Реферат на тему Использование ИКТ в преподавании иностранных языков в школе
Костромской областной институт развития образования
Реферат на тему:
«Использование ИКТ в преподавании иностранных языков в школе»
Выполнила: Зайцева М. Е.,
учитель английского языка
МОУ «Парфеньевская СОШ»
Научный руководитель: Волкова Л. А.,
доцент кафедры пединноваций КОИРО
Парфеньево
2010 год
Содержание.
Введение..3
Основная часть5
Теоретическое обоснование темы ..5
1.1. Использование ИКТ в образовательном процессе-потребность времени 5
1.2. Использование электронных средств в процессе реализации принципов
обучения 6
1.3.Методы и формы использования ИКТ на уроках иностранного языка .8
1.4.Формы организации работы учащихся на уроке..9
1.5. Преимущества и недостатки применения компьютера в процессе
обучения.. 10
2. Практическая часть. Обобщение опыта использования ИКТ в
преподавании английского языка в школе12
2.1 Применение ИКТ на различных этапах урока 12
2.2 Применение ИКТ во внеурочной деятельности16
Заключение... 20
Список использованных источников..21
I. Введение
1. Школьники средних классов имеют стойкий интерес к определенному предмету. Повышение интереса к одному предмету, как у многих подростков, так и у учащихся моей школы протекает на фоне общего снижения мотивации учения, из-за чего они нарушают дисциплину, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Учащиеся посещают школу не потому что хочется, а потому что надо. У школьников появляется равнодушие к тому, что они изучают, не вырабатывается правильного взгляда на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля. Знания получаются отрывочные и поверхностные.
С одной стороны, учащиеся думают о перспективах получения образования. С другой стороны, дети устали от однообразия. Использование ИКТ в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению иностранного языка, активизирует речемыслительную деятельность. Одним из ведущих преимуществ компьютера является содействие индивидуализации обучения, позволяющее обучаемому работать в соответствии со своими особенностями.
Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство наглядности; дает учителю возможность осуществлять контроль качества знаний учащихся.
2. Актуальность проблемы состоит в том, что при правильном, разумном и творческом применении компьютера он может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития учащимся новой культуры учебы, для повышения мотивации изучения иностранного языка.
3. Причиной использования персонального компьютера на уроках является активная компьютеризация школ; разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие вести занятия по общеобразовательным дисциплинам нетрадиционным способом. Теперь нужно не только знать свой предмет, но и уметь применять на своих уроках современные технологии, одной из которых является ИКТ. Учащимся нужно приобретать основные навыки работы с персональным компьютером и программным обеспечением. Одним из новейших направлений в информационных технологиях сегодня является использование в учебно-методических и научных целях глобальной компьютерной сети Интернет.
4. Отличительными чертами использования компьютера на уроке и внеклассном занятии является использование активных форм, методов и средств обучения и воспитания, что соответствует современным требованиями научно-технического прогресса и реформы школы. Программирование в его современной интерпретации является важным средством управления познавательной деятельностью учащихся.
Использование компьютера на уроке рассчитано на учащихся 5-11-х классов. На занятиях с учащимися 5-9-х классов компьютер используется в качестве аудио - и видеосредства. Старшеклассникам, имеющим навыки работы с компьютером, предоставляются большие возможности для самостоятельной работы. Особое место отводится самостоятельной работе с грамматикой.
Использование современных технологий будет способствовать развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышать его информационную культуру и формировать устойчивую мотивацию изучения иностранного языка.
