Технологическая карта занятия по темеа «Техника и правила выполнения внутримышечной инъекции. Правила разведения антибиотиков. Правила введения масляных растворов. Осложнения при инъекциях» (Сестринское дело)

Технологическая карта занятия

Название этапа занятия
Описание деятельности
Цель
Время
Форма организации деятельности студента



Преподаватель
Студент




I.
Организационный момент
8мин


1.1.
Организационный момент
Приветствует студентов, осуществляет контроль присутствия на занятии, готовности к занятию учебного кабинета и студентов, оценивает внешний вид обучающихся.
Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают.
Мобилизовать внимание студента на работу, воспитание ответственности, аккуратности, дисциплины.
Содействовать формированию: ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
3 мин
фронтальная

1.2.
Сообщение темы, ее обоснование
Сообщает тему, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение.
Записывают тему, участвуют в обсуждении.
Активизация интереса к теме.
Содействовать формированию: ОК.1 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
3 мин


1.3.
Определение целей занятия, плана его проведения
Вовлекает студентов в постановку целей занятия: что должны знать, уметь; сообщает краткий план работы на занятии.
Слушают, задают вопросы, участвуют в целеполагании. Записывают в рабочих тетрадях требования к знаниям, умениям по теме.
Активизировать познавательную деятельность студентов.
Содействовать формированию: ОК.1 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
2 мин


II.
Контроль исходного уровня знаний. Проверка домашнего задания.
45 мин


2.1.
Проверка выполнения домашнего задания
Проверяет выполнение домашнего задания из пособия «Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов «Правила разведения антибиотиков для парентерального введения», собирает пособия с ответами для проверки.
Задает вопросы по выполнению домашнего задания.
Задают вопросы, сдают на проверку Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов «Правила разведения антибиотиков для парентерального введения».
Закрепить знания по теме:
лекарственные средства, используемые в качестве растворителя антибиотиков.
Содействовать освоению умений:
- разводить антибиотик.
Содействовать формированию:
ОК. 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
7 мин
фронтальная

2.2.
Фронтальный опрос
Задает вопросы, организует дискуссию, даёт пояснения.
Вопросы: см. приложение №1.

Отвечают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.
Реализовать межпредметные связи, активизировать внимание, мышление.
Обеспечить контроль теоретической подготовки студентов.
Содействовать усвоению знаний по теме:
Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя антибиотиков (фармакологическая группа, побочные действия).
Особенности в/м введения масляных растворов.
Анатомические области для в/м введения.
Возможные осложнения инъекций, меры помощи и профилактики.
Правила инфекционной безопасности при выполнении инъекций и обработке использованного оснащения.
Содействовать закреплению знаний:
Парентеральный путь введения лекарственных средств.
Осложнения при инъекциях.
Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции.
Виды, методы, дезинфекции. Действующие нормативно-правовые документы.
Функциональные обязанности должностных лиц медицинских организаций по сбору, хранению и удалению отходов.
Действующие нормативно-правовые документы.
Содействовать обобщению и систематизации знаний:
1. анатомии и физиологии человека: «Поверхностные мышцы бедра», «Поверхностные мышцы верхней конечности», «Мышцы области тазового пояса»;
2. фармакологии:
«Антибактериальные средства», «Анестетики», «Солевые растворы», «Растворители», «Макро- и микроэлементы».
23 мин


2.3.
Выполнение тестовых заданий
Проводит инструктаж, раздает тестовые задания №1, проводит анализ ошибок.
Определяет критерии оценки. Подводит итоги II этапа занятия.
Выполняют письменно тестовые задания. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок.
Выявить уровень знаний по теме занятия:
Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя антибиотиков (фармакологическая группа, побочные действия).
Анатомические области для в/м введения.
Возможные осложнения инъекций, меры помощи и профилактики.
Парентеральный путь введения лекарственных средств.
Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции.
Виды, методы, дезинфекции. Действующие нормативно-правовые документы.
15 мин


III
Повторение и закрепление изученного теоретического материала, совершенствование умений.
115 мин


3.1.
Работа с ЭУМ
Проводит инструктаж, информирует о работе с ЭУМ (электронным учебным модулем), предлагает выполнить обучающие и контролирующие модули на ноутбуке. Оказывает помощь при работе с компьютерной программой.
Выполняют обучающие и контролирующие модули на ноутбуках, задают вопросы. Оказывают при необходимости помощь друг другу.
Закрепить теоретические знания по разведению антибиотиков и алгоритму выполнения в/м инъекции.
Содействовать формированию: ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
35 мин
фронтальная;
индивидуальная;
работа в малых группах

