Управление процессом взаимодействия образовательного учреждения со средой. Опыт изучения и использования потенциала среды в развитии личности.
Управление процессом взаимодействия образовательного учреждения со средой. Опыт изучения и использования потенциала среды в развитии личности.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности.
Учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Использование педагогических возможностей системы дополнительного образования детей, её кадрового потенциала зависит от эффективности управленческой деятельности. Смысл её состоит в создании необходимых условий для достижения желаемых педагогических и социальных результатов.
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа по взаимодействию со средой ( ГУ ФОК «Чайка», ГОУ ДОД ДЮЦ НО «Олимпиец», отдел по развитию спорта администрации Перевозского района, музейно-выставочный центр, НОЦЭВД, ОЦРТДиЮ, СМИ, отдел культуры Перевозского района, управление образования, образовательные учреждения Перевозского района и др.).
Школьный государственный образовательный стандарт не может обеспечивать культурное развитие личночти ребёнка без организации на базе школы системы детских творческих объединений.
Практика убедительно доказала следующее явление: дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы классные руководители, старшие школьные вожатые, педагоги дополнительного образования, методисты, административные кадры школы и образовательного учреждения дополнительного образования детей, которые создают максимальные условия.
Поэтому дополнительное образования детей при взаимодействии со школами может решить основные задачи:
создание эстетической, эмоциональной комфортной обстановки в школе для позитивного восприятия информации;
компенсация недостатков общего образования;
расширение, углубление и корректировка знаний и навыков детей, полученных в образовательных институтах;
привнесение в школу художественно-эстетических, социально-педагогических, научно-технических, культурологических образовательных программ и учебно-методических пособий нового поколения.
Как показывает практика, массовая общеобразовательная школа без тесного взаимодействия с учреждением дополнительного образования детей не в состоянии реализовать важнейшие цели, задачи и функции образования. Образовательное учреждение дополнительного образования может выступить как связующее интегративное звено между миром детства развивающейся личности подрастающего человека в школе и системе дополнительного образования детей.
Опираясь на инициативу президента РФ Д.И.Медведева «Наша новая школа», в целях развития практики дополнительного образования, раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, была создана система взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями спорта, образования, культуры и другими организациями социальной сферы. Так, например, занимаясь в детских объединениях декоративно-прикладного и художественного направлений у детей развиваются творческие способности, аккуратность, внимание, работа с мелкими предметами – развивает мелкую моторику рук. Но, наша цель – воспитание всестороннеразвитой личности. Поэтому, для воспитанников детско-юношеского центра организуются посещения ФОКа «Чайка», где дети занимаются в тренажерном и спортивном залах, плавают в бассейне, что способствует укреплению здоровья, развивает силу, ловкость, выносливость.
В целях духовно-нравственного обогащения личности для детей организуются посещения музейно-выставочного центра, где они знакомятся с историей родного края, героями ВОВ, старинными предметами быта, одеждой и т.д.
Известно, что человек живет в нескольких жизненных сферах, в том числе семейной, образовательной, экологической, производственной, культурной, общественной. Востребуя результаты личностного развития человека, эти сферы одновременно могут и должны выступать и как гиганты, и как условия его развития. В соответствии с этим необходимо пересмотреть отношения дополнительного образования к социальным институтам, включенным в данные сферы. И главное – образовательному учреждению следует стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению его взаимодействия с социальными институтами – общеобразовательными учреждениями, государственными учреждениями, культурно-художественными учреждениями, предприятиями, семьёй и т.д. Именно такое образовательное учреждение создаёт все необходимые условия для личностного развития ребёнка.
Отдел по развитию спорта администрации Перевозского муниципального района
Музейно-выставочный центр
МОУ ДО «Перевозский ДЮЦ»
ГУ ФОК «Чайка»
Управление образования администрации Перевозского муниципального района
Администрация Перевозского муниципального района
Общеобразовательные учреждения Перевозского муниципального района
Отдел культуры Перевозского муниципального района
ГОУ ДОД ДЮЦ НО «Олимпиец»
НОЦЭВД
родители
СМИ
ОЦРТДиЮ