5. В соответствии с этим, целью моей педагогической деятельности является активное использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, разумное сочетание данной технологии с другими современными технологиями, такими как проектная и исследовательская. Все вместе взятое должно в конечном итоге способствовать повышению мотивации изучения иностранного языка. В ходе достижения цели поставлены и решаются следующие задачи:
" формировать систему использования персонального компьютера на уроках иностранного языка и внеклассных занятиях;
" совершенствовать свои умения и умения учащихся в качестве пользователей компьютера;
" развивать творческий подход у учащихся при выполнении индивидуальных заданий при помощи компьютере и сети Интернет;
" систематизировать дидактические материалы на электронных носителях для использования их на занятиях в кабинете информатики;
6. Предусматривается проведение традиционных уроков, практических занятий в медиаклассе и кабинете информационных технологий, где проведена локальная сеть, имеется медиапроектор, а также точка доступа к сети Интернет. Работа данных кабинетов построена таким образом, что учащиеся и во внеурочное время могут выполнять домашние и другие задания по иностранному языку используя компьютер и выход в Интернет.
I. Основная часть.
1. Теоретическое обоснование темы.
1.1. Наш век – век полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Современную школу уже невозможно представить без новых информационных технологий. Компьютерные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Практически каждая профессиональная деятельность сейчас предполагает наличие хотя бы минимальных компьютерных знаний. В этой связи, какое образование в наше время можно назвать качественным? То, которое обеспечивает определённый уровень предметных знаний, умений и навыков? Или, может быть, то, которое создаёт условия для качественного изменения образа самого ученика, его личностных качеств, ценностных ориентиров? Или то, которое позволяет школьнику ориентироваться в потоках информации и грамотно использовать её? Ответ на эти вопросы очевиден: и то, и другое, и третье. Важно разумное сочетание применяемых педагогических приёмов и технологий. [1]
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. И создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество - в этом и состоит задача учителя: активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. [11]
1.2. Рассмотрим вопрос: можно ли на современном этапе развития образования, включающем компьютеризацию школ, обойтись без применения электронных средств обучения? В своей педагогической деятельности каждый учитель следует ряду принципов.
Принцип целостного представления о мире требует от педагога строить учебное содержание в соответствии с современными представлениями о процессе формирования изучаемой науки и ее месте в системе общечеловеческого знания. Принцип деятельности предусматривает коренное изменение роли ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности. Принцип минимакса предполагает, что учебное содержание, которое педагог предлагает ученикам, должно соответствовать максимальному уровню изучения данной дисциплины, одновременно педагог должен гарантированно обеспечить освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к системному перебору вариантов и выбору оптимального варианта, соответствующего заданному условию. Принцип творчества задает максимальный уровень изучения различных дисциплин. В соответствии с этим принципом при организации учебного процесса педагог должен максимальным образом ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности школьников. И, наконец, принцип комфортности требует от учителя снятия в процессе обучения всех стрессообразующих факторов.
В приведенной ниже таблице сопоставляются возможности реализации перечисленных принципов учителем, который использует традиционные средства организации учебного процесса, и педагогом, обладающим полным арсеналом электронных средств обучения. [10]
Принципы обучения
и их реализация
в ходе урока
Без использования
электронных средств
обучения
C использованием электронных средств обучения
1
2
3
Принцип целостного представления о мире. В плане урока должны быть отражены основные этапы процесса познания и указаны средства их реализации в учебном процессе. Первым шагом в процессе познания любого природного явления является его наблюдение в естественных или экспериментальных условиях.
Вторым шагом в изучении явлений природы является их первичное моделирование, то есть выделение существенного в наблюдаемом явлении. Третьим шагом представляется описание построенной модели на языке изучаемой науки, вводятся новые термины и даются необходимые определения. Четвертый шаг фиксация терминов в знаковой форме
1. Педагог при знакомстве учащихся с новым явлением демонстрирует его фрагменты на картинках или проводит эксперимент. Теряется целостность в восприятии изучаемого явления, в сознании ученика не возникает целостного образа этого явления.
2. Педагог вынужденно подменяет моделирование динамичного процесса моделированием его мгновенного слепка. При этом теряется динамичность в восприятии явления.
3. Традиционный педагог может уповать только на учебник и добрую волю ученика, который захочет озвучить сформулированное определение.
1. Педагог имеет возможность продемонстрировать на уроке видеофрагмент, демонстрирующий изучаемое явление с синхронным его комментированием.