3.2.
Выполнение манипуляций:
Разведение антибиотиков 1:1, 1:2;
Выполнение в/м инъекции на фантоме согласно алгоритму ;
Дезинфекция использованного оснащения согласно требованиям нормативной документации.
Преподаватель информирует студентов, что работа будет проходить малыми группами по 2-3 человека.
Обращает внимание на правила техники безопасности.
Демонстрирует новые практические манипуляции: разведение антибиотиков 1:1, 1:2, выполнение в/м инъекции на фантоме согласно алгоритму.
Координирует работу членов малых групп.
Оказывает помощь студентам на этапе отработки практических манипуляций в случае возникновения затруднений.
Обеспечивает контроль за выполнением студентами манипуляций.
Студенты распределяются в малые группы по 2-3 человека, отрабатывают умения согласно алгоритмам.
Оказывают взаимопомощь членам малых групп на этапе отработки практических манипуляций в случае возникновения затруднений.

Закрепить теоретические знания и отработать умения согласно требованиям, формировать умения работать в группе.
Содействовать освоению компетенций:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности (ОПОР 4.1.5. Использование элементов эффективного общения. У 1. Правильно и эффективно организовать общение с пациентом)
ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий (ОПОР 4.4.9 Пути введения лекарственных веществ в организм, У 1. Выполнять в/м инъекции. З.1. Пути введения лекарственных веществ).
55 мин


3.3.
Решение ситуационных задач
Преподаватель предлагает студентам карточки с ситуационными задачами. Определяет критерии выполнения задания.
Студенты решают задачи по теме занятия, принимают активное участие в обсуждении.
Повысить уровень усвоения материала через использование методов проблемного обучения.
Содействовать освоению компетенций:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности (ОПОР 4.1.5. Использование элементов эффективного общения. У 1. Правильно и эффективно организовать общение с пациентом).
Закрепить знания по теме:
Возможные осложнения инъекций, меры помощи и профилактики.
10 мин


3.4.
Выполнение тестовых заданий
Проводит инструктаж, раздает тестовые задания №2, определяет критерии оценки. По завершении самостоятельной работы студентов проводит анализ ошибок.
Решают письменно тест. Совместно с преподавателем анализируют ошибку.
Выявить и оценить уровень знаний по теме занятия:
Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя антибиотиков (фармакологическая группа, побочные действия).
Особенности в/м введения масляных растворов.
Анатомические области для в/м введения.
Возможные осложнения инъекций, меры помощи и профилактики.
Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции.
Виды, методы, дезинфекции. Действующие нормативно-правовые документы.
Функциональные обязанности должностных лиц медицинских организаций по сбору, хранению и удалению отходов. Действующие нормативно-правовые документы.
15 мин


IV
Подведение итогов занятия
12 мин


4.1.
Обобщение, подведение итогов занятия, оценка работы.
Рефлексия.
Дает аргументированную оценку работы всей бригады, каждого студента, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет отметки. Раздает вопросы по рефлексии.
Осуществляют самооценку:
соотносят результаты своей деятельности с поставленной целью.
Активизировать и стимулировать познавательную работу студентов. Повысить ответственность за результаты учебной деятельности. Мотивировать на достижение хороших результатов.
Содействовать формированию: ОК.1 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
8 мин
фронтальная; индивидуальная

4.2.
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Домашнее задание:
1.Повторить правила разведения антибиотиков, алгоритм в/м инъекции.
2. Выучить алгоритмы в/в инъекции (стр.35), введения жидкости в вену капельным методом (стр.26) из Сборника алгоритмов манипуляций по теме «Применение лекарственных средств» в целях подготовки к практическому занятию «Особенности в/в инъекции, внутривенно - капельных вливаний. Осложнения при инъекциях».
3. Дополнить таблицу «Осложнения подкожных, в/м инъекций» осложнениями по в/в инъекциям: тромбофлебит, флебит, воздушная эмболия» из электронного учебника Н.В. Туркина, А.Б. Филенко Общий уход, под общей редакцией академика РАМН И.Н. Денисова члена-корреспондента МАН ВШ Н.В. Туркиной Санкт-Петербург, 2006, стр. 156
Слушают, записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы.
Закрепить знания.
Содействовать формированию: ОК.2 Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их выполнения и качества;
ОК. 04. Осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
4 мин



Итого



180 мин



15