Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя родословная
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Рассмотрено на
методическом советеПротокол от 04.05.2015 г. № 1
Согласовано»
заместитель директора по УВР
___________
(Скуматова М.Л.)
Дата: 14.09.2015 г. «Утверждена»
приказом директора
МКОУ СОШ с. Мельница
от 15.09.2015 г. № 158
Рабочая программа
«Моя родословная»
внеурочная деятельность
общекультурноенаправление
1 класс
класс
второй
уровень
Срок реализации: 1 год
Составитель программы
Казакова Н. Н.
ФИО учителя
учитель начальных классов
должность
первая квалификационная категория
квалификационная категория
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Моя родословная» составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Л.Д. Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2011
Цель: расширить знания ребёнка о самом себе, пробуждение интереса к истории своей семьи; способствовать более близкому общению членов семьи.
подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематическогопредмета истории в старших классах;
обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации;
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи:
- ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
- помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. Учащиеся познакомятся: с понятиями «генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;Узнают:
- о профессиях предков;
- родословное древо;
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Моя родословная» рассчитан для 1 класса на 1 год обучения, 33 часа (1 час в неделю) Продолжительность занятий 35 мин.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
- Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии;- формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;- развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня; Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУДБудут сформированы:следующие понятия: «поколение», «потомки», «предки», «семья»;уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;умение оценивать жизненные ситуации;учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные УУДРегулятивные УУД
Ученик научитсяорганизовывать своё рабочее место под руководством учителя;определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;вносить коррективы в роботу после учёта характера сделанных ошибок.принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУДУченик научится
определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;устанавливать несложные причинно-следственные связи;произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУДУченик научитсядопускать возможность существования у людей различных точек зрения;задавать вопросы;использовать речь для решения различных коммуникативных задач. Предметные УУДПознакомятся с понятием «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предки»;узнают:историю возникновения имён и фамилий;степени родства в семье;о профессиях предков;о семейных увлечениях и традициях;составят:«ленту времени» своей жизни;
Проект «Родословное древо»
Проект «Что означают наши имена»
Вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
Подберут семейный девиз;
Тематическое планирование содержание курса
№
Названия модулей Общее количество часов
1м Моя родословная 6
2 мЯ и моё имя 10
3 мИстория моей семьи 6
4 м Семейные обязанности и традиции 11
Всего 33
Календарно - тематическое планирование
№
п/п Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности Моя родословная
1 Вводное занятие. Понятие о родословной. 1 У каждого человека и у меня есть своя история. Понятие родословной.
Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности2 Моя семья. 1 Что такое семья. Члены моей семьи. Поручения детям подготовить сообщения 3 Поколение, потомки, предки. 1 Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». 4 Генеалогическое древо. 1 Как составить генеалогическое древо, свою родословную.
В процессе занятий.
Составление плана. Составление генеалогического дерева 5 Практическое значение родословных в прошлом. 1 Нужно ли знать свою родословную? Родословные знаменитых людей. В процессе занятий.
Практическое значение родословных в прошлом. Собирать информацию. 6 Составление генеалогического древа семьи. 1 Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Ветви генеалогического древа. В процессе занятий.
Составление генеалогического дерева Я и моё имя
7 «Кто я?» «Где живу?» 1 Наш поселок, район, республика. Что мы знаем о нашей малой Родине В процессе занятий.
Собирать информацию о поселке, в котором живем
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
8 Что означают наши имена. 1 Знакомство с историей возникновения имён. Поручения детям подготовить сообщения 9 Как родители выбирают имя ребёнку. 1 Происхождение современных имён, популярные имена в разное историческое время. 10 Имена и прозвища. 1 Имя и прозвище в древние времена и в наше время. 11 Откуда к нам пришли наши имена. 1 Какие религиозные убеждения в твоей семье. Влияние различных культур на проникновение имён. Поручения детям подготовить сообщения 12 Тайна имени. 1 Откуда к нам пришли наши имена. Значения имён. В процессе занятий.
Собирать информацию о своем имени 13 Имя и ангел – хранитель. 1 Православные и мусульманские имена. Ритуалы имя наречения и праздники имени в различных религиях. 14 Моя фамилия. Моё отчество. 1 История возникновения фамилий. Как появились отчества. Поручения детям подготовить сообщения 15 Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. 1 Историческое прошлое семьи. 16 «Говорящие» фамилии. 1 Что могут рассказать фамилии о прошлом. В процессе занятий.
Собирать информацию об истории своей фамилии История моей семьи
17 Профессии моих родителей. 1 Профессии, их классификация. В процессе занятий.
Рассказать о профессиях своих родителей - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности18 Мои братья и сёстры. 1 Степени родства в семье. 19 Мои бабушки и дедушки. Мои родственники. 1 Степени родства в семье. Поручения детям подготовить сообщения 20 Кто, кому и кем доводится. 1 Степени родства в семье. 21 Мои прабабушка и прадедушка. 1 Связь поколений. 22 Профессии моих предков. 1 Профессии в настоящем и прошлом. Семейные династии. В процессе занятий.
Собрать информацию и рассказать о семейных традициях Семейные обязанности и традиции
23 Что мы знаем о традициях. 1 Знакомство с понятием «традиции». - Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)
24 Мир семейных увлечений. 1 Мир увлечений, хобби. 25 Семейные обязанности. 1 Обязанности членов семьи. Поручения детям подготовить сообщения 26 Семейные традиции. 1 Какие традиции есть в моей семье. В процессе занятий.
Собрать информацию и рассказать о семейных традициях 27 Фамильный герб и фамильный девиз. 1 Знакомство с государственной символикой. Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. Знакомство семейной символикой знаменитых людей. 28 Итоговое занятие «Мы не Иваны, родства не помнящие» 1 Своей жизнью мы обязаны многим поколениям своей семьи. 29-33 Составление родословных, их графическое представление.
Работа над презентацией своей семьи, семейных традиций.
Публичные выступления. 5 Обобщение накопленного материала.
Работа с различными источниками информации. Составление родословных, их графическое представление.
Работа над презентацией своей семьи, семейных традиций.
Публичные выступления. Учебно– методическое обеспечение
Библиотечный фонд:
Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе: Пособие для учителя начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2009.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Москва, Академкнига /учебник, 2011
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
Савенкова, А. И.Одаренный ребенок в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
Тимарцева, А.В. Тематическое планирование классных часов по программе «Моя родословная» (Текст) //Завуч. Начальная школа 2007г. -№3.
Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М : Владос , 2000.
Технические средства обучения:
Средства обучения:
аудиовизуальные;
технические (проектор, компьютер);
учебное оборудование;
наглядные пособия.