2. Педагог имеет возможность продемонстрировать анимационные модели, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность.
3. Педагог может организовать для каждого ученика процесс вербализации нового понятия с параллельным самоконтролем, что существенно улучшает процесс его запоминания.
Принцип деятельности в процессе планирования урока педагог должен подготовить каждому ученику задания, учитывающие как актуальный уровень его способностей, так и его природные задатки к приобретению новых знаний, умений и навыков
Педагоги вручную подготавливают разноуровневый раздаточный материал. На его разработку затрачивается слишком много времени, имеющиеся пособия далеко не всегда предоставляют достаточное количество разнообразных заданий
Значительное ускорение подготовки индивидуальных заданий.
Принцип минимакса педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик имел возможность освоить учебное содержание на самом высоком, творческом уровне и неизбежно осваивал минимальный уровень, задаваемый государственным стандартом
Планирование индивидуальной деятельности учеников процесс чрезвычайно кропотливый, отнимающий у педагогов массу времени
Использование такого обучающего программного комплекса, как Net-
Школа (компания РООС, г. Самара), может существенно упростить процесс планирования индивидуальной работы ученика
Принцип вариативности Педагог должен предложить ученикам достаточно большой массив заданий, из которых они должны выбрать те, которые соответствуют определенным требованиям
Трудно реализовать из-за того, что необходим слишком большой набор заданий и много времени для их ручного тиражирования
Появляется возможность составить систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования
Принцип творчества требует от педагога включить в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод
Педагог и ученик используют в работе ограниченные ресурсы печатных изданий, реализуя творческие задания на бумажных носителях
Педагог предлагает учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из Интернета
Принцип
психологической комфортности учитель должен предусмотреть все потенциально дискомфортные ситуации и исключить их появление на уроке. Нарушение комфортности приводит к формированию у школьников антимотивации к учебной деятельности, подрыву их психического и физического здоровья
Как бы ни старался учитель, но спрашивать «слабых» учеников он вынужден. А ответ такого ученика у доски это дискомфортная ситуация и для этого ученика, и для класса в целом
Используя на уроке сетевую версию электронного пособия, учитель имеет возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, в том числе и «слабого», не отходя от собственного стола. Педагог может внести коррективы и оценить деятельность ученика. Ученик работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже них, потому что он выводится из соревнования, в котором ему всегда отведена роль аутсайдера
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование.
1.3. Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
осуществление объективного и оперативного оценивания и др. [4]
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)Допуск к работе: тестовый контрольПрактическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия
Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции
Тестовые программы, электронные дидактические материалы.
1.4. Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером. [2]
1.5. У компьютерного метода обучения есть свои сторонники, но и есть свои противники. Они выражают беспокойство по поводу того, что компьютер воздвигает барьер между учителем и учеником, отгораживая их друг от друга. Они отмечают также, что ответы на вопросы посредством компьютера, очевидно, экономят время, но живая беседа, особенно на иностранном языке, незаменимы для учителя и ученика. Поэтому целесообразно рассмотреть преимущества и недостатки использования компьютерного метода обучения.
К преимуществам относится следующее:
усиливается индивидуализация обучения;
развивается самостоятельность;
не проявляется чувство страха при неправильном ответе (одноклассники не видят ошибок);
облегчается усвоение, так как разработчики программ вынуждены снимать многие трудности;
способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала; формируется конструктивное мышление;
реально осуществляются поэтапное управление учебной деятельностью и ее формирование на основе оптимально сконструированных алгоритмов;
обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал обучающийся»);
происходит эффективное обучение самоконтролю, самоуправлению и коррекции учебной деятельности.
