Исследовательская работа на тему: «Василий Иванович Симаков:»… с искренним желанием сохранить для потомства»»
МБОУ Булатовская СОШ
Краеведческие чтения
«Кашинский край: история, традиции, культура »
Исследовательская работа на тему «Василий Иванович Симаков: «с искренним желанием сохранить для потомства».
Авторы:
Гулямова Виктория, 17 лет.
Довженко Анжела, 17 лет.
Руководитель:
Коровина А.В.
учитель русского языка и литературы
Кашин, 2014
Проект
«Василий Иванович Симаков: «с искренним желанием сохранить для потомства».
Возраст учащихся: 17 лет.
Продолжительность: 2 месяца.
Цель:
1)гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
2)формирование у учащихся сознательного отношения к истории своего края
3)развитие интереса к родному краю
4)изучение культуры, традиции своего края
5)изучение жизни и творчества знаменитых людей своего края.
Задачи:
1)развитие интеллектуальных и творческих способностей;
2)освоение и использование технологии проектирования;
3)побуждение учащихся к активной социальной деятельности на благо Кашинской земли.
Необходимые материалы:
1.Межвузовский тематический сборник «В.И. Симаков и народное творчество» Калинин 1977 г.
2.М. Петров «Отвергнутый камень» Тверь, 2003 г.
3.Книга о людях Тверской области «Глубинка» Тверская жизнь, 1995 г.
4.Материалы «Кашинской газеты» №85 от 22.10.1999 г.
«С искренним желанием сохранить для потомства» ,
«Слово старого частушечника»
5.Материалы Кашинского краеведческого музея(биография, воспоминания друзей, писателей, внука, автобиография.
6.Интернет
1
Рекомендации.
Проектная деятельность предполагает парную работу учащихся: Гулямовой Виктории и Довженко Анжелы. Они совместно будут осуществлять техническую работу: заниматься набором текста на компьютере, сканировать фотографии, пересылать материалы по е-mail, творческую задачу: оформлять презентацию проекта, информационную: заниматься поиском необходимой информации.
Ход проекта:
1.Изучить жизнь и творчество В.И. Симакова, частушечника, нашего земляка.
2.Исследовть отражение данного вопроса в научно-исследовательской литературе, в органах печати, Интернете, школьном музее, краеведческом музее.
3.Взять интервью у жителей д.Зобнино, участников «Симаковских встреч» ; хранительниц народного творчества: Петровой М.В, Горячевой, М.И. Кузнецовой Е.А.
4.Изучить фото-архивы
5.Систематизировать материал
6.Сделать вывод по теме исследования.
Итоговый продукт:
1.творческая работа
2.презентация
Заключение:
Проведя исследование, творческая группа пришла к выводу, что жители села трудолюбивы, талантливы, полны оптимизма и веры в лучшее. Для многих- лучшее лекарство от невзгод- это песни, частушки. Поют все: и взрослые, и дети. Поют везде: дома, в школе, в клубе. Расстояние- любимому делу не помеха. Любят народное творчество. Охотно делятся со всеми тем, что умеют делать сами. С искренним желанием передают потомкам, следуя примеру В.И. Симакова.
2
«С фотографии смотрит на нас седобородый старик с удивительно живыми проницательными глазами, как будто готовый заговорить о чем-то очень важном для него и собеседника. Он своим обликом напоминает сельского учителя, просветителя деревенской молодежи. Он и был таким просветителем, Василий Иванович Симаков, крестьянин из деревни Челагино.
Русская деревня второй половины прошлого века выдвинули немало талантливых своих сынов в ряды народной интеллигенции: учителей, врачей, прозаиков, поэтов. Василий Иванович – один из этих проповедников культуры в крестьянские массы.
Ранее детство прошло в Челагине. В начальной школе удалось проучиться всего одну зиму. С десяти лет мальчик пошел в «люди» , как тогда было принято говорить. Служил у кашинского купца, потом приказчиком в книжной лавке, уличным разносчиком книг.
