Конспект урока по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Культура речи.
План урока № 4
ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ТЕМА УРОКА: «Культура речи»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - Знать термин культура речи, нормы литературного русского языка и значение культуры речи для коммуникации.
знать: культура речи, нормы литературного языка
уметь: применять на практике орфографические правила.
РАЗВИВАЮЩАЯ - поиск речевых ошибок, обусловленных нарушениями литературных норм.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – патриотизм:
ПЛАН УРОКА
01 минута Организационный момент – перекличка и проверка группы к занятию.
15 минут Проверка домашнего задания – выполнение конспекта по теме урока; знание содержания изучаемого материала и культура речи при пересказе содержания изучаемого материала; оформление и содержание таблицы по теме урока.
70 минут Объяснение нового материала: из них
Работа с презентацией, просмотр фильма, работа с учебником, чтение критических статей, работа с наглядными и иллюстрационными материалами, работа с таблицей.
02 минуты Рефлексия: подведение итога по изучаемой теме урока.
02 минуты Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Анализ высказываний о русском языке.
Высказывания записываются под диктовку, анализируется их содержание, пунктуационное оформление:
Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. (П. Мериме.)
(Проспер Мериме отмечал богатство внутреннего строя русского языка.)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... (И. С. Тургенев.)
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)
— Почему такой вывод сделал М. Горький? (Русский язык активно пополняется за счёт новых слов и значений. Многие слова имеют несколько значений, в том числе и переносные. Многозначность — явление распространенное в русском языке. Оно составляет его богатство.)Русский язык чрезвычайно богат и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)
Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский. (И. К. Рюдигер.)
(Звуковой строй русской речи с его разнообразием звуков, интонационных оттенков является её богатством, при умелом использовании позволяет добиваться сильного эффекта.)
Работа с учебником.
Конспект статей стр 26-27, 28, 30,31.
Работа с презентацией
Выполнение упражнений: 16,17, 18, 20
Дополнительные задания (Работа с текстом)
Лексический анализ текста (текст для анализа записывается на доске).
Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ столпился на Красной площади... Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост... Вокруг оцеплённого моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий. (А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)Вопросы для анализа текста:
— Прочитайте отрывок из текста. Определите его тему. Все ли слова, которые встречаются в этом отрывке, вам понятны?
— Если нет, можете ли вы предположить, что они означают? Пояснение значения историзмов, использованных А. К. Толстым:
Судный (поединок) — тот, который будут судить, определяя победителя.
Гусляр — музыкант, народный певец, играющий на гуслях.
Червлёный — тёмно-красный.
Царские кресла — кресла для царя.
Копьё — старинное колющее или метательное оружие на древке.
Рогатина — охотничье оружие в виде копья с длинным древком, употребляется при охоте на медведей.
Поручник — ходатай, поверенный.
Стряпчий — ходатай по делам.
Окольничий — один из высших боярских чинов.
Опричник — состоящий в рядах опричнины, то есть специального войска в Древней Руси.
— Для чего в этом отрывке использованы историзмы? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)— Чем отличаются историзмы от архаизмов? (Историзмы — это названия устаревших предметов. Архаизмы — это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни.)— К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок из текста? (К третьему.)
3. Текст для самостоятельного лексического анализа.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями в гриднице высокой
Владимир-Солнце пировал:
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
А. С. Пушкин,
«Руслан и Людмила»
— Выделите историзмы (гридница, князь), архаизмы.
Укажите различные типы архаизмов (фонетический архаизм — «меньшую», словообразовательный — «тяжкий», семантический — «мед»).— Для чего поэт использовал историзмы и архаизмы? (Для создания колорита древности при изображении старины и как средство возвышенного звучания речи.)
— Каких архаизмов в этом отрывке вы не обнаружили? (Морфологических.)
— Приведите примеры. (Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские...— пишет М. Ю. Лермонтов В «Песне про купца Калашникова...».)
Слово учителя:
— Многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике. Зная правила написания этих корней, не допустишь ошибок в написании современных слов, в которых данные корни уже не выделяются.
Бахвалиться, обаятельный (баять — говорить и хвалиться); багровый, багряный (от старославянского багр — пурпурный цвет); одиннадцать (один на десять); одолеть (от доля, в значении «превозмочь», произошло от «получить свою долю», «выиграть»).4. Наблюдение за изменением грамматических форм слов.
Шумит порывный ветрМежду дерев нагих
И, желтый лист, крутя,
Далёко завевает.
Н. И. Гнедич, «Осень»
— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном предложении. (Деепричастный оборот.)
— Назовите ключевые слова. («Порывный ветр», «дерев нагих», «желтый лист».)
— Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные варианты этих слов. (Порывный — порывистый, ветр — ветер, дерев — деревьев.)
— Охарактеризуйте этот процесс изменения формы слов. (Полногласие — ветер; изменения в образовании прилагательных с помощью суффикса -ист-; образование множественного числа существительных — деревьев. Все изменения относятся к историческим процессам.)5. Самостоятельный анализ учащимися данных предложений:
Слух обо мне
Пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня
Всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян,
И финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
А. С. Пушкин
(всяк — всякий)
Гляжу ль на дуб уединенный
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой прах забвенный,
Как пережил он век отцов.
А. С. Пушкин
(уединенный — уединённый)
— Прочитайте данные строчки в строгом соответствии с требованиями к рифме.
А ведь ворон не жарят, не варя́т... (И. А. Крылов.)
(варя́т — ва́рят)
— Назовите слова, которые, по вашему мнению, не соответствуют современным языковым нормам.
— Обоснуйте постановку знаков препинания в данных отрывках.
Рефлексия
Домашнее задание
Работа с текстом