К недостаткам можно отнести:
снижение (а в некоторых случаях и ликвидацию) обучения в группе, что уменьшает развивающий и воспитывающий потенциал обучения;
слабое развитие творческой активности;
снижение непосредственного влияния личности учителя, возможность живого общения друг с другом;
невозможность интеллектуального и эмоционального воздействия личности педагога на ученика;
педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности; компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает;
дисплеи (в отличие от других ТСО) вредят здоровью, так как вызывают утомление, снижают зрение, что может привести к близорукости (самой трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстом; если край не резок, глаз постоянно ищет резкости и не находя, быстро устает; недостаточная частота смены кадров может оказать влияние на центральную нервную систему).
Перечисленные недостатки реальны, но их, при желании, можно преодолеть. Думается, что компьютеры не приводят к сокращению контактов между учителем и учащимся, поскольку компьютер призван дополнять материал, предложенный учителем, а не заменять его.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. [3]
Обобщение опыта использования ИКТ в преподавании английского языка в школе.
2.1. Использование ИКТ на уроках английского языка.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет кругозор. И поскольку в стране идет процесс модернизации образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность. Осознав это, в 2005 году я окончила 72-часовые курсы «ИКТ в образовательном процессе», что дало мне возможность применять ИКТ в моей педагогической деятельности. В 2008 году, занимаясь на курсах «Дистанционные курсы в профильном обучении. Методика создания и проведения», я освоила программу “Front Page”. Являюсь участником ПДС «Активные формы использования сети Интернет» в нашей школе.
Я использую ИКТ на уроках, при подготовке к ним, а так же во внеурочной деятельности. В нашей школе созданы все условия для этого: подключен Интернет, есть кабинет информатики с локальной сетью, медиакласс, где можно вести уроки, используя мультимедийный проектор, домашний кинотеатр.
Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютера это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны. Ученики выполняют задания на компьютере с радостью, так как они работают творчески. Но чтобы правильно организовать такой урок, учителю приходится много поработать: сделать подборку нужных ситуаций по электронным учебникам, распечатку дополнительных вопросов и тестов и перенос их на компьютеры. Но этот труд себя оправдывает: никто из учеников не уходит разочарованным. Радость познания – вот что дает использование компьютера на уроке. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.[5]
Учащиеся работают на компьютере всего 10-15 минут (максимум 20) – таковы санитарно-гигиенические требования.
Я стараюсь применять ИКТ на разных этапах урока, преследуя тем самым различные цели.
Таблица использования ИКТ на разных этапах урока
№
Этап урока
Используемые средства
1
Фонетическая зарядка
Учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!».
Компьютерная программа «Английский для общения»
2
Работа над лексическим материалом
Компьютерные презентации Microsoft Power Point Компьютерная программа «Bridge to English»
3
Аудирование текстов
Тексты для аудирования сайта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
Устная речь по темам
Материалы сайтов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Компьютерная программа «Английский для общения»
5
Работа над грамматикой
Материалы сайта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и компьютерной программы «Английский для общения»
6
Контроль знаний, умений и навыков
Компьютерные тесты.
Материалы сайта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7
Защита проектов
Компьютерные презентации учащихся.
(Конспекты уроков с применением ИКТ в Приложении)
Кратко опишу преимущества использования ИКТ на данных этапах урока перед традиционными методами.
Используя учебную программу «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» при работе над произносительной стороной речи, учащиеся имеют возможность воспринимать звуки, слова, словосочетания и предложения на слух и зрительно. Они наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию. При этом в силу высоких имитационных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. Компьютерная программа «Английский для общения» содержит песни, которые можно исполнять в режиме караоке, закрепляя изученную лексику и работая над произношением.
Работа над лексическим материалом. Эта работа, как правило, состоит из ряда ступеней: введение новой лексики, закрепление ее, контроль знания новых слов. При введении лексики на уроке необходима яркая наглядность. Для этого я использую подготовленные мною компьютерные презентации по теме, где встречается вся необходимая лексика, которая затем встретится учащимся в ходе изучаемой темы. Одновременно идет озвучивание ее, а также необходимые комментарии. На этапе закрепления лексики вначале использую ту же компьютерную презентацию, но на ней уже не написаны слова. Ученику нужно самому их восстановить. Затем, для усложнения задания, берется незнакомая ситуация по данной теме. Также использую компьютерную программу «Bridge to English», в которой с помощью «мышки» нужно указать на правильную картинку. На этапе контроля использую созданные мною компьютерные тесты, в которых ученику дается оценка его работе.
