже приходилось до 8-9 выборов одноклассников. Стоит так же отметить, что в ходе реализации проекта мальчики раскрылись для класса совсем с другой стороны, их поведение стало более понятно одноклассникам, так как они уже были знакомы с национальными обычаями и культурой этих ребят.
В ходе реализации данного проекта было выявлено следующее: взаимоотношения между ребятами намного улучшились, они стали более терпимы к словам и действиям друг друга, стали больше общаться за пределами стен школы. А так же стали более активны в социальной жизни нашей школы. На данный момент ими готовится два проекта посвященные 70-летию Великой Отечественной войны и юбилею школы.
Проведенная работа показывает, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства в той или иной мере влияют на формирование толерантности у детей. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Таким образом, проблема формирования толерантного сознания в условиях мультикультурного общества оказывается более чем актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования..
Список литературы:
Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
Лизинский В. М. Принципы, нормы и правила успешного воспитания // Народное образование. – № 4. – 2002. – С. 174–178.
Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
Перегудова Ю. М. Реализация целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в контексте Концепции модернизации российского образования // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Выпуск второй. – М.: ИОО МОН РФ, 2010. – С. 133–139.
Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9