Классный час для школьников: Культура речи — залог успеха
Классный час для школьников : « Культура речи - залог успеха»
Цель: формирование культуры личности.
Задачи: ознакомить с историей возникновения науки риторики; развивать риторические умения учащихся; формировать навыки публичного выступления; развивать творческие способности; провести практикум; показать влияние культуры речи и навыков публичного выступления на положительный исход решения определенных задач; заострить внимание на функциях речи; дать рекомендации по вопросам публичного выступления.
Подготовительная работа: подобрать литературу для подготовки выступления; подготовить и распечатать рекомендации; подобрать материал для выступления членов драмкружка; провести репетиции с учащимися; подготовить и распечатать карточки для практикума; творческие задания по теме (шаржи); оформить выставку; подготовить кинофрагменты, видеоматериалы по теме.
Участники: учащиеся, учителя, члены драмкружка.
Форма проведения: беседа-практикум по риторике.
Ход мероприятия
Педагог: Ученица нашла и сейчас зачитает изречение В.Л. Сухомлинского «Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...»
Педагог: Что такое наша речь? Это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Каковы же функции нашей речи?
Ученики:
Первый - Разумеется, главной функцией нашей речи является общение. Посредством речи мы делимся своими чувствами и желаниями, своими мыслями.
Второй - Речь служит нам для того, чтобы выразить себя как личность. С ее помощью мы можем выразить и раскрыть всю полноту наших переживаний.
Третий - При помощи речи мы информируем, воодушевляем, консультируем, призываем к действию, убеждаем и развлекаем.
Педагог: Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития.
Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета. Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Для многих людей владение словом, умение хорошо говорить являются и необходимостью, и обязанностью. Кто эти люди?
Ученик- : Работники культуры и преподаватели, ученые, политики, дипломаты, журналисты, врачи, юристы. А более всего - различного рода руководителям.
Педагог:. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной. Такая речь хорошо воспринимается. Она будет воздействовать на человека таким образом, что сможет побудить к активному выполнению определенных задач.
Любому человеку необходимо научиться грамотно облекать свою мысль в слово.
Как писал Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал».
Учитесь говорить правильно. Это даст вам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, поможет добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.
Согласитесь, что некоторые люди обладают красноречием, даром убеждать от природы. О таких обычно говорят: он оратор от бога. Хотя следует заметить, что и таким ораторам необходим определенный багаж знаний. А если дело обстоит иначе? А ты уже твердо убежден, что искусство общения, искусство оратора тебе будет необходимо в будущей профессии? Да и вообще в жизни?
Оборин: Как же научиться правильному общению? Научиться выступать, убеждать? Как приобрести грамотные речевые навыки? Педагог : Для этого существует специальная наука - риторика. Ученик: Риторика - это учение об ораторском искусстве (искусном владении словом в речи). Слова «риторика» и «красноречие» - синонимы. М.В. Ломоносов говорил, что красноречие - это «...искусство... красиво говорить и тем преклонять других к своему мнению».
Корни риторики надо искать в Древней Греции и Древнем Риме, где политическим речам придавалось большое значение. Великими ораторами прошлого были грек Демосфен и римлянин Цицерон.
Римскую империю, завоевавшую Древнюю Грецию, больше интересовали торжественные, хвалебные речи.
Торжественное красноречие эпохи Возрождения в России связано с именами Феофана Прокоповича и Михаила Ломоносова. А возрождение риторики произошло в Новое время, в период буржуазно-демократических преобразований в Европе и США.
Первая книга по основам ораторского искусства появилась в 335 году до нашей эры. Автором ее был Аристотель, ученый, который обладал энциклопедическими знаниями. Он считал, что главное достоинство речи - ясность, «...ибо очевидно, что неясное слово не делает свое дело». Уже в те времена в Греции и Риме были открыты высшие гуманитарные риторские школы.
Педагог: Великие ораторы древности оставили нам в наследие свои изречения.
Практикум 1
Ведущая предлагает прокомментировать актуальность изречений Аристотеля:
• Целью войны является мир.