Аудирование текста провожу при помощи материалов сайта www.abc-english-grammar.com/ . Очень интересна ученикам работа с аудиоуроками «Так говорят в Америке» в записи дикторов радиостанции «Голоса Америки». В течение 15 минут учащиеся не только прослушивают диалоги по учебным темам, но и работают над произношением, лексикой, выполняют готовые задания для проверки понимания прослушанного, слушают грамматические комментарии к теме.
4. Устная речь по теме. При работе над диалогом пользуюсь компьютерной программой «Английский для общения». Задания составлены таким образом, чтобы ученики попытались вначале восстановить диалог, вставляя в пропуски подходящие по смыслу реплики, а затем проинсценировать его. При затруднениях ученик может вызвать подсказку «Help», где имеются несколько вариантов ответов. Для составления монологического высказываний использую материалы сайтов Материалы сайтов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где собраны различные устные темы.
5. Работа над грамматикой. Она проводится при помощи материалов сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , на котором имеется подробный грамматический справочник по основным разделам грамматики для старшеклассников, а также разнообразные упражнения на закрепление и проверку знаний по пройденной теме. Также имеется большое разнообразие грамматических тестов с указанием правильных ответов после выполнения и рекомендациями, а также ключи к ним. Для более младшего возраста использую грамматический справочник из компьютерной программы «Английский для общения».
6. Контроль знаний, умений и навыков. Устные навыки на контрольном уроке я проверяю, используя компьютерные презентации в виде опорных конспектов для слабых учеников. Контроль знания слов и грамматических навыков – при помощи тестов, которые подготавливаю сама и размещаю в компьютерах.
7. Защита проектов. На заключительном уроке по теме традиционно проходит защита презентаций учащихся. Мои ученики уже давно выбрали в качестве продукта проектной деятельности компьютерную презентацию, качество которых с каждым годом совершенствуется.
(Приложение 1 на диске)
2.2 Использование ИКТ во внеурочной деятельности
Также я использую ИКТ во внеурочной деятельности. Эта работа включает несколько направлений:
1.Руководство подготовкой проектно-исследовательских работ учащихся.
2. Организация дистанционного обучения учащихся.
3. Использование Интернет-ресурсов.
4. Изготовление дидактического материала.
5. Подготовка и участие в предметных неделях.
Руководство подготовкой проектно-исследовательских работ учащихся
В 2008-2009 учебном году две мои ученицы (8 и 10 классов) представляли на школьном фестивале проектно-исследовательских работ учащихся «Звездный путь» свои индивидуальные проектно-исследовательские работы по английскому языку, которые они выполнили во внеурочное время. Формой представления была выбрана компьютерная презентация. Ученица 8 класса Стукова Светлана получила приз за лучшую работу в лингвистической секции, защитив проект «Литературные портреты Британии». (Приложение 2 на диске)
Ученица 10 класса Туманова Ирина победила в номинации «Самая лучшая компьютерная презентация» с работой «Как быть здоровым и жить долго». Ее работа заняла I место в муниципальном конкурсе мультимедийных проектов и была выбрана для участия в региональном конкурсе в номинации «ИКТ в руках ученика». Награждена грамотой участника конкурса. (Приложение 3 на диске)
В 2009-2010 учебном году ученица 9 класса получила приз за лучшую работу в лингвистической секции, защитив проект «Британские легенды и традиции» (Приложение 4 на диске), а учащиеся 8 класса получили приз в номинации «Лучшее электронное пособие для уроков английского языка», защитив проектную работу «Праздники Америки».
