Презентация по литературе ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОЭЗИИ ТАТАРСКОГО ПОЭТА МУСА ДЖАЛИЛЯ И ЯКУТСКОГО ПОЭТА ЧАГЫЛГАНА


Тема исследования: «Лингвистические средства выражения патриотических чувств в поэзии татарского поэта Муса Джалиля и якутского поэта Чагылгана». Выполнила: Инёшина Л.Г., к.п.н., преподаватель высшей категории Введение Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Литература, поэзия - это «голос героической души русского народа». Язык здесь является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно-исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Актуальность С момента своего появления военная художественная литература служит для всех нас орудием воспитания  и  образования и в наше время не только не теряет своей актуальности, но  и  приобретает особую значимость в связи с изменениями в духовной жизни общества в период трансформационных процессов, вызванных экономическимииполитическими преобразованиями в нашей стране,  и  с возникшими изменениями в ориентации духовных ценностей. Эта литература учит тому, как воспитывать истинных патриотов своей страны. Гипотезу исследования составляет предположение, что творчество Чагылгана и Муса Джалиля военного времени не только отражает через лингвистические средства историческое наследие нашей страны, но и, обладая особым эмоциональным характером воздействия на молодёжь, формирует само культурно-языковое пространство, воспитывая поэтикой чувство патриотизма, гражданственности и любви к Родине. Цель и задачи исследования В настоящей работе впервые подвергнута анализу поэтика якутской и татарской поэзии на примере стихотворных текстов Чагылгана и Муса Джалиля в лингво-поэтическом аспекте. Задачи:1.выявление особенностей военной литературы и поэзии, определение роли в них поэтики; 2.анализ особенностей употребления методологических приемов и словоупотребления в поэтических текстах. 3.выявление своеобразия творчества поэтов Чагылгана и Муса Джалиля в создании патриотических стихотворений. 4.раскрытие употребления поэтического синтаксиса в текстах стихотворений исследуемых поэтов; 5.воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию нашей страны; Метод исследования При анализе текстов названных авторов применялись функционально-стилистический, описательный и лексико-семантический методы индукции и дедукции, а также метод сравнительного анализа. Поиск и анализ информации  сети Интернет. Объект исследования — стихотворные тексты поэтов Чагылгана и Муса Джалиля. Научная новизна работы заключается в том, что впервые в лингво-поэтическом аспекте рассматривается якутская и татарская поэзия II половины XX века на конкретном материале стихотворений И.Д. Винокурова (Чагылгана) и М. Джалиля, комплексно исследуются стилистические, поэтические, языковые особенности стихотворных текстов с учетом достижений теории и практики современной филологии. Теоретическая значимость заключается в том, что этот проект вносит вклад в исследование лингво-поэтических средств языка, в развитие функциональной стилистики Практическая значимость работы заключается в том, что научные выводы работы и методика анализа произведений могут быть использованы на уроках литературы. Методы и результаты данного исследования могут быть применены при изучении стихотворных текстов других поэтов. Материалы данной работы могут быть использованы при чтении курса лингвистической стилистики и поэтики. Слово поэта - его миропонимание Стихотворения М. Джалиля и И.Д. Винокурова (Чагылгана) - это признание в любви к родному краю, вера в светлое чувство любви, это величие самопожертвования во имя жизни своего народа. Наше обращение к творчеству Чагылгана и Муса Джалиля и попытка проанализировать произведения поэтов с точки зрения лингвистических средств, продиктованы, прежде всего, возможностью через слово писателя проникнуть в его миропонимание. В центре их стихов – война, общественно значимое народное событие, где от каждого человека зависит многое, где человек, защищая Родину, по-прежнему испытывает чувства любви, радости, надежды, стихи жизнеутверждающие, с яркой публицистичностью и убежденностью. Стихи И.