Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста КВН «Мир искусства»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
КВН «Мир искусства»
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей о видах изобразительного искусства, о жанрах живописи;
- закрепить знания детей об архитектуре, как виде искусства, ее видах, функциях (прочность, польза, красота);
- закрепить знание типичного, обобщенного в сооружениях (у всех домов есть фундаменты, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, портики, решетки);
- продолжать знакомить детей с культурным наследием, с архитектурными особенностями родного города; формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям; расширять кругозор детей.
- формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщений);
- развивать эстетические особенности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетические эмпатии), творчество и фантазию;
- развивать связную речь детей;
- формировать умение свободно общаться со взрослыми и детьми, умение выступать публично.
Воспитательные:
- формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к своему городу, интерес к его архитектуре и культурной жизни;
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;
- активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
- вызвать желание к продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
- дети различают и называют виды изобразительного искусства, называют изобразительные средства, которые использует художник;
- дети рассказают о своем родном городе, уважают жителей города, его традиции; заботятся о природных и культурных ценностях города;
- дети знают и называют достопримечательности родного города;
- определяют различные конструкции зданий и архитектурных сооружений, называют детали;
- дети научатся видеть индивидуальность и декоративность каждого здания;
- повысится познавательная и эмоциональная активность детей;
- разнообразится и активизируется словарный запас детей.
Предварительная работа:
- рассматривание фотографий, буклетов с видами города Иркутска, художественных альбомов;
- рассматривание зданий и сооружений, находящихся вблизи детского сада;
- просмотр видеоматериала об Иркутске;
- экскурсии по городу «Деревянные кружева Иркутска», «Храмы Иркутска»;
- чтение книг о городе и его жителях, детского журнала «Сибирячек»;
- рисование на темы: «Улицы нашего города», «Мой микрорайон», совместные рисунки с родителями любимых мест родного города;
- аппликация «Какие бывают дома», «Сказочные дворцы»;
- ручной труд «Деревянный» домик»;
- сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод и посетители», «Галерея», «Город мастеров», «Мы архитекторы»; дидактические игры;
- заучивание стихов об Иркутске, пословиц о Родине, о труде; отгадывание загадок;
- прослушивание песен о родном городе.
Материалы и оборудование:
- репродукции картин художников живописцев, графиков, фотографии о скульптуре и архитектуре Иркутска;
- разрезные картинки, предметы, которых коснулась рука художника; инструменты художника, скульптора и архитектора;
- эмблемы для команд, фишки;
- мольберт,
- мультимедийная установка.
Ход НОД.
Звучит веселая музыка.
Ведущий. День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора,
Итак, начинать нам настала пора!
- Сегодня в нашем клубе «Умников и умниц» впервые соревнуются две команды. Встречайте их. (Под веселую музыку входят дети.)
I команда – «Волшебная кисточка»,
II команда – «Веселый карандаш»
Команды приветствуют друг друга.
Ведущий. Ребята, сегодня мы совершим с вами путешествие в мир Искусства, в котором вас ждет много интересных конкурсов. Вы готовы к путешествию.
Дети. Готовы.
Ведущий. Тогда для разминки вопрос каждой команде:
1. Назовите, какие виды искусства вы знаете? (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
2. Как вы считаете, что такое мир Искусства? (- это мир, который создают художники; - это мир красоты, мир предметов и вещей, которые нравятся человеку, вызывают удивление, восхищение.)
Правильно ответив и выполнив задание, команда получает фишку. В конце путешествия мы узнаем, кто самый умный.
Ведущий. Итак, в путь! (Звучит «дорожная» музыка.) Название первого конкурса вы узнаете, отгадав загадку: «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?» (Художник.) Молодцы! Даю задание командам:
- Перед вами репродукции картин разных художников и разных жанров. Среди них найдите «лишнюю» и объясните свой выбор.
(Дети выполняют задание и получают фишку)
Ведущий. Ребята, художник передал для вас конверт с письмом, давайте прочитаем его: «Дети, замечательная профессия – художник! Но художники не только пишут картины, их работу можно заметить везде, вокруг нас. Скажите, где мы можем увидеть их труд? Предлагаю задание:
- Перед вами разные изделия, которые создали художники. (Изделия декоративно-прекладного искусства, книги с иллюстрациями, упаковки для конфет, ткань с набивным рисунком, детские игрушки и др.) Покажите их и определите, в чем состоит работа художника.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и получаете по фишке.
Ведущий. А теперь отгадайте название следующего конкурса: «В каждом городе есть много красивых зданий. Все они разные. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением зданий и сооружений). Скажите, к какому виду искусства относится то, что вы видите на фотографиях?»
Дети. Это – архитектура.
Ведущий. Правильно. Наш конкурс так и называется: «Мир архитектуры». А вы знаете, что такое архитектура? Отвечайте. (-Это все окружающие нас постройки; - это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей.)
- У меня в конвертах разрезные картинки. Вам надо из частей собрать целое и рассказать о том, что на них изображено. (Драматический театр, Кружевной дом купцов Шастиных, Казанская церковь, жилой дом на улице К.Либкнехта)
(Дети составляют картинки и рассказывают о здании, его особенностях.)
- Молодцы, ребята! Над созданием этих зданий трудилось много людей. Кто они? Назовите профессии. (Архитектор, строители, каменщики, плотники, столяры, стекольщики, кровельщики.)
- Труд каждого человека важен и необходим, а какие пословицы вы знаете о труде? (Дети каждой команды говорят пословицы.)
Ведущий. Архитекторы, художники, скульпторы украшают наш город своим мастерством, а поэты художественным словом воспевают красоту города Иркутска. Предлагаю командам прочитать стихи о нашем городе.
(Дети читают стихи об Иркутске.)
-А сейчас следующий конкурс для умников и умниц. Перед вами фотографии. Что на них изображено? (Скульптура, памятники.) Наш конкурс посвящен скульптуре. Каждая команда должна ответить на вопрос:
- Какая бывает скульптура? (монумент, памятник, скульптура малых форм.)
- Назовите материалы, из которых создают скульптуру? (Камень, металл, дерево, стекло, глина.)
Ведущий. Ребята, перед вами инструменты и изобразительные материалы. Одна команда отбирает то, что необходимо для художника, а другая – для архитектора.
- Вы отлично справились с заданием и получаете фишки. А сейчас заключительный конкурс: «Домашнее задание». Каждая команда рассказывает о каком-либо сооружении (Мост, детский сад, цирк, кукольный театр, магазин и др.), не называя его, а другая – должна догадаться, о чем идет речь.
Ведущий. Ребята, в наш любимый город приезжает много гостей, туристов, и они хотят больше узнать об Иркутске. На экране разные достопримечательности нашего города – назовите их.
Ведущий. Наше путешествие в Мир Искусства подошло к концу. Мир Искусства – это красочный и волшебный мир красоты. Давайте споем песню про разноцветный мир.
(Жюри подсчитывает фишки, заработанные детьми, и выявляет победителя.)
- Вы порадовали меня своими знаниями, дружным выполнением заданий, и я приготовила для вас сюрприз: эта коробка конфет, на которой изображены виды Иркутска, я думаю, порадует вас.
15