Организация дистанционного обучения учащихся
В современных условиях одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров и обучении учащихся выступают дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Дистанционное обучение – образование, осуществляемое с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. Дистанционное обучение имеет ряд явных преимуществ перед традиционными формами обучения: это экономия времени и средств педагога, возможность выбора тематики курса и темпа работы с учебными материалами. [12]
В 2007/2008 учебном году наша школа стала участником проектной площадки «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений разного типа и вида в организации допрофессиональной, профессиональной подготовки и профильного обучения школьников». В рамках этого проекта я прошла курсы повышения квалификации по дистанционному обучению: «Дистанционные курсы в профильном обучении. Методика создания и поведения». Я создала авторский элективный курс по английскому языку «Деловой английский ». (Приложение 5 на диске)
Данный элективный курс ставит перед собой цель сориентировать школьника на выбор в дальнейшем профессии, которая потребует от них деловых качеств, а также знания английского языка (секретарь-референт, менеджер, маркетолог и т. п.).
Курс имеет также задачи, которые призваны коммуникативную компетенцию, достигнутую к моменту начала работы над курсом, обеспечить речевую практику рецептивного (чтения, аудирования) и продуктивного (письмо) плана, а также актуализацию и систематизацию языковых, речевых и социокультурных знаний, умений и навыков.
Элективный курс «Деловой английский» создан с использованием кейс-технологий при помощи программы «Front Page» для того, чтобы обучать учащихся на расстоянии. Тем самым решается проблема доступности в изучении английского языка учащимися тех школ, где язык преподают неспециалисты, либо для тех, кто хочет изучать его углубленно, т. к. материал курса выходит за рамки школьного учебника.
По той причине, что дистанционное обучение исключает непосредственное общение сетевого педагога с учащимися, основными видами речевой деятельности в курсе являются:
- чтение с извлечением полной информации, которое выступает как вспомогательное средство для развития навыков устной речи (в основном, это несложные аутентичные тексты в виде рекламных объявлений, писем);
- аудирование диалогов с целью выделения основной мысли, выбором главных фактов;
- письмо-написание делового письма, заполнение анкет, составление рекламного объявления.
Также в процессе изучения курса учащиеся должны усвоить новую лексику и отработать ее через систему упражнений, повторить грамматический материал, познакомиться с новым материалом по страноведению.
К концу работы над курсом должно произойти увеличение продуктивного и рецептивного языкового минимума, пополнение знаний, навыков и умений практически во всех видах речевой деятельности, более сознательный выбор стратегий обучения и компенсаторных умений школьников.
Данный курс четко структурирован. Он состоит из 8 частей, каждая из которых соответствует 1 занятию. На главной странице имеется меню, из которого при помощи гиперссылок можно попасть на любую страницу курса. Перед началом работы ученик получает на диске в свое пользование курс, знакомится с его задачами, структурой, инструкциями по выполнению заданий. На вводном занятии при помощи анкеты педагог выявляет уровень владения языком и продумывает план работы с каждым учеником. На выполнение каждого задания дается 1 неделя. В конце которой ученик посылает выполненное в Word задание на электронный адрес педагога со своего электронного почтового ящика. До начала занятий каждый ученик должен иметь свой электронный адрес. В ответном письме учитель разбирает задание, выставляет оценку, дает рекомендации по выполнению следующего. Между занятиями ученик может обращаться к педагогу за дополнительной консультацией. По окончании курса ученик получает свидетельство о прохождении курса, подписанное директором школы, где работает сетевой педагог.
В результате освоения дистанционного курса ученик кроме овладения новым языковым материалом должен научиться работать с электронной почтой, закрепить навыки работы с текстовой, звуковой и графической информацией, самостоятельной работы и самоорганизации, т. е. теми качествами, которые непременно пригодятся им в будущем.
Дистанционный курс «Деловой английский » был реализован с 1 февраля 2008 г. и продолжается до сих пор. В нем участвовали ученики из г. Неи, Задоринской ОШ и Николо-Поломской СОШ Парфеньевского р-на. Ребята с большим интересом получали теоретические знания и выполняли задания. Они оставили положительные отзывы и высказали пожелание участвовать в других подобных курсах.