Д. Винокурова и М. Джалиля воспитывают любовь к родному языку, к родине, высокую нравственность. патриотическое и нравственное воспитание осуществляется содержанием текстов. Язык произведений этих известных поэтов, имеющий новаторский характер, структура их стихотворных текстов, богатых разнообразными тропами и синтаксическими фигурами, своеобразная ритмика как отражение черт военной поэзии определенного времени, вызывают интерес с разных точек зрения — и как своеобразный стиль, и как индивидуальный творческий метод каждого поэта. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Коль обо мне тебе весть принесут,Скажут: "Изменник он! Родину предал", –Не верь, дорогая! Слово такоеНе скажут друзья, если любят меня. Я взял автомат и пошел воевать, В бой за тебя и за Родину-мать. Тебе изменить? И отчизне своей? Да что же останется в жизни моей? М. Джалиль. Идея стихотворений М. Джалиля и И.Д. Винокурова-Чагылгана, их слова-символы могут говорить о верности родине и верности любви, о вечности патриотического чувства и веры в силу любви; оба эти чувства - основа оптимистического мироощущения. Бессмертен подвиг татарского поэта Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия – поэтического слова – в гитлеровских застенках. В них определение и объяснение великого и творческого подвига, совершенного поэтом, чье имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Войну с фашистской Германией Муса Джалиль встретил тридцатипятилетним, добровольцем ушел на фронт. В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный поэтический монолог. Избранное антикварное издание стихотворений Мусы Джалиля . В годы войны в его стихах новым было не только идейное содержание. В поэзию проникает новая лексика. На смену традиционным восточным образам приходит революционная символика - алое знамя, пылающая заря свободы, меч революции, серп и молот, сияющая звезда нового мира... Стихи Мусы Джалиля 1941 г. полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: "Из госпиталя", "Перед атакой", "Письмо из окопа" и др. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами: "Мои песни", "Не верь", "После войны" и др. Февраль 1942 года. Старший политрук Муса Джалиль - фронтовой корреспондент армейской газеты "Отвага" на Волховском фронте,где он написал более тридцати стихотворений.В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену (под Мясным Бором). тюрьма. перед приговором. Фашисты бросили Мусу Джалиля в Моабитскую тюрьму. Там (1942-1944) были созданы всемирно известные циклы стихов - "Моабитские тетради". Эти стихи были удостоены в 1957 году Ленинской премии. Муса вместе с десятью соратниками был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года. Моабитская тетрадь. В тюрьме. Во многих стихах, входящих в моабитский цикл, звучит огромная любовь поэта к Родине, к жизни, к народу. Например, в стихотворениях: «Лес», «Неотвязные мысли”, «Дороги», «Другу», «Воля» и др. Всего мы насчитали 32 стихотворения, посвященных этой теме. Стихи, посвященные Родине, условно можно было бы назвать основой моабитского цикла. Из стихотворения Джалиля «Прости, Родина» мы узнаем о трагических обстоятельствах, приведших поэта в фашистский концлагерь. Лирический герой страдает, его сердце жжет горькая обида, он в неволе, в руках у фашистов. Поэт вспоминает, как он писал в письмах своей жене о своей верности, о своей любви к ней, и что за Родину даже смерть он примет спокойно. Своей душой, своими мыслями поэт все еще среди бойцов, среди своих товарищей: Сердце стремится к одному, В ваших рядах идти на битвуДайте, товарищи, место ему! Джалиль писал свои пламенные стихи в нечеловеческих условиях. Читаешь его стихи и удивляешься тому, что они написаны смертником. Из 94 стихотворений 67 написаны после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни. По меткому выражению одного из исследователей, в “Моабитских тетрадях” есть цикл “послевоенных “стихотворений. В стихотворениях “После войны”, “Уходи, горе”, “Мечта”, “Раны” и др. поэт пишет о том, как уставшие от крови и смерти люди восстанавливают разрушенные войной дома, лечат измученную землю. Все стихи устремлены в будущее. Любовь к жизни, ненависть к противостоящему ей фашизму, уверенность в победе, нежные послания жене и дочери - вот их