Выступление на городском МО учителей иностранных языков Проектная деятельность на уроке иностранного языка как способ формирования УУД
Проектная деятельность на уроке иностранного языка
как способ формирования УУД
В современном мире практически во всех развитых странах основные цели обучения формулируются сегодня как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, самостоятельности, умения работать с информацией. При такой целевой установке образовательная деятельность в школе должна строиться на основе личностно-ориентированных технологий, основная задача которых – создание условий для познавательной активности и развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС нового поколения мы, учителя, должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Это требует нового подхода к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Одна из главных функций универсальных учебных действий включает в себя обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Следует отметить, что именно проектная деятельность способствует достижению у обучающихся названных выше возможностей, а так же является одним из способов активизации их деятельности на уроках иностранного языка и при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися программы по иностранному языку должна учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности.
Основателями метода создания проекта считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), что предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, то он развивает интеллект ученика, его творческие способности и самостоятельность. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Таким образом, учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Итак, что же такое проект?
Классификация проектов
Проекты классифицируются по различным признакам:
- По типу деятельности: практико – ориентированные, исследовательские, творческие, информационные, ролевые (игровые), прикладные и др.- По содержанию: монопроекты (в рамках одного учебного предмета) или межпредметные (интеграция учебных предметов)
- По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, мини – проекты
- По количеству участников: индивидуальные и групповые. (и, наконец, проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, различным по своей форме)
- По форме продукта: Доклад, альбом, журнал, газета, сборник, каталог, альманах, макет, схема, план – карта, сборник сочинений (высказываний), видеофильм, выставка, спектакль, праздник и др.Итак, метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально – ценностную сферы детей. Следует отметить, что при реализации метода проектов на уроках немецкого языка, необходимо использовать также современные технологии, повышающие эффективность обучения и максимальную заинтересованность обучающихся, т.е. их мотивацию.
Алгоритм создания проекта
Работу над проектом провожу поэтапно.
1 этап: Подготовительный. Определяю тему или проблему (в рамках учебной программы), над которой предстоит работать; контролирую формирование групп и распределение заданий.
2 этап: Проектирование. Создаю алгоритм решения проблемы; знакомлю с методикой работы над проектом и одновременно активизирую самостоятельную работу обучающихся.
3 этап: Поиск информации. Предлагаю источники информации, мотивирую при этом на выдвижение своих идей.
4 этап: Продукт. Сбор материала, выбор самых важных фактов, оформление проекта.
5 этап: Презентация. Демонстрация и защита, обсуждение и подведение итогов работы.
При этом реализуются цели и задачи проектной деятельности в целом. Отвечая на вопрос: «Какую роль, значение и функцию выполняет проектная методика в образовательном процессе?», могу сказать следующее:
- у обучающихся формируется чувство ответственности;
- они приобретают опыт деятельности на всех этапах работы над проектом, развивая при этом важнейшие общеучебные навыки и умения, а также навыки самодисциплины и самоорганизации; развиваются творческие и исследовательские способности, умение планировать и представлять свою работу;
-формируются навыки сотрудничества и взаимопонимания, прослеживается соревновательный элемент, который, как правило, повышает мотивацию к созданию самого проекта, а также к презентации своих творческих и артистических способностей
- у обучающихся создается образ цельного знания, они приобретают важнейшие общеучебные навыки и умения во время работы над созданием проекта. Это: умение работать с учебником и различными типами текстов, с дополнительной литературой, развивается умение сокращать текст, передавать его в устной или письменной форме, осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме.
И конечно же, вовлекая обучающихся в проектную деятельность, предоставляю им полную свободу действий, тем самым, формирую личную заинтересованность каждого обучающегося в создании проекта и в саморазвитии. Только такая деятельность позволит обучающимся учиться, а роль учителя инициировать и направлять их самостоятельную активность.
Пример из практики. Декабрь 2012 год. Городской семинар учителей иностранного языка. Открытый урок немецкого языка.
Приглашаем на открытый урок немецкого языка
Учитель Кропотова Ирина Васильевна, педагогический стаж – 21 год, I квалификационная категория.
Класс 6 «а,б» - изучение немецкого языка по учебнику «Немецкий язык», авторы Бим И.Л., Садомова Л.В., Санникова Л.Н.
Тема урока Немецкие школы. Какие они?
Цельурока Развитие алгоритмического мышления и формирование у обучающихся операционного стиля мышления при проектировании творческой работы.
Задачи урока Практическая: Формировать навыки создания творческого проекта.
Образовательные: Совершенствовать информационно - познавательную и коммуникативную компетентности у обучающихся. Развивать целостную систему универсальных ЗУН при работе над созданием проекта.
Воспитательные: Развивать настойчивость, инициативу и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Активизировать познавательную инициативу обучающихся.
Развивающие: Содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности. Развивать творческие способности обучающихся.
Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений.
УУД: Личностные: формирование познавательных мотивов – интерес к созданию проекта.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий, владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные: выражение полных и точных мыслей, участие в продуктивном диалоге.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.Форма урока Урок решения практических и проектных задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Анонс урока Посетив урок, Вы узнаете:
- как развивать и совершенствовать навыки познавательной и исследовательской компетенции обучающихся;
- как создавать творческий проект, используя совместную деятельность учителя и обучающегося;
-как формировать систему умственных действий и создавать условия, побуждающие обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.
На уроке использовались различные организационные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Обучающиеся с интересом составляли план своих действий, осознанно строили речевые высказывания в устной и письменной формах, участвовали в продуктивном диалоге. Все это способствовало установлению в сознании обучающихся устойчивых связей между накопленным и новым опытом, познавательной и практической деятельности. Дети проявляли инициативу, настойчивость, желание сопоставлять и обобщать необходимую информацию, самостоятельно мыслить и анализировать. На уроке были созданы условия для реализации его цели, комплексно решались практические, образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная. Положительные стороны этого вида работы на уроке: повышение обшей мотивации, повышение качества знаний, усиление познавательной активности. Проектная методика позволяет развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании; в конечном итоге предполагается достижение коммуникативных компетенций, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, которые позволят в конечном итоге осуществлять иноязычное общение.