Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных


Пояснительная записка.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных» является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно - деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС ООО. Урок был дан как открытое занятие в рамках конкурса «Учитель года-2016» учителем русского языка и литературы Голодяевой О.В. МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области». Разработка предназначена для использования в работе учителей русского языка и литературы.
Сценарий урока
Голодяева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.ТростенцоваТема Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Цель Содержательная: создание условий для освоения орфограммы «н-нн в суффиксах прилагательных» и включения её в систему знаний.
Деятельностная: создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи.
Задачи 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов.
Формируемые УУД Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия Словообразование имён прилагательных, суффиксы имён прилагательных, исключения из правила.
Ресурсы Доска, мультимедиа система, отрывки из произведений русских писателей.
Организация пространства Индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре, самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Вот что я вчера мне пришло на электронную почту. (слайд 1 презентации). Как вы думаете, что это такое?
Вы уверены? Если есть карта сокровищ, значит, должны быть сами сокровища, правда? Не отправиться ли нам за ними? Кто из вас решится принять участие в поиске сокровищ?
Звучит таинственная мелодия.
Для начала нужно вооружиться монетками, ведь дорога предстоит трудная, они нам не помешают. У вас на столах монетки двух видов. Бросьте в шкатулку ту, которая сответствует вашему настроению. Золотую (счастливую монету) – если у вас хорошее настроение, медную – если настроение не очень хорошее.
Что нам нужно ещё для поисков клада?
Инструментом для нашего виртуального предприятия будут служить знания.
Каждый получает карту сокровиц, каждый этап вашего пути вы будете оценивать свою работу и ставить себе оценку 5-4-3-2 в зависимости от того, как вы справились с заданиями. Дети приветствуют учителя
Отвечают: Карта сокровищ и т.д.
Поднимают руки
(счастливые золотые монетки и серебряные монетки). Дети бросают в конверт ту монетку, которая им нравится.
Компас, инструмент, лопата и т.д. Развитие «Я - концепции» (Л6)
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Первый этап пути – сесть на корабль «Старый приятель», билет вы сможете получить бесплатно, если выполните задание.
Задания на слайде и у каждого. В группах (четвёрках)
Итак, какие способы образования прилагательных вы вспомнили? Какие орфограммы вам встретились?
Оцените себя, своё вклад в работу в группе. Добрались мы до следующего этапа нашего пути за сокровищами – Остров Неизвестный. Дать ему достойное имя мы сможем, выполнив задание.
Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №7)
ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
торжестВЕННЫЙ – торжество(-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)
Итак, каким способом образованы все эти слова?
От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
Попробуйте дать название острову.
Запишем его новое имя (тема урока слайд 8)
Что мы должны обязательно узнать о новом материке?
(Презентация - слайд №9. Цель урока)Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №10) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №11) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?
Как можно назвать эту группу слов?
Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №12) В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Почему в этих словах пишется Н?
Оцените свой вклад в поиски названия острова оценкой.
Правило в учебнике п. 64 стр.29 Выполняют задания Билет на корабль «Старый приятель».
В каком словосочетании есть относительное прилагательное? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Камыш.вые заросли, упрямый характер, сильное тело
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Дедов взгляд, (не)глубокий овраг, беличий мех
В каком словосочетании есть прилагательное, не принадлежащее к разряду относительных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Гороховый суп, столярный инструмент, хитрая-пр.хитрая лиса
Отвечают: приставочный, суффиксальный, сложение.
Отвечают: о-е после шипящих в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное написание не с прилагательными, приставки пре-при в словах.
Суффиксальным.
От существительных.
Есть Н-НН.
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных.
Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных
В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.
В суффиксе –ЯН- написано НН.
Исключения

Рассматривают опорную таблицу.
Павлиний, зелёный, синий и другие.
В них пишется Н.
Н входит в корень Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)
Формулирование проблемы (П18)
Принятие и сохранение учебной задачи (Р1)
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Остров мы с вами обошли, пора двигаться дальше. Перед нами опасный участок – залив Таинственный. Преодолеть его посуху нельзя, а вплавь – тем более, так как нас подстерегает страшная опасность в виде рыбы-дракона. Что делать? Перелететь!
(слайд 13) Работа в парах: задание на слайде придумать слова к картинкам. Образуйте с ними словосочетания «прилагательное + существительное» и запишите их.
(слайд 14) Путь будет долгим, Нам необходимо подкрепиться, для этого нужны столовые приборы. Они сделаны из материалов, которые упоминаются в словах исключениях. Запишите словосочетания. Выделите в прилагательных суффиксы.
