Рабочая программа по географии для 9 класса
Пояснительная записка
Статус документа
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательной деятельности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География».
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ министерства образования и науки России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Структура документа
Рабочая программа содержит восемь разделов:
пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учётом специфики географии как учебного предмета;
общая характеристика курса географии, включающая ценностные ориентиры географического образования;
место учебного предмета в учебном плане;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии;
содержание учебного предмета;
Примерное тематическое планирование, в котором определены основные виды деятельности обучающихся, календарно-тематическое планирование учебного предмета;
результаты освоения программы учебного предмета;
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебной деятельности.
Так же, к рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников представлений о географии хозяйственной деятельности населения и географических районов России.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки России для 9 класса по учебникам под редакцией А.И. Алексеева. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования формирует у обучающихся знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит требования к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план ФГКОУ НСВУ МВД России на 2015-2016 уч. год отводит 70 часов для изучения учебного предмета «География России. Хозяйство и географические районы» на 1 курсе из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии
Освоение программы по географии в средней школе предусматривает достижение следующих личностных результатов:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
сформированность ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
сформированность познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
сформированность толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
сформированность коммуникативной компетентности в образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметными результатами освоения географии являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
Предметные результаты освоения курса географии:
Ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
специфику географического положения и административно- территориального устройства РФ;
особенности населения, основные отрасли хозяйства, природно-хозяйственные зоны и районы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь :
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Номера и наименование разделов и тем
Всего часов
Из них по видам учебных занятий
Зачет,экзамен
Примечание
Лекции
Уроки
Лабораторные Практические работы
Семинары
Контрольн.раб..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
I курс I полугодие
1.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
4
4
2.
Тема 2. Главные отрасли. Межотраслевые комплексы.
15
10
4
1
3.
Тема 3. Европейская часть России
14
9
5
Всего за I полугодие.
33
23
9
1
I курс II полугодие
1.
Тема 3. Европейская часть России
14
9
4
1
2.
Тема 4. Азиатская часть России
23
17
4
2
Всего за II полугодие:
37
26
8
3
Всего:
70
49
17
4
Содержание учебного предмета (70 часов)
Раздел I. Хозяйство России (19 часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4 часа)
Особенности развития хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование.
Тема 2. Главные отрасли межотраслевые комплексы (15 часов)
Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство. Лесной комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Агропромышленный комплекс Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Металлургический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Транспорт. Значение транспорта в России. Отличительные черты транспортной сети России. Виды транспорта. Проблемы транспортного комплекса России. Информационная структура. Значение информации для современного общества. Телекоммуникации. Сфера обслуживания. Состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий. Рекреационное хозяйство. Территориальное разделение (географическое) труда.
Практическая работа № 1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Практическая работа № 2. Характеристика основных угольных бассейнов России.
Практическая работа №3. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
Практическая работа № 4 . Обозначение на контурной карте главных промышленных центров и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятными по природным условиям жизни населения положением территории.
Раздел II. Районы России (51 час)
Тема 3. Европейская часть России.
Восточно-Европейская равнина. Характерные формы рельефа. Климат. Речная система. Волга. Центральная Россия. Состав, географическое положение. Центральный район. Москва – столица России. Города центрального района. Центрально-Черноземный район. Волго-Вятский район. Народы Волго-Вятского района. Северо-Западный район. Географическое положение и природа. Санкт-Петербург. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение и природа. Этапы развития хозяйства. Культура. Поволжье. Географическое положение и природа. Население и хозяйство. Северный Кавказ. Природные условия. Хозяйство. Народы. Южные моря России. Урал. Географическое положение и природа. Этапы развития и современное хозяйство. Города.
Практическая работа № 5. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России. Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения.
Практическая работа № 6. Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).
Практическая работа № 7. Сравнение экономико-географического положения Центрально-Черноземного и Центрального районов, его Влияния на природу, жизнь людей и хозяйства.
Практическая работа № 8. Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе.
Практическая работа № 9. Нанесение на контурную карту субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию.
Практическая работа № 10. Сравнение двух регионов Европейского Севере – Кольско-Карельского и Двино-печорского по плану: географическое положение, типичные природные ландшафты, природные ресурсы, хозяйственное развитие, межрайонные связи.
Практическая работа № 11. Обозначение на к/к крупнейших городов Поволжья.
Практическая работа № 12. Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа.
Практическая работа № 13. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационному хозяйству.
Тема 4. Азиатская часть России.