Пришлось и поскитаться по матушке России. За статью «Голос из деревни,
В.И. Симаков попадает в поле зрения жандармерии. А в 1909 году его, как «неблагонадежного» , арестовывают и ссылают на 2 года в Вологодскую губернию. После ссылки Симаков поселяется в родной деревне.»1
Народная жизнь нашла в Симакове своего пытливого наблюдателя. Устное народное творчество деревенских тружеников было главным увлечением В.И. Симакова. Он был книголюбом – энтузиастом, собравшим замечательную библиотеку. Вот как описывает книжное собрание В.И. Симакова А.М. Смирнов – Кутачевский: «Кто бы мог подумать,
что в маленькой деревеньке Челагино, в семи километрах от Кашина, в глухо заросшем огородике , почти на задворках хранится драгоценный клад: 7 тысяч редчайших интересных изданий о литературе По русскому фольклору, можно смело сказать, здесь
все главнейшее собрано. Песенное творчество в текстах печатных, рукописных, в разных
редакциях и изданиях представлено так, что всему этому может позавидовать специальное
1. В.А.Никольский «В.И.Симаков - пропагандист народной песни»
3
учебное учреждение. Не только рядовые издания, но и редчайшие, вроде Новикова, Чулкова, весь 19 вех, все советские издания песенников имеются здесь. Особенно обширно у Василия Ивановича собрание лубочной литературы.» У Василия Ивановича был широкий круг знакомств в учёном и литературном мире. Люди тянулись к нему, покорённые его человеческим обаянием. Окружающих поражала его простота , скромность, удивительное бескорыстие , этого талантливого человека отличало исключительное трудолюбие.
Писатель В.Лидин признавался, что он «редко встречал человека такой величайшей скромности и душевной стеснительности».1И , действительно, в биографии Симакова есть факты , подтверждающие всё, сказанное о нём. Работая в издательстве Сытина, Василий Иванович получил комнату в коммунальной квартире площадью 6 квадратных метров. В этой комнате было лишь самое необходимое : стол, диван- лавка, и ,конечно, книги. Позже комната была расширена до 16 квадратных метров. В ней он жил с семьёй сына Алексея во время своих приездов в Москву. Проживая в таких условиях, Василий Иванович отказался от квартиры, предложенной ему Союзом писателей. Недаром его называли бессеребрянником.
За свою жизнь Василий Иванович Симаков выпустил более 70 различных
сборников частушек. Записи, переданные в Институт Языкознания Академии наук СССР, составляют 6 машинописных томов: здесь и заметки об условных, тайных и профессиональных языках, и торгово-бытовой словарь,и богатый сборник русских прозвищ.
В 1954 году в литературный отдел Государственного Архивного Управления он передал издания фольклорной и лубочной литературы 18 и 19 веков,около 7 000 тысяч редчайших
старинных книг, свод частушек, включающих 100 тысяч номеров.
По собственному признанию Василия Ивановича с частушками он»возился весь свой век
4
с искренним желанием сохранить их для потомства».
Много есть разных частушек ,и все они имеют своё назначение, приносят пользу. В них прославляется трудовой героизм и выражается протест против несправедливости, рассказывается о нежных чувствах любви и высмеивается подружка или парень- зазнайка. Много чувств, больших и малых, выражают частушки. Василий Иванович неоднократно подчёркивал, что»творцы и исполнители частушек ,по преимуществу – деревенская молодёжь».1
Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические, так и нравственные проблемы .В деревне безнадёжно тонут в океане цивилизации маленькие островки нашей национальной культуры. Таким островком когда – то была Туровская школа. В ней начинал свою школьную жизнь внук Василия Ивановича Симакова-Владимир. В настоящее время Владимир Алексеевич Симаков- академик Академии горных наук, лауреат государственной премии, профессор, доктор технических наук. Он-то и посетил школу в период юбилейного торжества –шестидесятилетнего юбилея школы. Из- за занятости, текучки дел коллектив школы имел поверхностные знания о нашем земляке. Мы увидели в лице Владимира Алексеевича неравнодушного человека, заинтересованного в сохранении наследия своего предка ,и попытались сами собрать материал на тему «Традиции нашего края». Ведь , от того, как мы относимся к родной старине, зависит : быть или не быть отечественной культуре. Помогли нам и старожилы: Лосева Мария Кузьминична, Зайцева Евдокия Яковлевна, Шарикова Мария Дмитриевна- в разработке сценария «Обряд сватовства», который показали на сцене Зобнинского Дома культуры.
5
Сценарий сватовства.
Сваха невесты.
Гости едут к нам на двор,
Господа – бояре.
Едут пир пировать,
Во столы столовать.
Бабы каются,
А девки собираются.
Выходят девушки, среди них невеста, родители, сваха.
Появляется жених, его друзья, сваха.
Сваха жениха.
Открывайте, господа
Нам пошире ворота,
Хорошо ехать дале,
Да лошади устали.
Сваха невесты.
Кто вы гости господа,
Долго ль ехали, куда?
К нам пожаловали с чем?
С чем пришел, молодец?
Сваха жениха.
Ваш товар, а наш купец,
Удалой молодец
И лицом купец красив,
И речист, и плечист.
