Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для повышения профессионального уровня выпускников техникума и воспитания интереса к выбранной специальности (профессии).
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ГБОУ СПО Самарский техникум авиационного и промышленного
машиностроения им. Д.И. Козлова
Статья на тему:
Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для
повышения профессионального уровня выпускников техникума и воспитания
интереса к выбранной специальности (профессии).
Автор: Зуева Анна Александровна
Преподаватель специальных дисциплин
Самара 2013 г.
Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для
повышения профессионального уровня выпу
скников техникума и воспитания
интереса к выбранной специальности (профессии).
Мы живѐм в мире
,
который динамически развивается и меняется во всех
направлениях. Терпят изменения и модернизацию: технологии, методы, средства
и
формы. Современная система образования
не исключение, она
открывает широкий
спектр специальностей,
шагая в ногу с прогрессом, основываясь на потребностях
работодателей
.
Престиж учебного заведения складывается из многих показателей, одним из
которых явля
ется качественная организация учебной практики, а также наличие
договоров
на организацию производственной практики
с ведущими предприятиями,
фирмами и организациями региона.
Главной задачей
образовательного учреждения
является: выпуск
конкурентоспособного
, коммуникабельного, профессионально компетентного
специалиста, умеющего применять полученные знания, умения и навыки для
решения профессиональных задач.
Многие учебные заведения среднего профессионального образования имеют
в своѐм спектре специальностей
направление
по проектированию и разработке
информационных, автоматизированных и аналитических систем
.
Подготовка
специалиста
в этой
сферы имеет свою особенность, обусловленную быстро
развивающейся профессиональной областью: новые подходы к
программированию,
новые методы
и средства
создания информационных систем,
а
также
постоянно меняющийся рынок программного и аппаратного обеспечен
ия,
широта применения
IT
-
технологий
в сферах
общественной деятельности
.
Это заставляет образовательное
учреждение
внедрять альтернативную форму
организации учебной практики
, например, через деятельностный подход, внедряя
активные формы обучения.
Одной из
такой форм является создание на базе обра
зовательного учреждения
учебной фирмы
, которая является прообразом реального предприятия.
Даная форма
обучения в научно
-
педагогической литературе определена как форма
имитационного моделирования профессиональной д
еятельности
.
[1,2]
Учебная
фирма как форма организации образовательного процесса не
новинка
. Наибольшее применение получила при подготовке специалистов в области
менеджмента, экономики, сферы обслуживания,
увы,
менее богатый опыт
внедрения при подготовке специалистов IT направления.
И
дея "учебной фирмы"
зарождалась в странах Европы в XVIII
-
XIX вв., и до начала XX века это название
менялось с «Обучающий офис» на «Моделируемый офис», затем «Имитируемый
офис», позд
нее «Поддельный офис». В Вене появляется первый моделируемый офис
в 1860
году, инициатива создания исходила от
Ассоциации коммерческих
колледжей. В Германии также были основаны практичные фирмы для
коммерческого обучения. После Второй Мировой войны форма
«практичные
фирмы» получила распространение в качестве инструмента для профессиональной
реабилитации. В процессе занятий
инициировали обучающие ситуации, применяя
их как средство обучения внутреннему сервису для практичного бизнеса. Более
того, работа в п
рактичной фирме помогала обогатить теоретическую и
практическую работу в
группе
.
В России эта идея получила практическое применение с 1999 года в рамках
Международного проекта TACIS "Учебные фирмы в России" при участии Санкт
-
Петербургского государственного
университета экономики и финансов, который
реализует инновационный образовательный социальный проект. В реализации
проекта выделяются два независимых интегрированных уровня:
1 уровень
-
учебные фирмы создаются на базе учреждений среднего и средне
-
специал
ьного образования;
2 уровень
-
учебные фирмы создаются в системе высшего и дополнительного
профессионального образования.
Приоритетная цель данного проекта
-
формирование инновационной
образовательной среды путем развития и внедрения технологий подготовк
и
специалиста с системным мышлением, умеющего принимать нестандартные
решения в меняющихся условиях внешней среды [
3
].
В ГБОУ СПО Самарском техникуме авиационного и промышленного
машиностроения им. Д.И. Козлова, на базе кабинета Информационных систем был
создан учебный Сервисный центр с целью формирования у студентов
профессиональных компетенций согласно профилю специальности, путѐм решения
профессиональных задач в рамках
профессиональной направленности
.
Студенты, обучающиеся по специальности 230401 Инфор
мационные системы
(по отраслям) автоматически переходя на 2 курс обучения
,
регистрируются в
центре.
Структура Сервисного центра разработана таким образом, что на каждом
курсе обучения,
студент,
занимаясь в центре, осваивает профессиональные
компетенции
согласно рабочим программам и профессиональным модулям,
изучаемым на курсе. В начале
каждого
учебного года студент получает дневник с
перечнем профессиональных и общих компетенций в рамках каждой дисциплины и
профессионального модуля
,
которые он должен осв
оить.
В процессе работы в центе
он решает профессиональные задачи, применяя как стандартные, т
ак и
нестандартные методы
.
Аппаратная и программная среда техникума позволяет профессионально и
качественно, организовать работу
Сервисного
центра
,
ставя пере
д участниками
процесса реальные задачи и сроки выполнения. Студенты могут получить опыт
работы в группе и индивидуально.
По окончанию каждого курса студент проходит
тестирование и собеседование с приглашѐнным специалистом (по профилю
специальности) с пре
дприятия или фирмы, который даѐт оценку его полученным
профессиональным навыкам
и его готовности
выполнять работы предусмотренные
данным курсом.
В данном случае работодатель получит квалифицированного
специалиста, подготовленного согласно его требования
м.
Специалисты с
предприятий так же, вносят коррективы и предложения в работу центра согласно
требованиям работодателей, что позволяет студенту при окончании
образовательного учреждения быть конкурентоспособным и отвечать всем
требованиям работодателей.
Также после окончания учѐбы выпускники могут
получить хорошие рекомендации
и характеристики на предприятия.
Так как участие в работе Сервисного центра не является обязательным
, а так
же за
частую, многие студенты
не готов
ы
осваивать самостоятельно новые знания и
навы
ки в области своего функционала,
не готов
ы
к трудоемким проектам при
выполнении заказа
за счет внеаудиторного времени, это приводит к ряду проблем в
организации работы центра. Для решения данной проблемы происхо
дит мотивация
студентов через их реальные требования как будущих сотрудников центра, такие
как заработная плата, условие работы, перспективы дальнейшего карьерного роста
и трудоустройство на предприятия города и области.
Таким образом, внедрив в образова
тельный процесс Сервисный центр,
техникум проявляет инте
рес у студентов к специальности
. Готовит более
квалифицированных, профессиональ
но ориентированных специалистов, готовых
составить здоровую конкуренцию на рынке труда.
Список используемых источников и
нформации.
1.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.
–
М.: Высшая школа, 1991.
2.
Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие.
–
Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.
–
144 с. [электронная версия]. Режим
доступа
(http://www.pedlib.ru/Books/6/0194/6_0194
-
1.shtml), свободный
(28.06.2011).
3.
Центральный офис учебных фирм России [электронный ресурс]. Режим
доступа (www.cotfor.ru), свободный (05.07.2011).