Урок литературы Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тугнуйская средняя общеобразовательная школа»



Урок литературы по теме:
Тема поэта и поэзии в лирике
А. С. Пушкина
(9 класс)


Урок разработан
Чимитдоржиевой Мариной Заятовной
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории









2014-2015 учебный год
Урок 29
Дата: 28.11.2014.
Тема урока: Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
Цели:
Проследить, как представлена тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
Развивать навыки анализа поэтического текста, сравнения, обобщения.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивать навыки написания сочинения по литературе.
Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово и стремление к индивидуальной самореализации.
Тип урока. Изложение нового материала.
Методы работы.
Исследование
Логические: анализ, сравнение, обобщение
Словесные: эвристическая беседа
Наглядные: демонстрация, иллюстрация
Форма проведения: работа в группах, индивидуальная.
Оборудование.
Портрет А. С. Пушкина.
Портреты «Предшественники темы»: Горация, Ломоносова, Державина.
Интерактивная доска.
Эпиграфы к уроку.
Карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность. Создание положительной эмоциональной направленности.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Пожелайте друг другу удачи. Надеюсь на то, что мы активно поработаем и справимся со всеми трудностями.


2. Проверка домашнего задания.
Чтение стихов наизусть по желанию: проверка 3-4 учеников.

3. Подготовка к « открытию новых знаний». Формулировка темы и задач.
Итак, сегодня мы изучаем тему, возможно, без которой невозможен был бы разговор о лирике не только Пушкина, но и многих других его последователей: Лермонтова, Тютчева, Фета, поэтов Серебряного века.
Читаем выразительно эпиграфы к уроку. Подумаем, какова будет тема урока?
1. Поэт не человек, он только дух-
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух,-
Всё видит, слышит, всем владеет.
А. Ахматова
2. Иди один и исцели слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равного душе толпы.
А. Ахматова
3.Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, брани,- а я-таки поэт.
А. С. Пушкин
« Тема поэта и поэзии»- предмет нашего разговора на нашем занятии.
Тема поэта и поэзии традиционная. Вспомним, кто из предшественников А. С. Пушкина обращался к этой теме.
Перед вами портреты данных поэтов. Нужна ваша помощь, откройте закрытые таблички, соотнесите портрет с именами и датами по временной хронологии.
Гораций, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин.
Тема поэта и поэзии проходит также и через всё творчество А. С. Пушкина. « К другу стихотворцу» - его первое опубликованное произведение этой темы. Оно было напечатано в журнале « Вестник Европы» в 1814 году. А одно из последних – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - было написано поэтом в 1836 году.

4. Открытие нового знания.
Работа в группах. Аналитическая работа с поэтическим текстом. Всего 2 группы, каждая получает текст стихотворения и порядковый номер выступления.

Самостоятельная работа в группах: под руководством учителя ученики проводят анализ стихов А. С. Пушкина: «Поэт», «Пророк»,
Учащиеся готовятся к выступлению с листочком, где текст сочинения по анализу стихотворения, который нужно восстановить.
Задание для работы в группе.
1.Приготовить выразительное чтение стихотворения.
2.Сформулировать основную мысль стихотворения.
3.Оформить текст мини-сочинения, подобрав по смыслу подходящие слова и восстановив пробелы.
(задание высвечено на слайде).

5. Подведение итогов работы в группах.
1. Выразительное чтение стихотворения.
2.В результате выступлений учащихся и представления итогов письменной работы получаются тезисы.
«Поэт» (1827). Поэт- носитель подлинной правды. В минуты вдохновения он возвышается над всеми, обладает всезнанием, высшей мудростью.
«Пророк» (1826 год). Мыслью о высоком общественном назначении поэзии проникнуто стихотворение. Поэт- мыслитель, обличитель и «пророк» высших идей.
Тезисы мы располагаем под ключевыми словами.

6. Исследование стихотворений Горация, Ломоносова, Державина, Пушкина.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Заполнение таблицы. Защита работы.
Выключить интерактивную доску.

7. Рефлексия деятельности.

Задание. Составить план публичного выступления по теме « Идеал поэта в понимании А. С. Пушкина».
1. Предшественники А. С. Пушкина о назначении поэта и поэзии.
2. Образ поэта в лирике А. С. Пушкина:
поэт свободен в своём творчестве;
поэт идёт своими путями, определёнными его высоким призванием;
поэзия – благородный подвиг.

8. Итог урока.
Какие задачи ставили на уроке и удалось ли их решить?
Выводы по уроку: Прослеживая развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, мы увидели, что она в его лирике была ведущей. Создав ряд стихотворений о задачах поэта и поэзии, Пушкин развивает свой взгляд на эту проблему. В своём творчестве он утверждал новый облик поэта, черты которого мы выявили, проведя аналитическую работу над текстами стихотворений А. С. Пушкина.

Домашнее задание.
Приготовиться к публичному выступлению по теме:
«Идеал поэта в понимании А. С. Пушкина» или выучить стих «Памятник» А.С.Пушкина.


Самоанализ то теме « Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»
Характеристика класса
Урок был проведён в 9-ом классе. У учащихся имеются знания по предмету. Они ориентируются в литературном процессе, знают содержание изучаемых произведений, владеют необходимыми теоретическими знаниями, уместно используют в своей речи литературоведческие термины.

Тема.
Лирика А. С. Пушкина.

Тема урока.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Место урока.
Урок проведён после изучения темы: «Любовная лирика А.С. Пушкина»

Тип урока.
Изучение нового материала.

Цели (задачи) урока.
Цели.
Обучающие.
Проследить, как представлена тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
Определить видение Пушкиным образа поэта, его назначения.
Развивающие.
Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки сравнения, обобщения.
Совершенствовать умение выразительного чтения.
Воспитательные.
Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово.
Воспитывать стремление к индивидуальной самореализации.

Содержание и организация учебного занятия.
На уроке использована работа в группах. Это способствует развитию коммуникативных взаимодействий между учащимися и учителем. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачи урока, что свидетельствует об осмысленности ими предмета разговорa на уроке.

Технология работы педагога.
На уроке использовались элементы ИСУД- индивидуальный стиль учебной деятельности (составление текста творческих работ и плана к публичному выступлению). На уроке использовались следующие технологические приёмы:
-стимулировать проявление самостоятельности;
-строить учебное взаимодействие между учеником и учителем;
-учитывать индивидуальный темп и стиль деятельности школьника.

Методы обучения.
Словесный: эвристическая беседа, защита работ творческого характера.
Наглядный: портреты А. С. Пушкина и его предшественников, оформление доски таблицами.
Логический: аналитическая работа с текстом, обобщение, оформление выводов.

Компетентности.
Методологические.
Познавательные (когнитивные).
Креативные (творческие).

Результативность проведённого урока.
Мне удалось реализовать замысел урока.
На уроке были достигнуты цели и решены задачи.
Учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся.





15