Презентация по литературе на тему: М.Горький Макар Чудра 8 класс


Максим Горький«Макар Чудра» Цель: Расширить понятие романтизм.  Задачи познакомиться с содержанием рассказа.формировать понятие «романтический герой»,правильно и выразительно читать,анализировать текст с помощью вопросов и заданий,Определить главную тему рассказа,воспитывать нравственные качества. В мире пословиц и поговорок Цыган даром мимо не пройдет. Цыган ищет того, как бы обмануть кого. Цыган сам себе хозяин. И у цыгана душа не грязна. Романтизм С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии? (Море→ отсутствие зримых границ→ свобода) -Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Биография писателя РОДИТЕЛИ: Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры. Мать – Варвара Васильевна Каширина умерлда в 1878 годуДетские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения. Почти единственным светлым явлением в раннем детстве Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии. Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…» Анализ текстаОдним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (Ответы учащихся).  Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»? Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем?  Основные черты характера этих героев . (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).   Из теории литературыГорький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть. Словарная работа Толковый словарь С.Ожегова.ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений. Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее? Подведение итогов Друг без друга герои жить не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли? Подумайте, идя ночью на встречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)  А Лойко предчувствовал собственную смерть? Что же отличает героев Горького от других романтических героев? Домашнее задание: Ответьте на вопрос: «Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?»