Обменяйтесь тетрадями с соседней партой, проверьте. Ваши оценщики должны теперь оценить вас в вашей карет сокровищ. Если все 10 слов написаны правильно, поставьте отметку 5, если 8-9 – отметку 4, если 6-7 – отметку 3 (слайд 15)
Придумывают слова: гусиный, совиный, ястребиный, комариный, петушиный, глухариный, голубиный.
Записывают слова оловянный, деревянный, стеклянный. Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)

Структурирование знаний (П5)
Использование речи для регуляции своего действия (К10)
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону И вот мы добрались до места, где зарыты сокровища. Берём в руки лопаты и вперёд! Кто быстрее докопается до тайны?
Пусть вас оценят товарищи по группе, отдайте свой листочек соседу справа. Пусть он оценит, ваш вклад в общее дело.
Молодцы. Вы хорошо потрудились. Я вижу, как у вас затекли спины от напряжённого труда. Встаньте, давайте сбросим усталость и разомнём спины.
Физкультминутка.
Я буду называть слова, в которых есть орфограмма данного урока, а вы поднимайте одну руку, если в слове одна н и две руки, если в слове две буквы н в суффиксе или на стыке корня и суффикса. Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа: Вписать в текст прилагательные с н-нн.2 группа: подобрать прилагательные из слов для справок3 группа: образовать прилагательные с н-нн от данных существительных. Проверяем по слайду – эталону.
Читает текст вслух команда 1.
Оцените себя.
А) глиняный (кувшин)
В) деревянный (стул)
Г) песчаный (берег)
Д) перепелиное (яйцо)
А) соловьиный (сад)
Б) стеклянный (шкаф)
В) операционный (стол)
Г) старинный (замок)
Д) румяный (юноша)
А) оловянный (солдат)
Б) юный  (музыкант)
В) общественное (мнение)
Г) мышиная (норка)
Д)  машинное (масло) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)
Структурирование знаний (П5)
Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)
5) этап включения в систему знаний и повторения Сундук мы выкопали, но открыть его пока не смогли. Открыть его и узнать, что же там лежит, поможет загадка, в которой вы должны услышать слова с орфограммой «н-нн в суффиксах прилагательных» и записать только н или нн. Итак, внимание!
Эта вещь имеет важное общественное значение. Сначала она была каменной, глиняной, затем стала деревянной, кожаной. Мастера, создавая её, пользовались гусиными перьями, её, как ценную вещь, запирали на замок, ценили дороже серебряных монет и дивились её таинственным словам и старинной мудрости.
Что же лежит в волшебном сундуке, ради которого мы проделали такой трудный путь?
Не зря проделали мы этот путь? Пригодятся ли вам знания, которые вы сегодня откопали? Буквенный диктант с самопроверкой: нн, нн, н, нн, н, н, нн, н, нн, нн.
Отвечают: книга.
Развитие «Я концепции» (Л6)Владение диалогической формой речи (К 13)Писк разнообразных способов решения задач (П4)Структурирование знания (П 5)
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке - Но нам надо вернуться домой. Маячит вдалеке наш кораблик «Старый приятель». Только обратный билет – новое задание.
Работа в парах. Упражнение 374. В нём необходимо исправить ошибки в употреблении н-нн в суффиксах прилагательных и придумать по 1 предложению с любым словосочетанием.
Или придумать по 1-2 предложению о книге, используя прилагательные с изучаемой орфограммой (если мало времени)
Оцените себя. Если вы набрали 23-25 баллов – ваша оценка за урок 5, если 18-22 – то оценка 4, если ниже, то оценка 3. Сдайте карты.
Путешествие закончилось. Наш знаниевый багаж пополнился чем-то новым. Вы оценивали себя на каждом этапе пути. Возьмите монетку из сундука, они нам уже не нужны, и бросьте её туда, куда посчитаете нужным. Если вы сегодня усвоили тему и знания вам пригодятся в дальнейшем, то опустите монетку в чемодан, если знания вам ещё нужно переработать, переосмыслить, то опустите монетку в мясорубку, а если считаете, что они вам не пригодятся, то монеткам вашим место в корзине.
Домашнее задание: ( на выбор) упр. 372 или Опишите летний день или зимний вечер, используя прилагательные с н-нн в суффиксах. П. 64 выучить Анализируют работу на уроке через самооценку, отрабатывают приём «Чемодан, мясорубка, корзина»
Записывают домашнее задание
Развитие «Я - концепции» (Л6)Самооценка личности (Л7)
П Р И Л О Ж Е Н И Е К У Р О К У
Задание группе А (повышенной сложности).