А кафтан каков на нем
Шитый золотом да серебром.
Сваха невесты.
Ну хватит хорохориться,
А деньги-то у вашего купца водятся?
Сваха жениха.
Деньги не грибы
Можно и зимой найти.
Друг жениха.
Деньги дело нажитое,
По ним нечего тужить,
А любовь – дело другое,
Ею надо дорожить.
Любви золотом не купишь.
Сваха невесты.
И то правда.
Оглянись, купец, вокруг,
Видишь девок полный круг.
Все они у нас красавицы.
Выбирай, какая нравится.
Жених подходит к невесте.
Жених: Все девицы хороши,
Говорю вам от души,
Но одна милее всех.
1
Жених хочет взять невесту за руку, но сваха опережает.
Сваха: Эта девка хороша,
Без белил бела,
Без румян красна.
Прежде чем за руку возьмешь.
Да под венец поведешь,
Испроси разрешенья
У тятьки – батюшки
Да у родной матушки.
Жених (подходит к родителям)
В ножки я вам низко кланяюсь,
Руки прошу дочки вашей.
Отец невесты.
То же, вижу жених
Ты стоящий.
Отдаю тебе руку дочери.
Отец бережет дочь до венца,
А муж до конца.
Даю вам своё благословление.
Хороводная песня:
« Вербочка, вербочка,
Золотая ветка,
Уродись, верба, большой.
Уродись на межке.
Ветер вербу не берёт,
Канарейка там поёт.
Люди спросят: « Чей такой?»
Катя скажет: « Мой милой»,
Удивительный такой,
Удивил меня милой
Как своею красотой» .
Сваха невесты.
А теперь гости дорогие,
Можно и за столы садиться.
Без хорошего обеда
Нет красивого беседа.
Друг жениха.
Привезли мы вам водицы,
Подумали, что сгодится.
Наливайте всем сполна,
Выпивайте все до дна.
Подруга.
Пить до дна – не видать добра.
Вторая подруга.
Бутылочки да рюмочки
Доведут до сумочки.
Друг.
Стаканчик – то выпивай,
Да разум не теряй. 2
Песня «Тонкая рябинушка»
Тонкую рябинушку
Клонит и качает.
За рекой детинушка
Голову склоняет.
Как мне детинушка
К дубу перебраться,
Не стала бы рябинушка
Тянуться и качаться.
Сваха невесты.
А вы, молодые,
Сядьте рядком,
Да потолкуйте ладком.
Речь вести – не лапти плести.
Песня.
Что в доме да веселье:
Пошли в дом танцевать.
Превеликое мученье –
Стали в жены вербовать..
Танец молодых.
Сваха.
Наши молодые посидели рядком.
Потолковали ладком,
А как сговорились,
Что все удивились.
Девушка.
На улице метелица,
А у нас Ваня женится,
Погляди, честной народ,
Катю хорошую берет.
На горушке две избушки,
В одной печка топится
Парень сбрую начищает,
Свататься торопиться.
Приезжали меня сватать
На сивой кобыле.
Барахло мое забрали,
А меня забыли.
Без меня меня женили,
Я на мельнице молол.
Без меня меня венчали,
Я в лесу дрова колол.
Друг.
Да, добрую жену взять -
Ни скуки, ни горя не знать.
3
Второй друг.
Добрая жена да
Жирные щи –
Другого добра не ищи.
Частушки вы знаете,
А вот сказки – побаски
Знаете? А как же.
- Расскажу Вам сказку новеньку,
Из диковинок диковинку.
Среди моря овчин горит,
По чисту полю корабль бежит.
- Ну уж это было бы все ничего,
Но увидел я смешнее и того:
По поднебесью медведь летит,
А за медведем - то медведица катит,
Серым хвостиком помахивает,
По сторонушкам поглядывает.
- Но и это было все бы
Да увидел я смешнее и того:
Как смешалася вода с песком,
Поцарапался Лука с Петром.
Тетка Дарья всё с золовкою,
За ней бегала с мутовкою!
- Ну и это было бы все ничего,
Да увидел я смешнее и того:
На цепочке водили комара,
Выдавали за африканского слона,
А комар – то упирался, не шел:
- Что вы врете, уж какой же я вам слон.
Сваха жениха.
Хороша сказка,
Да последняя.
Дорогие гости; не надоели ли вам хозяева?
Хорошо пировать,
Но пора и честь знать.
Просватанная невеста,
Знай своё место!
А теперь пирком – мирком,
Да и за свадебку.