Природа Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Арктические моря. Население. Хозяйственное освоение. Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Хозяйство. Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Байкал. Хозяйство. Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана. Население. Хозяйство. Россия в мире. Роль России в мировом хозяйстве. Роль России в мировой политике.
Практическая работа № 14. Характеристика народов Сибири.
Практическая работа № 15. Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района.
Практическая работа № 16. Описание географического положения озера Байкал .
Практическая работа № 17. Обозначение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.
Практическая работа № 18. Обозначение на к/к субъектов Дальневосточного района .
Практическая работа № 19. Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности
Учебная задача
(тема, час)
Элементы обязательного минимума образования
Требования к подготовке учащихся
Организация контроля
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4 часов)
Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Текущий контроль
Главные отрасли. Межотраслевые комплексы (15 часов)
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
Контрольная работа
Европейская часть России (28 часов)
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Контрольная работа
Азиатская часть России (23 часа)
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Контрольная работа
Россия в мире
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Текущий контроль
Результаты освоения программы учебного предмета
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии выпускник должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Система оценки знаний, умений навыков
Оценка за полугодие выставляется на основе оценок за письменные работы и устные ответы по основным темам курса.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится за:
ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов обучающихся, использование карты, устное изложение материала, выполнение на уроках заданий для практической работы, работа по группам, работа с различными документами ( атласы, статистические источники, таблицы, диаграммы, и т.д.)
умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядный учебный материал, защита проектов).
логику изложения и качество устной речи: последовательность, выделение главного, доказательность, соответствие речи нормам литературного языка, её образность, умение рассказывать своими словами, при ответе на вопрос – соответствие в ответе содержанию вопроса, доказательность
Отметка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
Отметка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
Отметка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
Отметка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
«5» - 100-91 % заданий
«4» - 90-71 % заданий
«3» - 70-51 % заданий
«2» - < 51 % заданий
КОНТРЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольная работа по разделу «Хозяйство России»
1. Хозяйство Центральной России формировалось под влиянием следующих факторов:
а) концентрация научного потенциала;
б) небольшая транспортная обеспеченность;
в) наличие высококвалифицированных кадров;
г) формирование собственной металлургической базы;
д) использование собственного сырья и энергии;
е) направление развития по типу районов нового освоения.
2. Экскурсионно-туристический маршрут «Золотое кольцо России» объединяет города:
а) Сергиев Посад; в) Нижний Новгород; д)Калуга
б) Суздаль; г) Кострома; е)Тверь.
3. Соотнесите название отраслей и их центры:
а) атомное машиностроение; 1)Новочеркасск;
б) транспортное машиностроение; 2) Ростов-на-Дону;
в) сельскохозяйственное машиностроение 3) Волгодонск;
4) Таганрог.
4. Общероссийское значение имеют следующие центры курортного хозяйства Европейского Юга.
а) Анапа; б) Ростов-на-Дону;
в) Таганрог; г) Пятигорск;
д) Сочи
5. Расположите регионы по мере увеличения их площади:
а) республика Саха (Якутия);
б) республика Адыгея;
в)Московская область. г)Архангельска область 6. Назовите минеральные ресурсы, сосредоточенные в основном в европейской части России:
а) нефть и газ; б) каменный уголь и золото;
в) оловянные руды и калийные соли; г) железные руды и калийные соли.
7. Главным районом добычи нефти, газа и угля в России является:
а) Северный Кавказ; б) Урал; в) Западная Сибирь; г) Дальний Восток.
8. Крупнейшей металлургической базой России является:
а) Центральная; б) Уральская; в) Сибирская; г) Дальневосточная.
9. Города-центры черной металлургии полного цикла:
а) Магнитогорска, Липецк, Новокузнецк;
б) Череповец, Электросталь, Тула.
10. Тяжёлое машиностроение производит:
а) трактора; б) часы; в) металлургическое оборудование; г)локомотивы.
11. Города-центры тракторостроения России:
а) Челябинск и Волгоград; б) Владимир и Павлодар.
12. Назовите подотрасль химической промышленности, производящие соли, кислоты, щёлочи:
а) горная химия; б) основная химия; г) химия полимеров.
13. В каком лесоизбыточном районе отсутствует целлюлозно-бумажная промышленность:
а) Северном; б) Западно-Сибирском; в) Восточно-Сибирском;
г) Уральском.
14. Основным звеном АПК является:
а) растениеводство; б) животноводство; в) сельское хозяйство.
15. Важнейшей зерновой культурой Россия является:
а) гречиха; б) овёс; в) пшеница; г) кукуруза.