• Из двух зол выбирают меньшее.
• Ясность - главное достоинство речи.
Изречения Цицерона:
• Жить - значит мыслить.
• Бумага все стерпит.
• Познай самого себя.
Педагог: Когда речь заходит о том, что кому-то надо выступить перед аудиторией, встав на трибуну, чего только не услышишь в ответ: «Не могу. Стесняюсь. Боюсь. У меня не получится. Я не умею этого делать. Да какой из меня оратор. Пусть выступает... у него это получается». И еще многое другое. Как же ведут себя те, кто, вопреки неумению или боязни высказаться, все-таки попадает на трибуну?
Ученики:
Ученик - Я, например, лишний раз убеждаюсь в правоте пословицы: «Язык мой - враг мой».
Ученик- По крайней мере, в обычной повседневной речи я столько не заикаюсь.
Ученик - Все эти заминки, неизвестно откуда появившиеся «э-э-э» очень мешают.
Ученик - Хочешь сказать как можно лучше, но теряешься, поэтому в результате получаются банальности.
Ученик- Я очень теряюсь. Глаза в глаза, наедине с большой аудиторией - это не так просто, как кажется.
Педагог: И тем не менее большинство из вас прекрасно общаются друг с другом. Вы должны помнить, что публичная речь - это то же общение. Что мы видим и слышим, например, в процессе обычной беседы .Давайте послушаем.
Практикум 2
Участники смотрят
Диалог . На свадьбе
1- Я никогда еще не была на свадьбе.
2- Правда? А я уже была на одной. Помнишь моего двоюродного брата Дениса?
1- Я помню мальчика, которого я видела у тети Ани несколько лет назад. Он ее младший сын, не так ли?
2- Да. Но он уже не мальчик. Он вырос и превратился в красивого молодого человека. И ему сейчас за двадцать.
1- Правда?
2- Да. И недавно он женился. Я была приглашена на венчание.
1- На ком он женился?
2- Он женился на девушке на три года моложе его. Хорошенькая блондинка, зеленоглазая, и видно, что у нее хороший характер.
1- Они женились по любви?
2- Да. Денис влюбился в нее, когда она еще заканчивала школу. Поэтому им пришлось ждать, пока она достигнет нужного возраста.
1- Итак, он теперь семейный человек. Надеюсь, они будут счастливы. А кто был на свадьбе?
2- О, там было много народа. Все наши родственники, а также родственники жены Дениса и большинство их друзей. И знаешь, у Наташи (так зовут жену Дениса) есть брат. Он очень симпатичный.
1- Почему ты говоришь о нем? Я полагаю, ты влюбилась в него, Лера?
2- Пока нет. Но, сказать по правде, он самый лучший парень из всех, кого я до сих пор встречала. Он добрый и великодушный. И у него сильный характер.
1- Ты встречаешься с ним?
2- У нас было уже два свидания, а завтра мы собираемся с ним в театр.
1- Ну что ж, желаю хорошо провести время. И удачи тебе!
2- Буду надеяться. Спасибо.
Педагог: Давайте проанализируем диалог
Ученики (после прослушивания):
Первый - - Они спокойно смотрят друг другу в глаза.
Заметно доверие и взаимное расположение.
Второй - Беседа непринужденная. Взгляд, мимика, жесты - все подчеркивает то, о чем они говорят.
Третий - Есть короткие фразы и длинные. Но заиканий и запинаний нет и в помине.
Четвертый - Обратила внимание на то, что более значимые сведения и слова они произносят громче. А затем речь становится более спокойной.
Ученик:. Но куда же девается умение живо и непринужденно общаться, если приходится выступать перед большой аудиторией? И тема интересная, и слушатели в ожидании вашей речи, а вот что-то не складывается.