4
Не один праздник, подготовленный учителями и учениками школы, не обходился без песен, частушек, плясок А плясать и частушки петь учились от своих бабушек. Ведь они у нас певуньи , ходят по сцене в своих рас шитых сарафанах, словно павы. У уж плясать пойдут- залюбуешься. «А много частушек помним из того времени»-, говорит Маргарита Васильевна Петрова. И поёт:»Скоро кончится зима,
Я надену ботики,
Возьму сумку и пойду
Собирать «тошнотики»
Знаете, что такое «тошнотики»? Не знаете. Дай, Бог, и не знать вам этого никогда. Так называли мёрзлую картошку, которую по весне собирали на колхозном поле. Вот и докапывали весной. Осенью 41 года много её под снег ушло. И тем кормились .А когда начинали зеленеть луга, ели хвощи, крапиву, клевер, осоку, щавель. Мне десять лет было, когда война началась. Отца взяли сразу, и после первого же боя он пропал без вести. А нас у матери четверо было, я- старшая. Остальным восемь лет, три и полтора года. Вот я с ними и нянчилась. Мама на ферме, а мне надо дров напилить, наколоть, воды наносить, муки на хлеб намолоть. В 14 лет на ферму самостоятельно пошла и –до пенсии40 лет, как один день, без побега. Сколько работали, что и самим теперь не верится. И ревели, и всяко приходилось. А всё равно- тетюшек да турнепсу наедимся – и поём:
Эх, война, война, война,
Что наделала она,
Из хороших человек она наделала калек.
Маргарита Васильевна- постоянная участница ансамбля «Родничок».Но все их звали иначе- «зобнинские бабушки». Бабушки были желанными гостями на всех праздниках не только в своём поселении, в Кашине, но и за пределами района. Жизнь у каждой позади тяжёлая, обожжённая войной. И здоровье уж не то, и лицо морщинками изрезано, а душа
6
молодая. Поют всегда: и в горе, и в радости . Мария Ивановна Горячева присоединяется к
разговору: « А в Зобнино немцев не было. Мы только зарево над Калинином видели, да беженцы шли сплошняком. В нашем доме как-то 17 человек ночевало. И семья жила- мать с пятерыми детьми. Радио в деревне не было. Мы даже не знали толком, как там, на фронте. Хотя конца войны уже поджидали. Однажды бороним –едет нарочный на лошади. Кричит : «Война кончилась. Война кончилась. Ну, народ тут и встрепенулся. Под окном у Игнатьевых праздник устроили. И смеёмся, и плачем
Вот и кончилась война.
Прошли бои великие,
Только жалко тех ребят, которые убитые.
Всегда пели. А ведь молодые-то с полу не сходили, все пляски и танцы знали. А частушек сколько! Татьяна Ивановна книжки привозила из библиотеки, вспоминали, учили и симаковские частушки. Молодец! Столько собрал. Помним мы и симаковскую деревню .А вы ,милые, добро в душе вашей копите, пуще глаза берегите любовь к матери своей и отцу .Ведь, если будет среди вас лад, будет всем вам и клад. Дом любовью богат и трудом. А песнями, играми, частушками счастье копится и полнится.
Частушки пели под пляску во время игры в «Чижа», пели всей артелью. С описанием такой игры можно ознакомиться в сборниках Василия Ивановича Симакова. Народный фольклорный ансамбль «Славяночка» Тверского государственного университета в нашей деревне записали кашинского «Чижа».неоценимую помощь в освоении этой кадрили оказали наши земляки, участники ансамбля «Родничок» Василий Иванович и Зинаида Андреевна Кузнецовы. Василий Иванович показал ,как должен был плясать мужчина.»Это была настоящая удача, потому что мужскую традицию в пляске в настоящее время выявить очень сложно,- пишет Светлана Николаевна Лебедева, руководитель ансамбля.
7
В настоящее время клуба и школы в деревне нет. Все праздники жители проводят на центральной усадьбе колхоза «Красная звезда», в Булатовском Доме культуре. Зал вмещает 200 человек. Свободных мест нет. Здесь есть даже свой мужской ансамбль «Деревенские ребята».Коллектив под руководством Ирины Александровны Новеньковой несколько лет подряд становится победителем районного фестиваля «Многоцветие народных талантов».Вклад в ту победу внесли и зобнинцы. Они также «зажигают» Пусть не бабушки. Весь задор, оптимизм, любовь к жизни они передают своим детям, внукам ,которые с верой в то ,что всё в деревне наладится, поют частушки на злободневные темы .Значит, симаковская частушка живёт, пока живёт душа народа. А народный дух- он ведь без возраста.
15