Ответы:1)а,в2)а,б,в3)а3,б1,в24)а,г,д5)б,в,г,а6)г7)в8)б9)а10)в12а13)б14)б15)в
Тест по теме «Европейская часть России»
1. В состав Центрального района входят области:
А. Брянская, Ярославская, Тверская.
Б. Мурманская, Нижегородская, Смоленская.
В. Курская, Тверская, Смоленская.
2. Районы, не входящие в состав Центральной России, – это:
а) Центральный; б) Волго-Вятский; в)Центрально-Черноземный; г)Северный; д) Поволжский; е)Северо-Западный.
3. Самая маленькая доля горожан в районе:
а) Центральном; б) Северо-Западном; в)Центрально-Черноземном.
4. Выберите правильные ответы:
А. Из-за оттока населения из села в город в сельской местности не хватает трудовых ресурсов.
Б. Наличие высококвалифицированных кадров – условие для развития высоких технологий.
В. На территории Центральной России имеется крупное месторождение железной руды КМА, которое является фактором формирования здесь Уральской металлургической базы.
Г. Экономика Центральной России развивается на привозном сырье и энергии.
Д. В Центральной России используется бурый уголь Подмосковного бассейна в Тульской области и торф. Это топливо низкого качества, дорогое и добыча его снижается.
Е. Север ЦЭР расположен в тайге, центр - в смешанных лесах, юг - в лесостепях.
Ж. Центр имеет высокую плотность населения, учебную и научную базу, но отсутствует сырьевая база, потому точное и наукоемкое машиностроение получило здесь большее развитие, чем металлоемкое.
5. Назовите атомную станцию, расположенную на Русской равнине
а) Волгодонская б) Курская
6. Найдите соответствие:
А. Лаковая миниатюра а) Жостов
Б. Подносы б) Гжель
В. Роспись посуды в) Хохлома (Семенов)
Г. Керамика г) Богородское
Д. Резьба по дереву д) Палех
7. Важный промышленный узел ЦЭР специализирующийся на ж/д машиностроении, производстве химических волокон, хлопчатобумажной промышленности, - это:
а) Калуга; б) Тверь; в) Смоленск.
8. Найдите ошибку в перечне отраслей, по развитию которых ЦЭР занимает первое место среди других экономических районов России:
а) научные исследования и высшее образование;
б) банковское и финансовое обслуживание;
в) цветная металлургия.
9. Найдите ошибку в перечне отраслей специализации сельского хозяйства ЦЧР:
а) выращивание подсолнечника; б) выращивание зерновых; в) овцеводство.
10. Вид природных ресурсов, запасы которого в ЦЧР незначительны:
а)почвенные; б)железные руды; в)водные.
11. В состав Северо-Западного района входят:
а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская области.
12. Найдите ошибку в перечне отраслей специализации промышленности Северо-Западного района:
а) машиностроение; б) химическая промышленность; в) черная металлургия.
13. Назовите крупный город Поволжья.
а) Самара б)Пермь
14. В каком варианте правильно указаны народы, проживающие на Европейском Севере?
А. Карелы, коми.
Б. Ненцы, коряки.
В. Саами, финны.
Г. Коми-пермяки, ханты.
15. Установите соответствие экономический район - входящие регионы:
А. Северо-Кавказский экономический район; а)Вологодская область
Б. Поволжский; б)Республика Коми;
В. Северный; в)Ставропольский край;
Г. Уральский. г)Ростовская область; д)Саратовская область; е)республика Карелия; ж)Белгородская область; з)Пермский край; и)Свердловская область.
Ответы:1)А2)Е3)4)ВАБГДЕЖ5)Б6)А-Б,Б-А,В-Д,Г-В,Д-Г7)А8)В9)А10)В11)Б12)В13)БА14)А15)А-Г,Б-Д,В-Е,Г-ЗИ
Итоговая контрольная работа по географии
1 вариант Часть I
1. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу? 1) Финляндия; 2) Армения; 3) Болгария; 4) Турция.
2. Коренными жителями Европейского Севера России являются 1) хакасы; 2) карелы; 3) марийцы; 4) тувинцы.
3 . В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные? 1) Калининградская область; 2) Якутия; 3) Астраханская область; 4) Татарстан.
4. Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности? 1) якуты; 2) карелы; 3) татары; 4) ханты.
5. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время? 1) Амур; 2) Волга; 3) Дон; 4) Кама.
6. В каком из перечисленных районов России наиболее развита лесная промышленность? 1) Поволжье 2) Европейский Юг 3) Центральная Россия 4) Европейский Север.
