Обобщение опыта работы классного руководителя по проблеме: «Формирования социально — адаптивной личности через применение воспитательных технологий».

Фризоргер Ю.В. , учитель начальных классов
Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ

Моя педагогическая концепция: «Формирования социально - адаптивной личности через применение воспитательных технологий».

Иногда я задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня замечательная семья и любимая работа Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее
В нашей жизни всё неповторимо.
Так ведётся издавна, в веках.
Только лишь одно бесспорно, зримо –
Кто учил, живёт в учениках.
Для каждого ребёнка школа начинается с начальной. Маленький человечек с букетом цветов первый раз идёт в школу. Каким будет его путь? Трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать?
Все зависит от учителя, классного руководителя, педагога.
Я, как классный руководитель, считаю самой трудной и самой значимой деятельностью педагога – деятельность воспитательную.
Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома.
Жизнь не стоит на месте. На наших глазах коренным образом меняется школа: меняется содержание образования, цели, средства. Раньше были октябрятские звездочки, пионерские дружины. Теперь такие организации встречаются редко, зачастую дети предоставлены сами себе, поэтому педагогу приходится использовать новые формы, технологии воспитательной работы.
Цель моей профессиональной деятельности: формирование социально- адаптивной личности выпускника начальной школы.
Социально - адаптивная личность – это социально - компетентная личность, способная действовать в социуме с учётом позиций других людей. Процесс формирования такой личности - это процесс усвоения учащимся социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры.
Критериями социальной компетентности являются:
– умение сотрудничать, работать в группе, коммуникативные навыки;
–способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
–умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
В начале я провела входную диагностику с воспитанниками с целью выявления умения сотрудничать, работать в группе, договариваться, т.е. общаться.
Так, анализ входной анкеты «Взаимодействие в команде» показал, что все дети имеют свое мнение. Из них большая часть увереннее себя чувствует, когда работают одни. Каждый обучающийся имеет свое мнение, но мнение некоторых ребят (42 %) никого не интересует, таких детей никто не слушает. При этом эти ученики сами особо не заинтересованы в мнении другого, могут перебивать, кричать: «Нет! Неправильно!», даже толкаться. Отсутствуют дети, которые могут доказательно отстаивать свою точку зрения. В процессе наблюдения за поведением детей на уроках и во внеклассной работе можно сделать вывод о том, что 42% обучающихся не способны принять собственного решения, 36,8% подвержены чужому влиянию, 63% не могут определить личностную роль во время работы в группе.
Провела диагностику сформированности социально- значимых качеств личности обучающихся, которая позволила исследовать отношение обучающихся к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. У детей слабо сформированы социально-значимые качества: 52,6 % выбирают лучшее только для себя; 42 % играют только с теми, у кого высокий статус в коллективе; 26 % склонны к конфликтам; 36,8 % не испытывают желание оказывать помощь; 57,8 % не доводят до конца порученное дело; 52,6 % свои успехи ставят выше других; 31,5 % считают, что только дома нужно следить за порядком; 15,7 % нарушают нормы поведения. Таким образом, большая часть обучающихся слабо осознают свою значимость в социуме.

Проанализировала педагогическую литературу и выбрала путь формирования социально - адаптивной личности: применение воспитательных технологий.
Игровые технологии

Игра «Острова и капитаны». Все дети – члены команды одного «корабля». Воспитанники «примеряют» на себя разные социальные роли. Здесь есть капитан, библиотекарь, цветовод, санитар, дежурный, ответственный за физкультуру (органы самоуправления). Всей командой дети «путешествуют» по тематическим островам и материкам (направления воспитательной работы). Таким образом формируются навыки социального поведения и общения.
Органы выбираются по желанию и в соответствии с качествами личности, т.е. капитан должен быть лидером, цветовод любить цветы, уметь ухаживать за ними, библиотекарь должен хорошо читать и уметь внимательно слушать, поздравитель - хорошо рисовать или выполнять поделки. Каждый участник игры понимает всю ответственность за порученное дело, старается его максимально выполнить. Все «должности» меняются, чтобы дети не уставали, не охладевали к деятельности. После каждой смены происходит самоанализ и анализ деятельности, учитываются ошибки, находятся сильные стороны.


Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой).
Автором разработан пакет методик - тренинговых занятий для развития групповой сплоченности воспитанников. В основе лежит игра. Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. В игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, способен на полное выражение своего индивидуального «я».
Тренинг состоит из четырех блоков:
Первый блок - знакомство с тренинговым занятием и созданием эмоционального настроя на взаимодействие учащихся друг с другом: «Приветствие», «Волшебный стул», «Ассоциации», «Прощание до следующего занятия».
«Волшебный стул»
Воспитатель говорит: «Перед Вами стул. Но он не простой, а волшебный. Он способен высвечивать все достоинства человека сидящего на нём, при этом не один недостаток не способен «высветить» «волшебный» стул. Пожалуйста, кто желает убедиться в этом». Дети садятся на стул по очереди, называют свое имя, о другие воспитанники думают и называют только достоинства, положительные черты участника.
Второй блок направлен на умение ставить общую цель в достижении общего дела: «Найди себя», «Необитаемый остров», «Комплемент другу», «Прощание с помощью игрушки».
«Необитаемый остров»
«Давайте представим с вами, что мы будто бы плывем на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись... Так мы оказались на безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Какое же у нас общее дело на острове?»
Дети говорят о том, что всем необходимо выжить, пока подоспеют спасатели. Надо организовать жизнь на острове так, чтобы не ссорится, не спорить о том, кому принадлежит мешочек, а помогать выжить друг другу на необитаемом острове. Как это сделать? Дети предлагают рассмотреть предметы из мешочка, подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове. Дети в группах обсуждают и предлагают разные варианты.
Газета: читать; поджечь; сделать кепку.
Верёвка: ловить рыбу; залезть на пальму; связать дрова.
Спички: разжечь костер; чистить уши; складывать что-нибудь в коробки.
Колпачок от дезодоранта: использовать как стаканчик;
посадить в него цветок; нацарапать на нём письмо о помощи и бросить в море.
Пакет целлофановый: положить рыбу; надеть на голову, когда идёт дождь;
собирать воду.
Бутылка пластмассовая от воды: налить воды; положить в неё записку о помощи и бросить в море; обрезать и использовать как вазу для цветов.
Играя в «Необитаемый остров», дети имеют возможность научиться ставить цель в достижении общего дела, быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем.
Третий блок посвящен развитию умения согласовывать свою деятельность с деятельностью группы: «Атомы», «Снежинка», «Изображаем слова», «Скульптор».
«Скульптор»
Дети делятся на группы, воспитатель говорит: «Пусть один из вас будет глиной, а остальные – скульпторами. Глина – очень мягкий и послушный материал». Каждой группе выдаются картинки с изображением людей в разных позах или игрушку. Воспитатель просит внимательно посмотреть на картинку и попробовать вылепить из «глины» точно такую же скульптуру. Разговаривать с «глиной» не разрешается, но скульпторам можно говорить и договариваться о совместных действиях. После этого дети «лепят» самостоятельно, воспитатель следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем группы показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам.
Четвертый направлен на развитие чувства доверия к группе: «Вместе весело шагать», «Держи меня покрепче», «Надпись на спине», «Дождик».
«Надпись на спине»
Участникам прикрепляется к спине листки бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Упражнение выполняется молча. Оно дает опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Задачу можно усложнить – например, писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке.
Вывод ведущего: Человеку очень важно понимать, что он не одинок. Вокруг есть люди, которые могут оказать поддержку, помочь в любой, даже, казалось бы, не разрешимой ситуации. Всегда есть к кому обратиться за профессиональной или дружеской помощью. Надо только знать, как это делать.
После прохождения тренинга воспитанники легко могут подготовить и провести небольшое мероприятие, организовать выступление.
На подготовительном этапе воспитанники, под руководством КР, обсуждают вопросы: какое мероприятие им хотелось бы провести, для чего оно нужно, важно ли оно, что необходимо сделать, какие материалы необходимо подготовить.
Составляется план:
Подбор сценария выступления.
Подготовка костюмов.
Подготовка декораций.
Распределения ролей и заучивание наизусть.
Репетиции.
Выступление.
Рефлексия.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Социализация воспитанников происходит непосредственно при взаимодействии с окружающей природой (на экскурсиях, в походах, во время прогулок). Дети получают не только первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, но и учатся экологически грамотному поведению в природе, учатся отвечать за свое поведение в окружающей среде. Ребята стараются заниматься природоохранительной деятельностью в школе, на пришкольном участке, дома во время экологических акций, десантов. Это может быть посадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, забота о домашних животных, животных живого уголка и т.д.