Ознакомьтесь с текстом. Из слов для справок подберите прилагательные с –н-, -нн- и впишите их вместо пропусков, выделите корень и суффикс.
_______часы пробили полночь. Ромка взял ____________ фонарик и спустился по ____________ лестнице. С неба струился _______ свет. ___________ кладоискатель огляделся, но ночной двор был тихим и ________. Нелёгким делом оказался поиск ______ сокровищ. От лопаты у мальчишки болели руки, но он продолжал искать ____________ларец.
Вдруг лопата уперлась в _______________плиту. Ромку охватила ________________ дрожь. Мальчик нагнулся и стал разгребать уставшими руками землю, так долго хранившую ______________ секрет.
(Н.Соловьёва)
Слова для справок: насте..ые, карма..ый, каме..ую, таинстве..ый, деревя..ая, лу..ый, ю..ый, необыкнове..ая, пусты..ый, стари..ый, силь..ая.
Задание группе Б.
Ознакомьтесь с текстом. От данных существительных образуйте прилагательные с –н-, -нн- и впишите их вместо пропусков, выделите корень и суффикс.
(Стена)_______часы пробили полночь. Ромка взял (карман)____________ фонарик и спустился по (дерево)____________ лестнице. С неба струился (луна) _______ свет. (Юность)___________ кладоискатель огляделся, но ночной двор был тихим и (Пустыня)________. Нелёгким делом оказался поиск (Обыкновенный) ______ сокровищ. От лопаты у мальчишки болели руки, но он продолжал искать (таинство)____________ларец.
Вдруг лопата уперлась в (камень)_______________ плитку. Ромку охватила (сила)________________ дрожь. Мальчик нагнулся и стал разгребать уставшими руками землю, так долго хранившую (старина)______________ секрет.
Задание группе В (пониженной сложности).
Ознакомьтесь с текстом. Вставьте в суффиксы прилагательных одну или две буквы Н. Выделите суффиксы.
Насте…ые часы пробили полночь. Ромка взял карма…ый фонарик и спустился по деревя…ой лестнице. С неба струился лу…ый свет. Ю…ый кладоискатель огляделся, но ночной двор был тихим и пусты…ым. Нелёгким делом оказался поиск необыкнове….ых сокровищ. От лопаты у мальчишки болели руки, но он продолжал искать таинстве…ый ларец.
Вдруг лопата уперлась в каме…ую плитку. Ромку охватила силь..ая дрожь. Мальчик нагнулся и стал разгребать уставшими руками землю, так долго хранившую стари…ый секрет.
(Н.Соловьёва)
Памятка
Н НН
от существительных
-ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННыйот существительных
-ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННыйЗапомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных
с основой на Н+ -Н-
лимоННыйбарабаННыйПамятка
Н НН
от существительных
-ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННыйот существительных
-ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННыйЗапомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных
с основой на Н+ -Н-
лимоННыйбарабаННыйПамятка
Н НН
от существительных
-ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННыйот существительных
-ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННыйЗапомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных
с основой на Н+ -Н-
лимоННыйбарабаННыйПамятка
Н НН
от существительных
-ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННыйот существительных
-ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННыйЗапомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных
с основой на Н+ -Н-
лимоННыйбарабаННыйБилет на корабль «Старый приятель».
В каком словосочетании есть относительное прилагательное? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Камыш.вые заросли, упрямый характер, сильное тело.
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Дедов взгляд, (не)глубокий овраг, беличий мех.
В каком словосочетании есть прилагательное, не принадлежащее к разряду относительных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Гороховый суп, столярный инструмент, хитрая-пр.хитрая лиса.
Билет на корабль «Старый приятель».
В каком словосочетании есть относительное прилагательное? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Камыш.вые заросли, упрямый характер, сильное тело.
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Дедов взгляд, (не)глубокий овраг, беличий мех.
В каком словосочетании есть прилагательное, не принадлежащее к разряду относительных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Гороховый суп, столярный инструмент, хитрая-пр.хитрая лиса.
Билет на корабль «Старый приятель».
В каком словосочетании есть относительное прилагательное? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Камыш.вые заросли, упрямый характер, сильное тело.
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Дедов взгляд, (не)глубокий овраг, беличий мех.
В каком словосочетании есть прилагательное, не принадлежащее к разряду относительных? Выпишите это словосочетание. Укажите способ словообразования прилагательного.
Гороховый суп, столярный инструмент, хитрая-пр.хитрая лиса.