«ЛИСТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов»
Требования к оценке в аспекте ФГОС
Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Основными функциями оценки становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, обеспечение эффективной обратной связи,
позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Система оценки позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития детей.
Система оценивания должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов.
Листы индивидуальных достижений как средство накопительной оценки
Ведение «Листов индивидуальных учебных достижений» является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов (личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи); дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Листы индивидуальных учебных достижений - своеобразная выставка личных достижений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понятно, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно.
Листы индивидуальных учебных достижений заполняются учениками в течение всего обучения в начальной школе. Каждый год происходит отдельное ведение Листов, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырех лет
ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 1 класса___ ___________________________
- усвоил, не испытываю(-ет) трудностей
- иногда испытываю (-ет) трудности
- надо поработать
Учебный предмет
Основные предметные результаты
Само-оценка
Оценка
учителя
Процент
освоения
МАТЕМАТИКА
Чтение, запись и сравнение чисел в пределах 20.
С
Состав чисел первого десятка.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Сложение и вычитание в пределах 20
Название компонентов и результата действий сложения и вычитания.
Распознавание и изображение геометрических фигур.
Решение простых задач.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Звуки и буквы. Модель звукового состава слова.
Деление слов на слоги, определение ударного слога.
Перенос слов.
Алфавит.
Правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Написание заглавной буквы в именах собственных.
Словарные слова.
Оформление предложений на письме.
ЛИТЕРА-
ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Отличие прозаического произведения от стихотворного.
Малые фольклорные жанры, их особенности.
Средства художественной выразительности.
.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Сравнение объектов живой и неживой природы.
Сезонные изменения в природе.
Столица России, её достопримечательности.
Правила безопасного поведения на улице, в быту,
в природе.
ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 2 класса ___ ______________________________________
Учебный предмет
Основные предметные результаты
Само-оценка
Оценка
учителя
Процент
освоения
МАТЕМАТИКА
Сложение и вычитание двузначных чисел.
Табличное умножение и деление.
Порядок выполнения действий в выражениях.
Распознавание и построение геометрических фигур.
Решение простых задач.
Решение составных задач.
Составление и решение обратных задач.
Римская письменная нумерация .
РУССКИЙ ЯЗЫК
Основа (главные члены) предложения.
Корень слова. Однокоренные слова.
Написание слов с разделительными ь и ъ.
Правописание парных согласных.
Правописание проверяемых
безударных гласных в корне.
Словарные слова.
Слова-названия предметов (имена существительные).
Слова-названия признаков (имена прилагательные).
Слова-названия действий (глаголы).
Текст. Работа с текстом (определение темы текста, деление на части, устное изложение)
ЛИТЕРА-
ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Жанровые особенности литературных произведений.
Средства художественной выразительности.
Классики русской и зарубежной литературы. Современные писатели и поэты. Вологодские авторы
Чтение по-ролям.
Чтение стихотворных произведений наизусть.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Звезды. Планеты.
Причины изменения времен года и времени суток.
Вода. Свойства воды.
Воздух. Свойства воздуха.
Классификация растений по признакам.
Классификация животных по признакам.
Правила безопасного поведения на улице, в быту,
в природе.
ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 3 класса ____ __________________________________
Учебный предмет
Основные предметные результаты
Само-оценка
Оценка
учителя
Процент
освоения
МАТЕМАТИКА
Нумерация многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел.
Порядок выполнения действий в выражениях.
Величины и их измерение.
Сравнение и измерение углов.
Решение задач разных видов.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Звукобуквенный анализ слов.
Части речи, морфологические признаки.
Правописание слов с двойными согласными.
Написание О-Ё после шипящих .
Предлоги и приставки.
Главные и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Словарные слова.
Текст. Виды текстов. Работа с текстом (озаглавливание текста , составление плана, письменное изложение).
ЛИТЕРА-
ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Жанровые особенности литературных произведений
(сказка, басня, рассказ).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы.
Классики русской и зарубежной литературы. Современные писатели и поэты. Вологодские авторы.
Краткий и подробный пересказ.
Чтение стихотворных произведений наизусть.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Географическая карта.
Почва. Состав почвы.
Природные сообщества.
Родной край: особенности рельефа, почв, природных сообществ.
Правила безопасного поведения.
ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 4 класса ____ __________________________________
Учебный предмет
Основные предметные результаты
Само-оценка
Оценка
учителя
Процент
освоения
МАТЕМАТИКА
Таблица разрядов и классов
в пределах класса миллионов.
Действия с многозначными числами.
Площадь и ее измерение.
Объем и его измерение.
Действия с величинами.
Геометрические фигуры и их свойства.
Решение задач разных видов.
Решение уравнений.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Звукобуквенный разбор слов.
Разбор слов по составу.
Морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
Местоимение. Личные местоимения.
Наречие. Правописание наречий.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложений.
Определение орфограмм, способы проверки.
Словарные слова.
Текст. Работа с текстом
(письменное изложение, письменное сочинение)
ЛИТЕРА-
ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Классики русской и зарубежной литературы. Современные писатели и поэты. Вологодские авторы.
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы.
Составление аннотации к прочитанному литературному произведению.
Чтение стихотворных произведений наизусть.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Полезные ископаемые.
Природные зоны.
Организм человека.
Сохранение и укрепление здоровья.
История Отечества, родного края.
Государственная символика. Конституция – Основной закон Российской Федерации.
Правила безопасного поведения.
Оценка метапредметных результатов
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе внутренней оценки, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером, сотрудничество»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события.
ЛИСТ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ученика(цы) __ класса ____
__________________________________
«+» - «Знаю, умею»; «?» - «Знаю, но не уверен»; «-» - «Не знаю, не умею».
№
Показатели
Самооценка
Оценка
учителя
Регулятивные универсальные учебные действия
1.
Определять и сохранять цель урока
2.
Проговаривать порядок действия (планирование)
3.
Высказывать своё предположение (версию)
4.
Работать по плану
5.
Давать оценку своей работе на уроке (самооценка)
6.
Отличать верно выполненное задание от выполненного неверно
Познавательные универсальные учебные действия
1.
Отличать новое от уже известного (постановка проблемы)
2.
Ориентироваться в учебнике (поиск информации)
3.
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке (преобразование информации)
4.
Делать выводы на уроке
Коммуникативные универсальные учебные действия
1.
Оформлять свою мысль в устной речи
2.
Пересказывать тексты
3.
Умение слушать и понимать речь других
4.
Вступать в беседу на уроке и в жизни (диалоговая форма коммуникации)
5.
Уметь задавать вопросы
6.
Уметь выполнять различные роли в группе (сотрудничество)
7.
Уметь договариться по возникшим противоречиям
Вывод
Использование Листов индивидуальных учебных достижений в образовательной деятельности позволяет:
-осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки качества обучения и тенденций развития;
-выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах учащихся;
-корректировать индивидуальные результаты учащихся;
-оценить уровень образовательных достижений класса;
-отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из начальной школы в основное звено.
Листы оценки достижений могут быть включены в Портфолио учащегося, так как они позволяют отслеживать динамику его достижений.
Источники
Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2771
Чекина А.Л. Программа «Математика 1-4 кл» (УМК «Перспективная начальная школа»).
Чуракова М. А., Каленчук М. Л., Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А., Гольфман Е.Р.Программа «Русский язык 1-4 кл» (УМК «Перспективная начальная школа»).
Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. Программа «Литературное чтение 1-4 кл» (УМК «Перспективная начальная школа»).
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова. Программа «Окружающий мир 1-4 кл»(УМК «Перспективная начальная школа» ).
15