7. Определите, к традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство. 1) башкиры; 2) калмыки; 3) ненцы; 4) кабардинцы.
8. В каком из перечисленных экономических районов России средняя плотность населения наибольшая? 1) Дальневосточный; 2) Западно-Сибирский; 3) Восточно-Сибирский; 4) Северо-Западный
9. Назовите регион страны, в котором жители встречают Новый год первыми . 1) Красноярский край; 2) Краснодарский край; 3) Приморский край.
Часть II Задания 10-11 выполняются с использованием приведенного ниже текста. 12 сентября у берегов Индонезии в точке с координатами 3° с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли по меньшей мере 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, разрушила сотни жилых домов; пострадали около 90 человек.
10. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры? 1) Кавказ 2) Прибайкалье 3) Урал 4)Курильские острова.
11. Почему в этом районе часто происходят землетрясения? Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
12. Установите соответствие между религией и народом России, большинство верующих которого исповедует её. 1) буддизм А) башкиры 2) ислам Б) буряты 3) местные родоплеменные верования В) юкагиры Г) карелы. Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам. 1 2 3
Итоговая контрольная работа по географии 2 вариант
Часть I
1. Какое утверждение о географическом положении России является верным? 1) На юго-западе Россия граничит с Украиной; 2) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал; 3) Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км; 4) Россия омывается морями четырех океанов.
2. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? 1) Туркмения; 2) Швеция; 3) Монголия; 4) Иран.
3. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения? 1) Кольский полуостров; 2) острова Новая Земля; 3) остров Сахалин; 4) полуостров Таймыр.
4. Наводнения – стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие на берегах рек 1) Амур; 2) Волга; 3) Дон; 4) Кама. 5. Какой из перечисленных народов компактно проживает на территории Северного Кавказа? 1) адыгейцы; 2) марийцы; 3) удмурты; 4) чуваши.
6. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения? 1) Самара; 2) Санкт-Петербург; 3) Казань; 4) Ростов-на-Дону
7. Металлургия полного цикла сформирована в городе 1) Нижнем Новгороде; 2) Краснодаре; 3) Москве; 4) Череповце
8. На территорию какого экономического района приходится около половины валового сбора сахарной свёклы в России? 1) Центрально-Чернозёмного; 2) Западно-Сибирского; 3) Восточно-Сибирского; 4) Центрального.
9. Северо-Кавказский экономический район занимает первое место в России по производству 1) тракторов; 2) морских судов; 3) растительного масла; 4) молока
Часть II Задания 10-11 выполняются с использованием приведенного ниже текста. Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Etirc планирует вложить в 2009
·2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн долларов. Остальные средства пойдут на обеспечение производства электроэнергией. Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять в Японию (по материалам Интернет-издания «Эксперт Online»).
10. Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы изучить территорию, на которой будет реализован названный в тексте проект? 1) Европейского Севера; 2) Урала; 3) Сибири; 4) Дальнего Востока.
11. Какие особенности природно-ресурсной базы и хозяйства Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива? Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
12. Установите соответствие между видом продукции и регионом России, на выпуске которой он специализируется. ВИД ПРОДУКЦИИ РЕГИОН РОССИИ 1) целлюлоза А) Кемеровская область 2) нефть Б) Кемеровская область 3) уголь В) Иркутская область
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся
«География России. Хозяйство и географические районы». Под ред. А.И. Алексеева. Дрофа 2012г.
Ю.Н. Гладкий, О.В. Соколов Экономическая и социальная география. М; «Просвещение» 2005г.
Т.С. Кузнецова ГИА по географии 9 класс М; Просвещение 2013г.
Для преподавателя
1. Сборник нормативных документов. Министерство образования РФ. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.
2. Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии России 9 класс. М.: «ВАКО» 2010г
3. Ю.А. Соловьева, В.В. Барабанов. ГИА по географии. М.;АСТ 2014.
«География России. Хозяйство и географические районы».
4. Методическое пособие. А.И. Алексеева. Дрофа 2013г
5. Т.С. Кузнецова ГИА по географии 9 класс М; Просвещение 2013г.
Материально-техническое обеспечение
1. Контурные карты и атласы по географии России.
2. Интерактивная доска, проектор.
3. Школьная доска.
Согласовано
заместитель начальника
НСВУ МВД России
по учебной работе
полковник внутр. службы
Саковцева Н.Е.
