РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 6 класс
РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Никитенко Л.А.
учитель физики
СОШГ-9
Профильное обучение-это средство дифференциации и индивидуализации обучения,позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их интересами и намерениями продолжать образование.
Программа реализации профильного обучения принципиально отличается от всех существующих ранее проектов профильной школы прямой ориентацией на процесс индивидуализации. Профильное обучение становиться системным инструментом расширения возможностей образования по выбору, его индивидуализации, с перспективными потребностями рынков труда ,повышения качества подготовки выпускников школы. Содержание образования на современном этапе должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.
Для успешной организации познавательной деятельности учащихся необходим поиск новых подходов к структуре и отбору содержания образования, разработке новых технологий обучения, а также учет ресурсов самого образовательного учреждения.
В нашей школе, имеющей статус школа-гимназия, где основные задачи реализуются через взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности, где в течение многих лет ведется преподавание физики, химии, математики в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин имеется определенный опыт работы в условиях профилизации.
В соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и Программой развития многопрофильной гимназии по окончании прогимназии (1-7 классы) на выбор учащимся предлагается поступление на конкурсной основе в 8-й профильный класс: физико- математический. Опыт работы показал, что 60% учащихся изьявляют желание продолжить обучение по данному направлению. Исследование социального заказа родителей указали на тот же результат.
Для формирования у учащихся единой целостной картины окружающего нас мира , ее естественнонаучной составляющей является изучение предмета физика, который закладывает фундамент естественно-научного образования. И на наш взгляд, изучение физики возможно и нужно начинать в младшем подростковом возрасте. Имеет смысл начинать с 5 класса, так как многие факты , изучающие в курсах биологии, географии можно будет обьяснить с точки зрения физических законов. Например, если в 5 классе обьяснить молегулярное строение вещества, агрегатные переходы, то в полнее возможно говорить водяном паре в воздухе, и об атмосферных осадках, и о гидросфере Земли в географии, так как все эти явления являются частными случаями агрегатных переходов. И таких примеров можно привести множество.
Важной задачей создания профильного 5 класса, по нашему мнению, является также удержание появившегося интереса к науке, формирование прочных навыков, овладения знаниями, удачная сдача ЕНТ в 11 классе и помощь в выборе будущей профессии.
В данный класс ,на конкурсной основе, приглашаются учащиеся увлеченные физикой и математикой, и успешно их усваивающими. Опыт работы показал, что у ребят в данном возрасте темы курса 7 класса легко усваиваются. Для этого создана программа, предусматривающая опережающее изучение материала курса физики 5-9 класса: в 5,6 за счет часов вариативной части учебного плана и спецкурсов (2 часовая программа), в 7-9- за счет , выделяемых на изучение предмета физика.
В программу включены все разделы курса физики школьной программы в соответствии с Госстандартом.
Начиная работу с 5 класса по данной программе, учитель работает над развитием логической культуры, творческого мышления, формированием практических навыков учащихся. Этому способствует время , отведенное на решение эксперементальных и нестандартных задач, а также дополнительные лабораторные работы и работы с физическими приборами.
В ходе знакомства с разделом «Физические величины и их измерения» на примере физических величин, часто встречающихся в повседневной практике( длина, обьем, масса, сила, время, температура, плотность, давление), отрабатываются приемы прямого измерения, нарабатываются навыки считывания результата со шкалы прибора с учетом погрешности,проводятся систематические наблюдения за изменением соответствующих величин в повседневной жизни.
Включенные темы курса»Физика и астрономия» школьной программы, а также лабораторные работы и физический практикум (9 класс) усиливают его практическую направленность.
Расширено содержание за счет дополнительных тем курса: «Момент количества движения» (7 класс),»дисперсия и интерференция света» (8 класс), «специальная теория относительности» (9 класс), что предполагает углубленное изучение физики на раннем этапе.
Для успешного усвоения и отработки практических навыков материала программа предусматривает большее количество часов на решение задач по темам курса.
В каждом классе, начиная с 5, в конце учебного года отводится 8 часов на решение задач: 4 часа- практикум решения нестандартных задач, 4 –практикум решения экспериментальных задач. Резервное время (3 часа) стараемся использовать на экскурсии: лаборатории физики ПГУ,ПГПИ,ПАУ.
Планирование составлено с учетом возрастных особенностей учащихся.
В программу 5 класса включены темы, которые легко усваиваются учащимися этого возраста .Понятия : «работа и мощность», «энергия», «КПД», «момент сил», «простые механизмы» включены в материал 6 класса, так как усвоение данных тем вызывает сложность для учащихся 5 класса.
Опережающее изучение физики предполагает глубокое усвоение основного курса физики и расширяет кругозор ученика в данной области.
В течение учебного года проводится промежуточный контроль, а в конце года -экзамен (в различной форме). Результаты контроля показывают положительную динамику роста качества знаний: в 5 классе- 37% ,в 6 классе-87%. Интерес к предмету резко повысился. (Учащиеся данного класса перешли успешно в 7 класс).
Список используемой литературы
Журнал «Завуч» №5, 2005;
Журнал «Завуч» №6, 2006;
Журнал «Завуч» №8, 2006.