В 2008 году я представила данный курс на муниципальный методический конкурс в номинации «Авторский курс» и заняла I место. Он был направлен для участия в региональном методическом конкурсе, за победу в котором я была награждена Дипломом I степени.
В 2009 году победила с данным курсом на муниципальном конкурсе мультимедийных проектов в номинации «Гипертекстовое приложение», работа отправлена для участия в региональном конкурсе мультимедийных проектов. Награждена дипломом участника.
За реализацию данного курса я получила Сертификат инновационной деятельности педагога, выданный отделом образования администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области.
Конечно, дистанционное образование не может полностью заменить традиционное обучение, но использование дистанционных образовательных технологий учителем позволяет сделать большой шаг вперед, развивая свои профессиональные ИКТ - компетентности.
Использование Интернет-ресурсов.
Обучать иностранному языку – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение языку на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. [8] Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты (Дистанционный курс «Деловой английский язык»). Огромные пласты информации можно извлечь из всемирной паутины. Я использую его как источник дополнительных материалов при подготовке к урокам. Кроме наглядного материала в виде иллюстраций, картинок, фотографий, карт и т. п. я нахожу там актуальные аутентичные тексты. Так, например, пользуюсь сайтом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о России из иностранных газет. С этого сайта можно выйти на оригинал этих статей и получить параллельные тексты на русском и иностранном языке.
В своей работе я использую также электронные словари и справочники. Подобную информацию я нахожу на следующих сайтах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изготовление дидактического материала
До недавнего времени я подготавливала раздаточный материал к уроку от руки, но как только появилась возможность использовать компьютер, это стало удобнее, интереснее и продуктивнее. В результате у меня сложилась копилка дидактического и раздаточного материала, который я применяю на уроках как в бумажном варианте, так и на электронном носителе.
В электронном виде я готовлю тесты для контроля ЗУН учащихся. Применение их способствует повышению интереса учащихся к предмету, снятию напряженности во время контрольной работы и повышению результатов. (Приложение 6 на диске)
Подготовка и участие в предметных неделях.
Использование ИКТ очень помогает в подготовке и проведению внеклассных мероприятий в рамках недель иностранного языка, которые регулярно проводятся у нас в школе. Практически каждое мероприятие проходит с использованием компьютерных презентаций, материал ищем в сети Интернет. (Приложение 7 на диске)
III. Заключение.
Отмечая все положительные стороны использования ИКТ в работе учителя, я уверена, что никакие самые новейшие электронные технологии не заменят учителя на уроке. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.
Никто не заменит учителя в качестве образца для подражания про отработке произносительных навыков, нет альтернативы работы в парах и группах на уроках при обучении общения в учебно-речевых ситуациях.
Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, а применение ИКТ следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса, ведущий в конечном итоге к повышению мотивации изучения иностранного языка.
И поскольку в стране идет процесс модернизации образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.
Список использованных источников.
Английский язык. Современные образовательные технологии. //Автор-сост. О. В. Захарьина.-Волгоград: Учитель, 2009.
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. -2002. №3. с.39-41.
Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. –Минск: Тетра систем, 2005.
Макаревич И. Г. Интернет на уроках немецкого языка. // Иностранные языки в школе. -2004. №6. с.32-38.
Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат и др.- М.: Академия, 1999.
Петрова Л. П. Использование компьютера на уроках иностранного языка - потребность времени. // Иностранные языки в школе. -2005. №5. с.57-60.
Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2003. №5. с.25-31.
Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. -2001. №2. с.14-19.
Сайков Б. П. Организация информационного пространства в ОУ: практическое руководство.- М.: Бином, 2005.
Телицына Т. Н., Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. -2002. №2. с.41-43.
Черненко О. И. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград: Учитель, 2007.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Заголовок 115