«___»_____________2015г.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Наименование разделов и тем
Тип урока
Виды учебной деятельности
Требования к подготовке учащихся
Контрольно-оценочная деятельность
Домашнее задание
Дата
№ недели
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел I. Хозяйство России (19 часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Количество часов – 4. Цели: сформировать представление о хозяйстве страны, ее географических районов. Овладеть умением грамотно излагать свои мысли, проводить районирование территории.
1
Введение
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя
Знать цели и задачи курса географии
1-я неделя
2
Понятие хозяйства. Его структура.
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя
Знать понятие хозяйство. Называть сферы (сектора) хозяйства .Объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы. Уметь выделять структурные составляющие хозяйства.
Устный опрос
§1, Вопросы № 1 и 4, по желание № 2
Составить сообщение о Н.Д. Кондратьеве
1-я неделя
3
Этапы развития хозяйства
Комбинированный
Самостоятельная работа с картами, формулирование выводов, ответы на вопросы учителя
Называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства. Приводить примеры различных субъектов. Выделять и показывать на карте географические районы страны.
Устный опрос
§2
2-я неделя
4
Географическое районирование.
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Приводить примеры разных субъектов РФ.
Выделять и показывать на карте географические районы страны.
Устный опрос
§3
2-я неделя
Тема 2. Главные отрасли. Межотраслевые комплексы. Количество часов – 15.
Цели: сформировать представление о межотраслевых комплексах, их значении для хозяйственного развития страны. Развить логическое мышление в области межотраслевых комплексов, эрудиции.
1
Сельское хозяйство. Растениеводство
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Самостоятельная работа учащихся с учебником, коллективная работа
Знать понятие сельского хозяйства, особенности растениеводства. Показывать и называть на карте географию размещения основных зерновых и технических культур.
Письменная работа
§4
3-я неделя
2
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства
Комбинированный
Групповая, индивидуальная: выполнение практической работы
Уметь определять факторы, влияющие на специализацию сельского хозяйства. Биологические особенности разных видов и пород домашних животных.
Объяснять географию размещения и особенности зональной специализации.
Выделять и называть подотрасли животноводства. Практическая работа № 1: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Устный опрос
§5
3-я неделя
3
Агропромышленный комплекс
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Знать составные отрасли АПК. Уметь определять факторы, влияющие на развитие агропромышленного комплекса.
Устный опрос
§6
4-я неделя
4
Лесной комплекс
Комбинированный
Индивидуальная работа учащихся с картами, коллективная работа
Знать состав и особенности лесного комплекса. Знать внутриотраслевые связи.
Показывать главные р-ны лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы.
Тестирование
§7, на к/к стр.9 зад. №4-7
4-я неделя
5
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Знать состав топливно-энергетического комплекса России: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район. Называть отрасли, входящие в состав ТЭК. Объяснять изменения структуры потребляемого топлива. Называть и показывать главные районы добычи угля. Практическая работа № 2: Характеристика основных угольных бассейнов России
Устный опрос
§8, на к/к нанести месторасположение нефти и угля.
5-я неделя
6
Электроэнергетика
Комбинированный
Индивидуальная работа учащихся, коллективная работа
Знать виды электростанций, единую энергетическую систему страны. Объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.
Письменный опрос
§9, на к/к нанести крупнейшие ТЭС, ГЭС, АЭС.
5-я неделя
7
Металлургический комплекс
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Уметь определять особенности размещения металлургического производства.
Устный опрос
§10
6-я неделя
8
Машиностроительный комплекс
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Знать особенности машиностроительного комплекса России.
Устный опрос
§11
6-я неделя
9
Химическая промышленность
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная: выполнение практической работы
Знать особенности химического комплекса России. Объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами. Называть и показывать главные районы химической промышленности. Практическая работа №3. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
Устный опрос
§12
7-я неделя
10
Транспорт
Урок-семинар
Групповая, коллективная
Уметь выделять транспортные особенности районов России. Приводить примеры крупных магистралей страны.
Объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.
Индивидуальные проверочные задания
§13 , Выполнить зад. на к/к «Транспорт России»
7-я неделя
11
Информационная инфраструктура
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная: выполнение практической работы
Знать информационную инфраструктуру страны. Сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.
Тестирование
§14
8-я неделя
12
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Групповая, слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы,составляют опорный конспект
Знать отрасли сферы обслуживания.
Фронтальный опрос
§15
8-я неделя
13
Территориальное разделение труда
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная: выполнение практической работы
Уметь выявлять факторы, влияющие на территориальное разделение труда. Практическая работа № 4 . Обозначение на контурной карте главных промышленных центров и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятными по природным условиям жизни населения положением территории.