содержание. Более ста стихотворных произведений – свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. «Моабитские тетради» Джалиля - это неповторимые, обжигающие своей подлинностью документы. В них мало бытовых деталей, почти нет описаний тюремных камер, мытарств и жестоких унижений, которым подвергались узники. В этих стихах иного рода конкретность - эмоциональная, психологическая. По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю. Тоска и отчаяние тяжелым комом застревали в горле. Надо знать жизнелюбие Мусы, его общительность, привязанность к друзьям, жене, дочурке Чулпан, матери, сестре, его любовь к людям, чтобы понять всю тяжесть вынужденного одиночества. Муса Джалиль сС дочкой Чулпан. матерью и сестрой. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали Джалиля, а разлука с Родиной. Он не был уверен, что Родина узнает правду, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. Вдруг фашистам удастся оболгать его, и на Родине будут думать о нем как о предателе? Все, о чем рассказано в «Моабитских тетрадях», - глубоко личное, сокровенное. Но от этого оно не перестает быть общественно значимым. Со страниц «Моабитских тетрадей» перед нами встает не просто талант, принадлежащий одному народу, а поэт, по праву принадлежащий к лучшим сыновьям человечества. Пускай мои минуты сочтены,Пусть ждет меня палач и вырыта могила, -Я ко всему готов. Но мне еще нужныБумага белая и черные чернила! Осужденный.Приговор сегодня объявили:К смертной казни он приговорен.Только слезы, что в груди кипели,Все иссякли… И не плачет он.Тихо в камере. С ночного небаПолная луна глядит, грустя.А бедняга думает, что будетСиротой его дитя… И.Д.Винокуров-Чагылган – известный якутский поэт. Родился 31 июля 1914 г. в Намском улусе. «Чагылган» - это его псевдоним. Слово «Чагыл» по-якутски означает «яркий». О войне Чагылган знал не понаслышке. Он воевал в составе Легендарного батальона якутских снайперов – стрелков, писал стихи, которые сразу появлялись на полосах фронтовых газет. Особенно полюбились читателям стихи “Лыжная”, “Марш победы”, “Встреча”, “Песня о герое”, “Наше сердце” и др., положенные на музыку и ставшие народными песнями. В одном произведении якутского поэта Чагылгана “Воину – якуту”, написанное им в 1944 году, говорится о том, что главное для солдата в военное время – бить врага беспощадно и помнить о своём родном крае:Чтобы был в бою и упорней и злей,Чтобы был ты к врагу беспощадней,Вспомни край свой родной, Вспомни Лены своейКрасоту и простор неоглядный. Стихотворение «Наши сердца» привлекает наше внимание тем, что здесь отражена картина военных событий, где принимают участие бойцы, проливающие свою кровь за трудовой народ. Рефреном в каждом восьмистишье звучат строки:Бойцы, вы - наша кровьВы наша жизнь, где выВезде, везде, где вы И наши там сердца. Чагылган проявил себя как поэт-новатор в области звуковой организации стиха. Это сознавала даже критика тех лет. Он исключительно много сделал для обогащения якутской метрики, формирования рифменной системы, ритмической организации строфы. Поэт Чагылган был одаренным от природы, талантливым человеком. Яркой молнией сверкнул он на небосводе поэзии, но подобно тому, как вслед за молнией гремит гром, так по прошествии многих лет произведения И.Д. Винокурова-Чагылгана продолжают звучать на его родной земле, горячо и нежно им любимой и воспетой в его стихах. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны!!! В модели мира Джалиля и Чагылгана очень много места отведено словам, которые вызывают только светлые и яркие чувства, отражающие патриотизм и любовь к своей стране, семье и родному краю Лингвокультурологический анализ позволил нам определить сущностные характеристики исследуемых концептов, которые заключаются в следующем: концепты «война» и «мир» - это этнически, культурно-обусловленные, сложные, структурно-смысловые, ментальные образования, базирующиеся на понятийной основе, включающие в свою архитектонику, модель, образ и оценку. Поэтический язык исследуемых писателей богат разнообразными тропами и синтаксическими фигурами, имеющими новаторский характер. Своеобразие в разных приемах, в применении синтаксических фигур и в ритмике характеризует также и специфику