Биологический турнир Самый умный биолог
«Биологический турнир» для 8–10-х классов
Цель: формировать биологические знания учащихся; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к предмету биологии.
Оборудование: комплект из трех кружков (красного, желтого, зеленого цвета) на каждую команду; призы; интерактивная доска.
Конкурс пословиц и поговорок
Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще.)
2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах.)
3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь.)
4. Звуковые колебания, издаваемые животным семейства волчьих, переносятся горизонтальным движением воздуха. (Собака лает, ветер носит.)
5. Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.)
6. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носа не подточит.)
7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа – не волк, в лес не убежит.)
8. От розоцветного – розоцветное, от голосеменного – голосеменное. (От яблоньки – яблочко, от елки – шишка.)
9. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит.)
10. Порция, равная примерно 20 г продукта полукоксования твердых топлив, приводит в не пригодное к использованию состояние большую деревянную емкость продукта переработки цветочного нектара представителем перепончатокрылых насекомых. (Ложка дегтя портит бочку меда.)
Конкурс переводчиков
Переведите термины.
Задания для первой команды
На греческий – «струна». (Хорда.)
На греческий – «учение о жилище». (Экология.)
На латинский – «восстановление». (Регенерация.)
На латинский – «отраженный». (Рефлекс.)
На латинский – «внутри семени». (Эндосперм.)
На латинский – «окраска». (Пигмент.)
На латинский – «помесь». (Гибрид.)
Задания для второй команды
На латинский – «народ, население». (Популяция.)
На греческий – «гриб и корень». (Микориза.)
На греческий – «совместная жизнь». (Симбиоз.)
На греческий – «учение о животных». (Зоология.)
На греческий – «соединенные вместе». (Зигота.)
На латинский – «площадь, пространство». (Ареал.)
На греческий – «сам питаюсь». (Автотроф.)
Конкурс «Самый, самый...»
Отгадайте, о каком растении или животном идет речь.
Задания для первой команды
Самый крупный представитель семейства оленей… (Лось.)
Самый маленький олень… (Кабарга.)
Самая крупная кошка… (Тигр.)
Самая быстрая кошка… (Гепард.)
Самая мелкая птица наших лесов… (Королек.)
Задания для второй команды
Самая крупная птица нашей страны… (Дрофа.)
Самая крупная рыба в России… (Белуга.)
Самое крупное млекопитающее планеты… (Синий кит.)
Самая крупная обезьяна… (Горилла.)
Водное растение с самыми крупными листьями… (Амазонская виктория.)
Конкурс «Триады»
Какая буква должна стоять вместо знака вопроса? Объясните выбор (возможны несколько вариантов).
1. Арбуз – Я
Лещина – ? Мак – К
Ответ: Я – ягода; О – орех; К – коробочка.
2. Горох – М
Яблоня – Р
Ландыш – ?Ответ: М – семейство Мотыльковые; Р – семейство Розоцветные; Л – семейство Лилейные.
3. Риния – П
Гинкго – Г
Магнолия – ?Ответ: П – псилофит; Г – голосеменное; Ц – цветковое.
4. Картофель – К
Ландыш – К
Лилия – ?Ответ: К – клубень; К – корневище; Л – луковица.
5. Скорпион – П
Клоп – Н
Мокрица – ?Ответ: П – класс Паукообразные; Н – класс Насекомые; Р – класс Ракообразные.
6. Латимерия – К
Чешуйчатник – Д
Окунь – ?Ответ: К – кистеперые рыбы; Д – двоякодышащие рыбы; К – костистые рыбы.
7. Кета – Л
Палтус – К
Карась – ?Ответ: Л – отряд Лососевые; К – отряд Камбалообразные; К – отряд Карпообразные.
8. Лошадь – Н
Дельфин – К
Кролик – ?Ответ: Н – отряд Непарнокопытные; К – отряд Китообразные; З – отряд Зайцеобразные
9. Сердце – К
Почки – В
Легкие – ?Ответ: К – кровеносная система; В – выделительная система; Д – дыхательная система.
10. Глаз – О
Сердце – К
Зубы – ?Ответ: О – лечит окулист; К – лечит кардиолог; С – лечит стоматолог.
Конкурс «Знаменитые имена»
О каком ученом идет речь?
1. Русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, иммунологии. Создал теорию фагоцитоза. (И.И. Мечников.)
2. Советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Установил, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. (И.П. Павлов.)
3. Шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира. Впервые применил бинарную номенклатуру; создал искусственную классификацию растений и животных. (Карл Линней.)
4. Советский ученый, основоположник современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Основатель крупнейшей в мире коллекции семян культурных растений. Открыл закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов. (Н.И. Вавилов.)
5. Русский физиолог растений. Открыл закономерности фотосинтеза. (К.А. Тимирязев.)
6. Австрийский (чешский) натуралист, основоположник учения о наследственности. (Г.И. Мендель.)