Педагог: Прежде всего, не следует думать, что вас выставили на показ (многие теряются именно из-за этой мысли). Отсюда и монотонный голос, и взгляд в пространство или окно. Поэтому и теряется контакт между выступающим и слушателями. Они начинают перешептываться или дремать, откинувшись на спинку стула (вам, думаю, приходилось быть в роли такого слушателя). А незадачливый оратор, увидев подобное, еще больше теряется. Выступая перед аудиторией, необходимо помнить еще и то, что внимание слушателей только отчасти направлено на вас. Главное же внимание уделяется тому, что и как вы говорите. Если вы будете говорить со слушателями, а не просто в их присутствии, то вы почувствуете, как возникает атмосфера взаимного общения. Надо быть смелее и желать этого выступления и взаимопонимания со слушателями, добиваться с ними контакта.
Педагог: . Но есть еще самое большое препятствие для выступления перед аудиторией. Что же это такое?
Ученик- . Это застенчивость, смущение и не всегда понятное чувство страха. Хотелось бы знать, как это преодолеть в себе.
Педагог: Лучшее средство преодолеть все свои страхи - выступать как можно чаще перед большой аудиторией.
Постарайтесь и:
• подготовьтесь так, чтобы не волноваться ни за свои мысли, ни за слова;
• помните, что чем увереннее будет ваше выступление, ваше поведение, тем большим доверием проникнутся к вам слушатели;
• не торопитесь в начале выступления, чтобы не показать свою нервозность;
• делайте паузы в своей речи, если считаете нужным;
• не смущайтесь, если оговоритесь. Слушатели обычно не придают этому большого значения, если только вы сами не подчеркнете этот момент, демонстрируя им свои покрасневшие щеки и сбивчивую речь;
• как можно энергичнее произносите фразы, которые так тщательно подготовили для своего выступления, даже если вы себя чувствуете недостаточно уверенно в роли оратора; все это произведет на слушателей благоприятное впечатление.
Выступать можно на различные темы. Например:
• объяснительные темы: «Как правильно разложить костер», «Как отделаться от плохой привычки»;
• описательные темы: « Мое любимое занятие», «Что я увидел в окно в первый день весны»;
• биографические темы: «Удивительные черты моего характера», «Я в погоне за синей птицей»;
• повествовательные темы: «Самые счастливые минуты моей жизни», «Эпизоды из жизни ученика-мученика»;
• агитационные темы: «Нам следует подумать о милосердии», «Неужели трудно покончить с такой привычкой?».
Как вы считаете, какую из речей труднее всего подготовить?
Ученики:
Первый- Думаю, что труднее всего даются речи на агитационные темы. Потому что здесь могут возникнуть спорные вопросы.
Второй- Не так просто убедить слушателей принять твою точку зрения по какому-то вопросу или проблеме. Тем более уговорить что-то сделать или не делать. Нужен большой запас информации. Необходимо владеть цифрами и фактами, которые бы убеждали.
Третий - Думаю, что, даже хорошо подготовившись и владея информацией и словом, не всегда удается убедить людей вот так сразу.
Педагог: Убеждая, вы обычно хотите доказать свою правоту, то, во что вы сами очень верите. Но для того чтобы вам поверили, убеждать надо доказательно. Обычно используются цифры и факты.
Убедите присутствующих в том, что кандидатура предложенного вами человека больше всех остальных подходит на пост:
• лидера группы школьного общества «Защита природы»;
• председателя школьного совета командиров;
• председателя школьной комиссии по дисциплине и порядку.
(Ребята в группах выполняют задания.)
Педагог (после выступлений ребят). Как мы уже все услышали, главными убеждающими аргументами были: хорошая учеба, примерная дисциплина плюс к этому такие личные качества, как доброта и отзывчивость. Но так можно охарактеризовать многих кандидатов. Не думаю, что вы смогли бы убедить аудиторию.