Устный опрос
§16, подготовиться к зачеты по знанию номенклатуры
9-я неделя
14
Межотраслевые комплексы (обобщающий урок)
Обобщения и систематизации знаний
Групповая, индивидуальная
Обобщить и закрепить знания о МОК, факторах и принципах размещения предприятий
Фронтальный опрос, сдача географической номенклатуры
Повторить §1-16
9-я неделя
15
Контрольная работа по разделу «Хозяйство России»
Урок контроля, оценивания и коррекции знаний учащихся
Обобщенно-индивидуальная
Уметь концентрироваться, решать поставленные задачи.
Контрольная работа
10-я неделя
Раздел II. Районы России (51 час)
Тема 3. Европейская часть России. Количество часов – 29
Цели: сформировать представление о регионах входящих в Европейскую часть России, их значимости в экономическом развитии страны. Овладеть умением определять по карте месторасположение отдельных регионов Европейской части России.
1
Восточно-Европейская равнина
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, ,составляют опорный конспект
Знать географическое положение Восточно-Европейской равнины, ее отличительные черты. Называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты - природные памятники.
§17
10-я неделя
2
Волга
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная: выполнение практической работы
Знать расположение Волги. Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге. Называть экологические проблемы.
Уметь работать с картой Восточно-Европейской равнины.
Устный опрос
§18
11-я неделя
3
Центральная Россия: состав, географическое положение
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная: выполнение практической работы
Уметь определять по карте ЭГП Центральной России указать влияние, которое оказывает центральное положение данного района на его развитие, отсутствие прямого выхода к морю, концентрации значительной доли населения России, исторический и культурный факторы. Знать расположение крупнейших рек озер водохранилищ, наиболее значимых городов, регионов, транспортных узлов. Называть и показывать на карте: границы района, объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России. Практическая работа № 5. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.
Тестирование
§19
11-я неделя
4
Центральный район: особенности населения
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, индивидуальная
Знать народы, традиционно проживающие в центральной России.
Письменная работа
§20
12-я неделя
5
Хозяйство Центрального района
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Групповая, индивидуальная
Знать экономические особенности Центрального района. Называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района.
Показывать на карте главные центры производств. Объяснять сложившуюся специализацию района.
Фронтальный опрос учащихся
§21
12-я неделя
6
Москва - столица России
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная
Знать экономику, население, культуру столицы. Уметь определять ее местоположение на картах. Называть главные направления хозяйственного развития города. Объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны
Устный опрос
§22
13-я неделя
7
Узловые центры Центральной России
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная
Знать главные узловые центры Центральной России. Показывать на карте главные центры. Объяснять сложившуюся специализацию района.
Фронтальный опрос
§23
13-я неделя
8
Города Центрального района
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической
Знать основные города Центрального района. Практическая работа № 6. Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)
Индивидуальный опрос
§23
14-я неделя
9
Центрально-Черноземный район
Комбинированный урок
Парная, коллективная работа, работа с картами
Знать ЭГП Центрально-Черноземного района. Называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.
Показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района.
Фронтальный опрос
§24
14-я неделя
10
Волго-Вятский район
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, ,составляют опорный конспект
Знать ЭГП Волго-Вятского района, границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района. Называть народы, проживающие в районе, хозяйственные различия внутри района
Устный опрос
§25
15-я неделя
12
Северо-Западный район: географическое положение и природа
Комбинированный урок
Групповая, коллективная
Знать ГП и природу Северо-Западного района.Называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП. Показывать состав и границы территории, основные природные объекты.
Письменная работа
§26
15-я неделя
13
Города на старых водных торговых путях
Обобщения и систематизации знаний
Групповая, коллективная
Знать города Северо-Западного района, древние города на старых торговых путях.
Устный опрос
§27
16-я неделя
14
Санкт-Петербург - «вторая столица» России
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, ,составляют опорный конспект
Уметь выделить особенности Санкт-Петербурга.
Устный опрос
§29, составить синквейн
16-я неделя
15
Санкт-Петербург - новый «хозяйственный узел» России
Комбинированный урок
Групповая, коллективная
Знать экономические особенности Санкт-Петербурга. Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации. Называть отрасли специализации:
машиностроение, химия, легкая промышленность.
Устный опрос
§28
17-я неделя
16
Калининградская область
Комбинированный урок
Парная, коллективная
Знать экономические особенности Калининградской области.
Оценивать ЭГП Калининградской области. Показывать на карте Калининградскую область.
Письменная работа.
