Сценарий родительского собрания «Папы всякие нужны, папы всякие важны»
Приложение 4.
Родительское собрание для пап «Папы всякие нужны, папы всякие важны»
Есенжолова Э.С.
Данное открытое родительское собрание было проведено с папами 5 «А» класса 17.05.2008
Предисловие.
В 5 классе во время проведения анализа рисуночных тестов «Выходной в моей семье» и «вечер моей семье» обратила внимание, что все дети изображали папу на диване с телевизором. И задумалась, чуть позже провела диагностику «Мой отец» и поняла, что, к сожалению, папы в основном заняты работой и все свободное время отводят отдыху на диване. Отсюда появилось решение собрать на родительское собрание пап, тем более, что в большей ста собрания ходят мамы, а некоторые папы даже порой не знают, где находится кабинет его ребенка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Разослать уважительные приглашения на собрание.
2. Приготовить небольшую диагностику для пап
3. Оформление классной комнаты. Фотографии отцов. Эпиграф на доске.
“Без хороших отцов нет хорошего воспитания”. М. Карамзин.
Оформить выставку «Это сделал мой папа».
4. Провести с детьми тест незаконченных предложений.
5. Напечатать индивидуальные тесты “Какой вы отец?”.
Цель: Способствовать привлечению отцов к активному процессу воспитания школьника, формировать у родителей культуру межличностного общения. ПЛАН СОБРАНИЯ
Вступительное слово учителя.
Анализ анкет, рисуночный тест
Анализ диагностики, предложенной папам дома (на приглашениях).
4.Выступление школьного психолога
5. Беседа с родителями. Обсуждение предлагаемых учителем ситуаций.
6.. Заключительное слово учителя.
7. Рефлексия. Памятки родителям.
ХОД СОБРАНИЯ
Выступление классного руководителя.
Здравствуйте! Очень приятно видеть Вас в таком составе. Нашу встречу хочу начать с небольшого педагогического наблюдения.
Кто обычно приходит на родительское собрание? ( мамы, 1-2 папы)
Кто гуляет во дворе с детишками? ( мамы -1папа)
Кто стоит в очереди за покупками? ( мамы ,1-3 пап)
Сколько выдается бюллетеней по уходу за ребенком в течении месяца? (50 маме-1 папе)
Сколько учителей мужчин у нас в школе? (0 учителей)
Я с ребятами проводила рисуночные тесты «вечер в семье» и «выходные в семье». И когда дело доходило до пап, то в основном ребята рисовали диван и телевизор.
Уважаемые родители вспомните и быстро скажите, когда вы в последний раз один на один проводили время со своими детьми, когда последний раз ходили с ними в театр, в парк, в лес, в цирк и т.д?
Когда сидели с ними и что-то мастерили, готовили, выполняли Домашнее задание?
А теперь ответьте ещё на один вопрос, как часто Вы это делаете?
Я просила вас в приглашениях ответить на следующие вопросы:
1.В чём, по-вашему, заключается функция отца в семье?
2.Сколько времени проводите с ребёнком.
3.Чем занимаетесь в свободное время?
4.Ругаете ли ребёнка при посторонних?
5.Просит ли вас ребёнок почитать с ним, поиграть, и что вы делаете, если у вас на это времени нет?
6.Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
7.Есть ли у вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком.
8. Кто собирает детей в школу?
Проанализировав Ваши ответы, мы пришли к выводу, что большая часть отцов считает, что его главная функция в семье – это «кормилец», «добытчик». С детьми если и проводите время, то крайне мало, в школу ребят в основном собирают мамы.
Но ведь папа не должен быть отрешенным от воспитания детей, отец не только «кормилец», но он должен быть и воспитателем.
Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.
Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину.
Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в “белых перчатках”.
Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа.
Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Важные условия правильного семейного воспитания:
Прежде всего, сама семейная атмосфера. Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка. Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом.
Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.
Любовь к нему родителей.. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь родителей предполагает участие ребенка в жизни семьи. Ребенок рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нем.
Авторитет родителей.. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Очень значимым в становлении авторитета является то, как относятся к родителям окружающие люди – уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием. Дети всегда хотят видеть в родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом они стремятся копировать своих родителей. Важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения.
Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети могут четко отметить все плюсы и минусы в поведении отца. Накануне ребятам было предложено закончить предложения:
1. Я люблю, когда мой папа
2. Я хочу, чтобы мой папа всегда
3. Мне не нравится, когда папа
4. Когда я буду отцом, я никогда
Послушайте, что у них получилось. (Анализ анкет).