стиля и индивидуального творческого метода каждого  поэта. В данной работе исследованы структура стихотворных текстов, особенности своеобразного употребления слов и грамматических форм, а также стилистических приемов поэтического текста, на примере творчества М. Джалиля и Ильи Дорофеевича Винокурова. Выявлено, что излюбленным приемом этих авторов в изображении войны являются такие слова, как «Родина», «земля», «сердца», «тоска», «край» и другие. Модель «война – это разрушение», используется в их языковой картине мира для описания военных действий. Муса Джалиль и Илья Дорофеевич Винокуров были поэтами татарского и якутского народа, но по своему характеру они являются ещё интернационалистами. Их поэзия до сих пор помогает укреплению дружбы между народами, населяющих нашу страну. Чем дальше отходят от нас события Великой Отечественной войны, тем значительнее предстаёт в нашем сознании исторический подвиг народа. Каждое стихотворение Джалиля и Чагылгана - это уроки жизни. Они учат нас любить Родину, трудиться во имя её процветания. Их произведения вошли в золотой фонд нашей литературы. Заключение Проведено исследование творчества Муса Джалиля и Чагылгана военного времени и слеланы выводы, что оно не только отражает историческое наследие нашей страны через лингвистические средства, но и, обладая особым эмоциональным характером воздействия на молодёжь, формирует культурно-языковое пространство, воспитывая поэтикой чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине. Это подтвердило правомерность  выдвинутой гипотезы исследования. Патриот - это человек, который любит свою землю, свой народ и готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью, ради всего этого. Патриотизм- явление свойственное патриоту, это нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить его интересы, чтобы воспитать качества патриота в молодых гражданах, необходимо: ВЫВОДЫ:1.Возродить основы этнокультуры и этнопсихологии и основы нравственности, заложенные в народах, населяющих Россию. 2. Патриотизм, прежде всего, базируется на народных началах, именно поэтому в учебных заведениях необходимо ввести: «Народная культура» («Культура моего народа»), «Народная культура и история» («История и культура моего народа»), «Интегрированное изучение истории и родной литературы», «Изобразительное искусство и народная культура», «Технология и народная культура» и др.3. Учить на примере таких личностей, как Муса Джалиль и И.Д. Винокуров-Чагылган, независимо от их национальной принадлежности, как надо любить свою землю, свой народ. Идеология сегодня во многом другая, но идеалы гуманизма, извечные и святые понятия: Родина, народ, родной язык, мать, дружба, любовь, семья - были для Джалиля и Чагылгана святыми, и для каждого порядочного и честного человека таковыми остаются навсегда. М. Джалиль отмечал: «Патриотизм поднимает человека над чувством страха». 4. Разработаны две модели исследуемых концептов, наиболее часто повторяющихся слов в исследованных стихотворениях, которые заключаются в следующем: «война» и «мир» Список литературы 1.Алексеева Г. Неисчерпаемый источник вдохновения: Роль И. Чагылгана в развитии якут. муз. культуры // Поляр. звезда. – 1999. – N 2. – С. 57-60.2.Джалиль М. Избранные произведения. Стихи. Песни. Поэмы. Казань, 1969. 3.Джалиль М Избранное. Казань, 1971. 4.Джалиль М. Вольные ветры. Москва, 1974. 5.Джалиль М. Красная ромашка. Казань, 1981. 6.Джалиль М. Костер над обрывом. Стихи и поэмы. Из воспоминаний о поэте. Москва, 1987. 7. Илья Винокуров-Ча5ыл5ан // Писатели Земли Олонхо. – Якутск, 2000. – С. 169-170. – Библиогр.: 20 назв. 8.И.Д. Винокуров-Чагылган: // Якутия-1994: Календарь знаменат. и памят. дат. – Якутск, 1993. – С. 43-44. – Библиогр.: 18 назв. 9.Кашшаф Г.С. По завещанию Мусы Джалиля. Перевод с татарского Р. Хакимова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1984. - 224 с.10.Мустафин Р. Муса Джалиль. Жизнь и творчество (довоенный период). - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 383 с.11.Мустафин Р. По следам героя-поэта: Книга-поиск. - Казань: Татарское книжное издательство, 1973. - 368 с.Использованные ресурсы Интернета:1.www. 5 ballov.ru/referats/preview/74351 Благодарю за внимание!