§30
17-я неделя
17
Европейский Север: географическое положение и природа
Комбинированный урок
Групповая, коллективная
Уметь определять географическое положение и природу Европейского Севера. Называть состав территории. Объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность.
Устный опрос
§31
18-я неделя
18
Этапы развития хозяйства
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической
Знать этапы развития Европейского Севера. Уметь сравнивать его регионы. Практическая работа № 7. Сравнение двух регионов Европейского Севере – Кольско-Карельского и Двино-печорского по плану: географическое положение, типичные природные ландшафты, природные ресурсы, хозяйственное развитие, межрайонные связи.
Фронтальный опрос
§32
18-я неделя
19
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, ,составляют опорный конспект
Знать Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Практическая работа № 8. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.
Устный опрос
§33
19-я неделя
20
Поволжье: географическое положение и природа
Комбинированный урок
Индивидуальная работа учащихся с учебников и атласом
Уметь определять географическое положение Поволжья. Объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья.
Устный опрос
§34
19-я неделя
21
Население и хозяйство
Комбинированный урок
Коллективная, индивидуальная
Знать народы Поволжья. Объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития. Называть отрасли специализации района по статистическим данным.Показывать на карте города Поволжья. Практическая работа № 9. Обозначение на к/к крупнейших городов Поволжья.
Тестирование
§35
20-я неделя
22
Северный Кавказ: природные условия
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, ,составляют опорный конспект
Знать природные условия Северного Кавказа. Определять ГП и ЭГП района. Объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей.
Устный опрос
§36
20-я неделя
23
Хозяйство района
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической
Знать хозяйство Кавказа. Уметь сравнивать различные части одного района. Практическая работа № 10. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационному хозяйству.
Письменная работа
§37
21-я неделя
24
Народы Северного Кавказа
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Парная, коллективная
Знать народы Северного Кавказа. Приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.
Устный опрос
§38
21-я неделя
25
Южные моря России
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Знать значение южных морей России. Развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации.
Уметь определять по карте выход России к южным морям.
Устный опрос
§39, повторить терминологию §17-39
22-я неделя
26
Уральский район: географическое положение и природа
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий.
Давать оценку ЭГП района. Сравнить ЭГП Урала и Поволжья. Уметь определять по карте географическое положение Урала. Показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала
Географический диктант
§40, подготовиться к сдаче номенклатуры
22-я неделя
27
Этапы развития и современное хозяйство
Комбинированный урок
Коллективная, индивидуальная
Знать этапы развития и современное хозяйство Урала, изменение роли района в хозяйстве России. Закрепить знание терминов «металлургическая база», «обогащение», «комбинат», «передельная металлургия».
Устный опрос, сдача географической номенклатуры
§41
23-я неделя
28
Города Урала. Проблемы района
Комбинированный урок
Парная, коллективная
Уметь выявлять экологические проблемы современных городов.
Устный опрос
§42, повторить §17-41
23-я неделя
29
Контрольная работа по теме «Европейская часть России»
Урок контроля, оценивания и коррекции знаний учащихся
Проверить уровень усвоения знаний по теме «Европейская часть России».
Контрольная работа
24-я неделя
Тема 4. Азиатская часть России. Количество часов – 23.
Цели: сформировать представления о регионах входящих в Азиатскую часть России, их значимости в экономическом развитии страны. Овладеть умением определять по карте месторасположение отдельных регионов Азиатской части России.
1
Азиатская часть России. Природа Сибири
Урок изучения нового материла, лекция
Групповая, слушают объяснения учителя, составляют опорный конспект
Знать природу Сибири. Называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России.Уметь определять на карте Азиатскую часть России. Выделять на карте природные районы на востоке страны
§43
24-я неделя
2
Природа и ресурсы гор Южной Сибири
Комбинированный урок
Индивидуальная работа учащихся с учебников и атласом
Знать природу и ресурсы гор Южной Сибири, состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности.
Устный опрос
§44
25-я неделя
3
Арктические моря
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Групповая, слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект
Знать Арктические моря. Уметь проложить по карте Северный морской путь.
Устный опрос
§45
25-я неделя
4
Население Сибири
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической, работа с текстом учебника
Знать народы Сибири. Практическая работа № 11. Характеристика народов Сибири
Устный опрос
§46, На к/к России нанесите названия народов Сибири
26-я неделя
5
Хозяйственное освоение Сибири
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической, работа с картами
Уметь давать по карте комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири.