Следует заметить, что во всех трех случаях вы хотите убедить слушателей, что предложенный вами кандидат будет, несомненно, хорошим лидером. Поэтому в ваших выступлениях должно прозвучать следующее:
• хороший организатор (примеры конкретных дел, где организаторские способности кандидата проявились достаточно ярко, успешным завершением дела);
• имеет боевой характер, не отступит перед трудностями (пример);
• умеет помочь другим в вопросах... (примеры);
• имеет хорошие манеры и демократичен в общении, взять хотя бы такой случай...;
• умеет спокойно выслушать чужое мнение и учесть его, принимая решение; когда мы, например, обсуждали вопрос о..., он...;
• имеет определенный опыт работы по... (организации акции..., организации учащихся для работы в... И т. д.).
Педагог: Ребята ,как вы думаете, что еще играет важную роль в восприятии того, что говорит оратор?
Ученик- Думаю, что голос. Ведь одних выступающих или даже просто говорящих хочется слушать, а других нет. Однажды мне попалось на глаза такое выражение: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать».
Педагог: Вы правы. Впечатление от голоса действительно велико.
Если голос оратора достаточно звучен, то это дает возможность донести смысл речи до всей аудитории. И вам не будут кричать из зала: «Громче!»
Важно:- логическое ударение в предложении.
- темп речи.
-паузы и мелодический рисунок речи.
Педагог: Установлено, что на четверть речь оратора хорошо воспринимается еще и благодаря внешнему облику. Об этом нам расскажет ученик (Ф.И)(пишет и комментирует)
Внешность
Слишком яркая и выразительная внешность выступающего может даже отвлекать слушателей. Ваш внешний вид должен соответствовать требованиям слушателей и всей обстановке выступления. Для того чтобы выглядеть уверенно, необязательно быть красавцем. Выглядеть безукоризненно должны: прическа, руки, ногти, костюм, обувь. В карманах не должно быть ненужных вещей, они не должны оттопыриваться. Одежда должна быть чистой и отутюженной, скромной и некричащей, иначе будет отвлекать от содержания вашей речи.
Манеры
Ваши манеры могут дать возможность удержать внимание всей группы слушателей. Ваша задача - создать дружескую и деловую обстановку.
• Идите к месту выступления без лишней суеты.
• Не приводите на ходу в порядок ваш костюм или прическу. Об этом надо подумать заранее.
• Займите удобное, устойчивое положение для выступления.
• Примите удобную позу.
• Не смотрите сразу на руки, пол, ноги или в свои записи.
• Обращайтесь сначала к президиуму (если он есть), почетным гостям и слушателям.
Выражение лица
• Лицо должно быть серьезно, но не нахмурено.
• Выражение лица не должно быть застывшим.
• Не переусердствуйте с мимикой.
• Попробуйте поговорить дома перед зеркалом.
Поза
• Не забывайте, что публичное выступление - это не задушевная беседа с друзьями, где вы можете немного расслабиться, следите за своей позой.
• Правильно стоять перед аудиторией - это значит, в зависимости от роста, поставить на удобную ширину ноги, одна нога выдвигается немного вперед, упор делается на носки, а не на пятки (тем более неприемлемо раскачивание).
• Руки и плечи не напряжены.
• Живот немного подтянут (но не так, чтобы это мешало свободному дыханию).
Жесты
Большинство из нас жестикулируют во время общения, иногда даже не замечая этого. Самые выразительные жесты - это движения рук и кистей. Ваша произвольная и механическая жестикуляция может испортить впечатление от речи, помешает слушателям правильно ее воспринять. Жестикуляции тоже надо учиться.
Педагог:. Как бы хорошо вы ни владели словом, искусством произносить речи, какую бы тему вы ни избрали для своей речи, обязательно определите цель своего выступления.
Подумайте над тем:
-, действительно ли вас интересует избранная тема,
-достаточным ли материалом для выступления вы владеете,
- сможете ли уложиться в отведенное для вашего выступления время,
- достаточно ли вы убеждены в том, в чем хотите убедить собравшихся, и тогда ваша речь обречена на успех.
Не забывайте, что слова, которые вы произносите, - это все для них, для слушателей. Вам необходимы их поддержка, их решение, желание сделать то, в чем вы их убеждаете. Вот это и будет оценкой вашей речи. Успехов вам!