Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»
Технологическая карта урока литературного чтения
Дата: 28.11.15.
Класс: 4«Г»
Тема урока «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»
Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» (отрывок из повести «О чём думает моя голова?»)
Цель Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.
Задачи Образовательные: учить наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и учителем, чувство патриотизма к своей родине.
Планируемые результаты Предметные:
-Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление;
-Учатся высказывать свою точку зрения;
-Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;
-Учатся по результатам наблюдений делать выводы;
-Обогащают свой словарный запас;
-Расширяют свой кругозор;
-Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения;
-Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;
-Идёт формирование эстетически грамотного читателя;
-Происходит осмысление окружающей действительности.
-Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
-Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;
-Учатся применять ранее изученные знания н практике;
-Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;
-Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.
Личностные:
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; уметь анализировать степень выразительности чтения; осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением
существенных и несущественных смысловых признаков; школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект; учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения;
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять взаимоконтроль; учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы; учатся оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; понимать на слух содержание произведения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы;
Основные понятия Красота, образы персонажей, их поступки и характер.
Межпредметные связи Связь с русским языком, светской этикой.
Оборудование Литературное чтение О.В. Малаховская - Литературное чтение Хрестоматия 4 класс
Ход урока
Задачи этапа урока Деятельность учителя
Задания для учащихся Деятельность учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I этап. Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать,
Заинтересовать
учащихся предстоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную
обстановку на уроке. -Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь новому дню и друг другу. Садитесь.
-Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на предстоящую работу на уроке. Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
2
мин
II этап. Сообщение темы и постановка целей и задач урока
Задачи:
Создать творческую и то же время деловую атмосферу с
элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. -А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, слово, которое в нём спряталось будет сопровождать нас на протяжении всего урока, и оно одно из главных в нашей теме.
-Какое слово?
-Конечно, это слово красота!
-А что значит это слово, вы знаете?
Красота- всё красивое, прекрасное. Например,
красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях.
Тема нашего урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»
-А эту красоту мы будем понимать в замечательном произведении писательницы Ирины Пивоваровы «Мы пошли в театр».
Откройте хрестоматию на странице 149.
Разгадывают ребус, выдвигают предположение о теме урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
Открывают учебники.
-Расширяют свой кругозор;
-Учатся высказывать свою точку зрения;
-Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;
-Обогащают свой словарный запас;
-Расширяют свой кругозор;
Регулятивные:
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
2
мин
III этап. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию нового материала
Задачи:
Создать условия для яркого эмоционального воспроизведения
произведения;
расширить представления учващихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. Беседа о авторе
-Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы?
-Какие произведения вы читали?
Ирина Михайловна Пивоварова
(1939 -1986) — русская детская писательница.
Родилась в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество. После обучения в институте она стала замечательным художником.
После Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей
Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.
Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама».
-Какие качества мы можем отметить у этой писательницы? (любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию).
-Прочтите как называется наше произведение?
-Как вы думаете, о чём и о ком в нем пойдет речь?
-Начнем читать наше произведение и узнаем, верны ли были наши предположения. Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с краткой биографией автора.
Прогнозируют содержание произведения.
Отвечают на вопросы учителя. -Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;
-Расширяют свой кругозор;
-Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;
-Идёт формирование эстетически грамотного читателя;
-Происходит осмысление окружающей действитель-
ности;
-Учатся применять ранее изученные знания н практике;
-Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;
-Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.
Регулятивные:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; 3-5
мин
2. Первичное чтение, проверка качества воспроизведения, первичный синтез.
Задачи:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. Комбинированное чтение (учитель-учащийся)
-Я начну читать, а кто-то продолжит.
-Готовы следить?
Беседа после первичного чтения
-А теперь соотнесём наши предположения перед чтением.
-О ком и о чем шла речь в рассказе?
-Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему? Слушают чтение учителя, следят за текстом.
Читают произведение.
Отвечают на вопросы учителя.
-Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
-Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.
Познавательные:
Уметь анализировать степень выразительности чтения;
Коммуникативные:
Понимать на слух содержание произведения;
Регулятивные:
Осуществлять взаимоконтроль;
Принимать и сохранять учебную задачу; 10
мин
3. Вторичный чтение. Аналитико-синтетическая работа с текстом.
Задачи:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. -А сейчас почитаем по очереди по абзацам.
-Будем следить за поведением героев, их поступков, происходящих событий в тексте и образов.
-И самое главное находить красоту в тексте.
Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь.
-Как вы думаете, почему слово «лужи» автор использует несколько раз? (обращает на это внимание, на то какая погода, чтобы мы представили определенную картину)
И мы прыгали через лужи.
Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.
И Люськины колготки и туфли тоже!
А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у неё чёрный!
-Как вы думаете, с каким настроение дети перепрыгивали лужи? (с веселым настроением, с радостью, для них это - как игра)
-Как вы считаете, кем приходятся дети друг другу? (близкими товарищами, одноклассниками)
Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.
-Ребята, представьте себя на месте Симы, вы бы расстроились?
-Как вы поступили бы на ее месте, чтобы избежать этого расстройства?
-Ребята, а вы сталкивались с такой ситуацией как Сима в нашем рассказе?
-А как на ваш взгляд поступила Валька?
-Какие качества она проявила, по отношению к Симе?
(Она проявила заботу, помощь своему другу, друзьям нужно помогать в любых ситуациях)
-А только друзьям нужно помогать?