Устный опрос
§47
26-я неделя
6
Западная Сибирь: природные условия и ресурсы
Комбинированный урок
Групповая, индивидульная
Знать природные особенности Западной Сибири, состав территории, географическое положение, рельефа, климат, реки, зональность природы, проблемы освоения Западной Сибири, ресурсы региона.
Письменная работа
§48
27-я неделя
7
Хозяйство района
Комбинированный урок
Групповая, слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, работа с картой
Знать экономику Западной Сибири.
Устный опрос
§49
27-я неделя
8
Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы
Комбинированный урок
Коллективная, индивидуальная
Знать природные условия и ресурсы Восточной Сибири, состав района, ЭГП, величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России, топливные, энергетические ресурсы, минеральные и лесные ресурсы. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.
Письменная работа
§50, подготовиться к сдаче номенклатуры
28-я неделя
9
Байкал
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической, работа с картой
Развивать общенаучные навыки и умения: анализировать, обобщать, делать выводы.
Уметь определить по карте ГП Байкала. Показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера.
Практическая работа № 12. Используя карту атласа дают описание географического положения озера Байкал .
Устный опрос , сдача географической номенклатуры
§51
28-я неделя
10
Хозяйство Восточной Сибири
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Групповая, индивидуальная работа по выполнению практической, работа с картой
Знать экономическую специфику Восточной Сибири. Практическая работа № 13. Обозначение на к/к и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации.
Письменная работа
§52
29-я неделя
11
Дальний Восток: формирование территории
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Групповая, индивидуальная, работа с картой
Знать этапы формирования Дальнего Востока. Определять состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП Дальнего Востока.
Устный опрос
§53
29-я неделя
12
Природные условия и ресурсы
Комбинированный урок
Групповая, индивидуальная, работа с картой
Уметь определить наиболее значимые ресурсы района. Объяснять специфику природных условий Дальнего Востока Называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей.
Письменная работа
§54
30-я неделя
13
Моря Тихого океана
Комбинированный урок
Групповая, слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, работа с картой
Знать моря Тихого океана, общие особенности морей Тихого океана, своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей.
Устный опрос
§55
30-я неделя
14
Население Дальнего Востока
Комбинированный урок
Парная, индивидуальная работа с текстом учебника и картой
Знать народы, проживающие в данном районе, принципы размещение населения, особенностях, обычаях и традициях коренного населения Дальневосточного региона.
Географический диктант
§56
31-я неделя
15
Хозяйство Дальнего Востока
Урок обобщения и систематизация знаний
Коллективная, парная, работа с текстом учебника и картой
Уметь охарактеризовать отдельный регион, определять показатель специализации района по статистическим данным. Уметь работать с различными источниками географической информации.Объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.
Географический диктант
§57, повторить §44-56, подготовиться к сдаче номенклатуры
31-я неделя
16
Типы районов России. Обобщение знаний по разделу «Районы России»
Урок обобщения и систематизация знаний
Коллективная, индивидуальная
Уметь выделять типы районов России. Объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны. Объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда. Оценивать современные перспективы.
Устный опрос, сдача географической номенклатуры
Повторить §1-57
32-я неделя
17
Контрольная работа по теме «Азиатская часть России»
Урок контроля, оценивания и коррекции знаний
Индивидуально-обобщенный
Уметь концентрироваться, решать поставленные задачи.
Контрольная работа
32-я неделя
18
Россия в мире
Урок изучения нового материла, лекция с элементами беседы
Коллективная, слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы
Знать положение России в международных отношениях, изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Практическая работа № 14. Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации
Устный опрос
Повторить §1-57
33-я неделя
19
Россия в мире
Комбинированный урок
Парная, индивидуальная работа с раздаточным материалом
Уметь определить место России в международных отношениях, оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
Устный опрос
Повторить §1-57
33-я неделя
20
Итоговая контрольная работа
Урок контроля, оценивания и коррекции знаний
Индивидуально-обобщенный
Уметь концентрироваться, решать поставленные задачи.
Контрольная работа
34-я неделя
21
Повторение
Урок обобщения и систематизации знаний
Устный опрос
Повторить §1-57
34-я неделя
22
Повторение
Урок обобщения и систематизации знаний
Устный опрос
Повторить §1-57
35-я неделя
23
Повторение
Урок обобщения и систематизации знаний
Устный опрос
Повторить §1-57
36-я неделя
Согласовано
Начальник цикла ГМД
подполковник внутренней службы
Л.Г. Кузнецова
«__» _____________ 2015г.
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4ађЗаголовок 715