Технология проектного обучения и воспитания
Реализация социальных проектов «Я садовником родился», «Чистота спасет мир»
Работа над проектом осуществляется по этапам:
Мотивационный этап (проблемная ситуация, статистические данные, занимательная история), который помогает осознать значимость проекта.
Мозговой штурм (дети думают над темой, целью, задачами, гипотезой проекта, предлагают этапы решения проблемы).
Формирование групп (команд) для выполнения проекта:
Информационная группа (осуществляет поиск, сбор, анализ информации),
Группа исследователей (измеряют, считают, фотографируют),
Агитаторы (проводят агитационную работу: выпускают плакаты, буклеты, выполняют рисунки, проводят беседы),
Команда «Активисты» (проводят разные акции, конкурсы).
Разделение обязанностей внутри команды.
Самостоятельная работа в каждой группе.
Анализ и обработка собранных материалов.
Подготовка учащимися докладов, презентаций, буклетов, поделок.
Защита результатов выполненной работы.
Рефлексия.
В результате проектной деятельности дети соотносят свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействуют с членами коллектива, решающего общую задачу; способны анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы коллектива. Кроме этого формируются личности, занимающие собственную активную позицию в общественной жизни, т.к. проектная деятельность дает возможность почувствовать значимость себя, своей работы. Ведь дети решали проблемы своей школы, своего села.

Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова
Без активного участия родителей ни школа, ни учитель обойтись не могут. Важно тесно сотрудничать с родителями. Проводить не только собрания и консультации, но и вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью таких форм деятельности, как: дни творчества детей и родителей, семейные праздники, используя технологию коллективного творческого воспитания (организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов).
Родители и учителя собираются вместе не по чьей-то прихоти или в соответствии со школьным Уставом. Точка пересечения их интересов, профессиональных или личных, - ребёнок.
Творческая мастерская ко Дню Пожилого человек: собрались вместе родители и дети, КР - организующее и соединяющее звено. Разбились на группы, обсудили вопросы: у кого праздник, есть ли в семьях пожилые люди, как относятся к ним, как можно отблагодарить бабушек, дедушек, что можно им подарить.
Совместными усилиями группы выбирают подарок - поделку, рассматривают, какие необходимы материалы, инструменты (для этого КР предоставляет энциклопедии, книжки по творчеству). Распределяют обязанности и выполняют подарок. В конце мероприятия проходит выставка поделок, анализируются ошибки и то, что лучше всего получилось.
В результате: воспитанники развивают умения общаться не только со сверстниками, но и взрослыми, причем не только со своими родными, отстаивать свое мнение, развивают навыки коллективной работы в команде. У детей формируются личностные качества: доброта, трудолюбие, гордость за себя, своих друзей и родителей, самоуважение и уважение других.

Главные принципы взаимодействия воспитанников, родителей и классного руководителя:
Каждый
может высказаться, к его мнению обязательно прислушаются;
может предложить ошибочный ответ, но это не ошибка, а гипотеза, которая подтверждается или отвергается;
может оказать помощь и попросить помощь у другого ученика, родителя или классного руководителя, это не будет считаться подсказкой;
может задавать любые вопросы, когда возникнет в этом необходимость, а не тогда, когда взрослый спросит: «Есть ли у вас вопросы?»

Правила взаимодействия в группе:
Ели хочешь сказать, то подними руку;
Когда один говорит, то другие слушают;
Говори четко, эмоционально, аргументировано, смотри в глаза;
Нельзя критиковать, кричать: «НЕТ! НЕПРАВИЛЬНО!»

В процессе проведенной работы итоговая диагностика «Взаимодействие в команде» показала, что большая часть детей не боятся и с удовольствием работают в группе, они не стесняются высказывать свое мнение, зная, что с ним будут считаться. Теперь никто не перебивает друг друга, не кричит, не толкается, все стараются внимательно слушать. Появились ребята (их немного - 6 человек, 31,5 %), которые аргументировано доказывают свое мнение.
Дети осознают свою значимость в обществе как личности. Повторная диагностика показала, что у 89,4 % обучающихся сформировалось устойчивое осознание себя в социуме. 84 % легко могут поделиться, а не выбирать лучшее только для себя; 78,9 % принимают в игру любого, не зависимо от его способностей, статуса в коллективе; 89,4 % стремятся наладить теплые взаимоотношения, избегать конфликтов; 73,6 % помогают другим, потому что это доставляет удовольствие, а не потому, что это надо; 89,4 % выполняют поручное дело, а не бросают его на полпути, 84 % радуются успехам своих товарищей больше, чем своим собственным; 89,4 % соблюдают чистоту не только дома, но и в общественных местах; 94,7 % соблюдают нормы поведения.






Информационные источники

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004.
Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. 2008. - № 5.
Серов И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- Москва, 2007.
Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. – Красноярск, 2007.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) М., 1998
Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Смоленск, 1996
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





























13PAGE 15


13PAGE 14115




15