Но мы сказали ей:
— Не обращай внимания! — и пошли дальше.
-Подумайте, а какими словами вы бы поддержали друга, товарища?
И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.
-Какой вы представляете себе Симу?
-Какие качества вы у неё заметили? (беззаботность, быстрая смена настроения)
И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.
Да и смешно было унывать от таких пустяков!
-Как вы понимаете слово «звено»? (Составная часть целого, общего)
-Ребята, были звеном чего? (одного класса)
-Как вы думаете, если проанализировать их поведение, к какому классу вы можете их отнести? ( к 1-2 классу)
Вся улица была мокрая и блестела от солнца.
Над лужами поднимался пар.
Воробьи трещали на ветках.
Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.
Все дома были такие красивые!
Такие старинные!
Такие не похожие один на другой!
-Какие чувства, на ваш взгляд, испытывали ребята, наблюдая за домами? (удивление, они любовались красотой домов)
И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр.
-Ребята, а вы бывали в кукольном театре? Кто там главные актеры?
Шли от самого метро!
-А вы знаете, что такое метро? (Подземная городская железная дорога, общественный транспорт).
Пешком! И прыгали через лужи!
-Как воздействует красота на ребят?
Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я её люблю! Мне даже плакать хочется, как я её люблю!
-Как вы думаете, почему в тексте есть выделенные слова? С чем это может быть связано?
-Прочитаем сейчас только эти слова: такие красивые, такие старинные, такие не похожие, центр, центр, шли, как я люблю, как я её люблю, как я её люблю.
-Как вы считаете, что объединяет эти слова вместе? (впечатления детей, то как они видят красоту в архитектуре города)
-А какие чувства вы испытываете, гуляя по нашему городу, району? Опишите их.
-Какие чувства можно передать в этой фразе «Как я люблю Москву!»
(любовь к родному городу, чувства патриотизма)
-
У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.
И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра.
А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.
-Какая главная мысль в рассказе?
-Какой вывод мы можем сделать? (Оказывается, как важно видеть красоту в обычных предметах)
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы учителя, и учащихся.
Наблюдают за развитием сюжета (чувств и переживаний героев).
Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста.
-Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление;
-Учатся высказывать свою точку зрения;
-Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;
-Учатся по результатам наблюдений делать выводы;
-Обогащают свой словарный запас;
-Расширяют свой кругозор;
-Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения;
-Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;
-Идёт формирование эстетически грамотного читателя;
-Происходит осмысление окружающей действительности.
-Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
-Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;
-Учатся применять ранее изученные знания н практике;
-Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;
-Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.
Познавательные:
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Обосновывать своё мнение;
Осуществлять анализ объектов произведения с выделением
существенных и несущественных смысловых признаков;
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; 15
мин
4. Работа в микрогруппах
Задачи:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением;
личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. -А сейчас поработаем творчески в микрогруппах.
Как мы работаем в микрогруппах?
-Договариваемся друг с другом.
-Приходим к общему мнению.
-Работаем в команде, значит все вместе.
-Учитываем мнение другого.
-Разговаривает тихо, чтобы не мешать другим.
Карточка № 1
Как бы вы описали обратный путь наших героев, если бы они не устали и захотели пойти пешком.
Напишите этот небольшой отрывок на карточке (5-7 предложений)
Карточка № 2
Составьте небольшой рассказ (5-7 предложений), используя следующие слова: такие красивые, такие непохожие, такие старинные.
Карточка № 3
Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота нашего района. (5-7 предложений)
Слова для справок: такие красивые, удивительные, необычные, завораживающие, не похожие.
Карточка № 4
Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота нашего города. (5-7 предложений)
Слова для справок: такие красивые, удивительные, необычные, завораживающие, не похожие.
Карточка № 5
Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота, начиная со слов: Как я люблю или как мы любим…
Выступления микрогрупп
-Подведем итоги нашей творческой работы.
-Выберите одного из вашей группы, кто встанет и с места расскажет о вашем задании и о том, как вы с ним справились.
-А все остальные будут внимательно слушать ваше выступление.
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления защиты.
-Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление;
-Учатся высказывать свою точку зрения;
делать выводы;
-Обогащают свой словарный запас;
-Расширяют свой кругозор;
-Идёт формирование эстетически грамотного читателя;
-Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;
-Учатся применять ранее изученные знания н практике;
-Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;
-Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.
Познавательные:
Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект;
Коммуникативные:
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы;
Регулятивные:
Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы; 5-10
мин
IV этап. Подведение итога урока
Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. -А теперь подведем итоги нашего урока?
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Что нового вы узнали для себя?
-Что вам показалось самым интересным на уроке?
-Что вызвало у вас трудность?
-Как воздействует на нас красота? Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы.
-Учатся высказывать свою точку зрения;
-Учатся по результатам наблюдений делать выводы;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения; 5
мин
V этап. Рефлексия
Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. -Проведем самооценивание вашей работы на уроке.
Продолжите данные высказывания:
-Я узнал(а)
-Мне удалось-
-Мне было трудно-
-Я справился(ась) с-
-Мне было интересно-
Оценивание работы учащихся на уроке учителем.
-Ребята, спасибо вам за продуктивный и интересный урок! Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке. -Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения;
-Учатся применять ранее изученные знания н практике;
Регулятивные:
Учатся оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Личностные:
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 1-3
мин