Вслушайтесь в ответы своих детей, ведь они очень любят вас. Они видят в Вас всё самое хорошее, положительное. Услышьте, какими они хотят, чтоб Вы были.
2. Выступление психолога
Издавна повелось, что отец – это добытчик, а мать – хранительница очага и воспитатель детей. А как, уважаемые папы, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? (Ответы родителей).
Какие интересы объединяют вас с вашим ребенком?
Как по вашему у кого больше авторитет в вашей семье?
А сейчас мы частично попытаемся ответить на вопрос: “Какой вы отец?”
Тест
Помогаете ли вы собственным родителям?
Внимательны ли вы к жене и ее родственникам?
Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели самое необходимое?
Пытаетесь ли вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?
Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?
Всегда ли вам удается выполнить обещание?
Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?
Знаете ли вы с кем дружат ваши дети?
Доверяет ли ребенок вам свои тайны?
Считаете ли вы себя хорошим отцом?
Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, вы хороший отец.
Если вы ответили “да” на 4-6 вопросов – вам надо серьезно заняться семьей и полностью пересмотреть отношение к детям.
Если у вас 1-3 очка – вы все прекрасно поняли, и пересмотрите свое отношение к семье и детям.
Задумайтесь над результатами, которые у Вас получились и сделайте, пожалуйста, так, чтоб в следующий раз они были ещё лучше.
4. Беседа с родителями.
Общие вопросы для всех:
Какова роль отца в воспитании детей?
Каково значение родительского примера (отца) в воспитании детей?
Вопросы для обсуждения в группах.
I группа: С какого возраста можно разрешить детям попробовать спиртное, стоит ли это делать? Если стоит, то каким образом?
II группа: Вы обнаружили сигареты в кармане вашего сына. Ваша реакция.
Обсуждение предлагаемых учителем ситуаций.
Родители обсуждают ситуации и дают свои комментарии.
5. Заключительное слово учителя
“Брак – это многолетний труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей”. Бернард Шоу
В.А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, писал: “Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека”. Работа, которую можно охарактеризовать так: надо, трудно, прекрасно. НАДО ... Еще как! Просто необходимо. Воспитать такие неотъемлемые качества, как трудолюбие, целеустремленность, упорство
ТРУДНО Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует от нас настойчивости, сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко. ПРЕКРАСНО Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута.
Учитывая большую роль отца в воспитании детей, поставьте себе цель создание необходимых условий для воспитания ребенка в семье. А это:
Атмосфера семейного благополучия.
Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье.
Любовь к своему ребенку.
Уважение личности ребенка.
Авторитет родителей.
Единые согласованные требования к детям всех членов семьи, а также семьи и школы.
Уважаемые родители, чаще проводите время со своими детьми, гуляйте с ними, посещайте культурные места, возите на природу и просто общайтесь, интересуйтесь, спрашивайте у них.
6. Рефлексия.
Закончите предложения:
- Для меня было неожиданным, новым
- Я задумался сегодня о
- Я бы провел собрание
Воспитать трудолюбивого и духовно богатого, социально адаптированного человека надо! Воспитать детей такими, чтобы они были счастьем и гордостью семьи, школы, страны, трудно! Но преодолеть эту трудность и воспитать настоящего человека прекрасно!
Успехов вам в воспитании ваших детей. (Раздача памяток)
Есенжолова Э.С. МОАУ «СОШ №54 г. Орска»
17 мая в 18.30 состоится Родительское собрание пап и дедушек учеников 5 класса.
(Пусть мамы отдохнут)
Мы ждём вас с нетерпением.
Будьте любезны помогите в его организации, ответьте на вопросы (на отдельном листе.)
1.В чём, по-вашему, заключается функция отца в семье?
2.Сколько времени проводите с ребёнком. 3.Чем занимаетесь в свободное время?
4.Ругаете ли ребёнка при посторонних?
5.Просит ли вас ребёнок почитать с ним, поиграть, и что вы делаете, если у вас на это времени нет?
6.Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
7.Есть ли у вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком.
8. Кто собирает детей в школу?
«Человечеству добрые мужчины нужны ещё больше, чем великие» (Дж.Родари)
Памятка. “Заповеди для отцов”
Не унижайте ребенка.
Не морализируйте.
Будьте во всем ему авторитетом.
Всегда чутко слушайте ребенка.
Избегайте в общении с ним выражений, которые вызывают у него неприятие, ненависть.
Не вымогайте обещаний.
Не потакайте.
Относитесь к ребенку как к личности.
Будьте строгими и добрыми, ибо “Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”.