Инновационные подходы к изучению предметов естественнонаучного цикла как основа реализации ФГОС второго поколения

Инновационные подходы к изучению предметов естественнонаучного цикла как основа реализации ФГОС второго поколения

Образование по своей природе ориентировано на будущее. Оно в значительной мере определяет успех стратегически важных социально-экономических вопросов страны, одним из которых является подготовка инженерно-технических кадров для новой экономики. Именно логике инновационного сценария развития страны отвечают внедренные за последние годы федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, концепция развития системы дополнительного образования детей. Видение перспектив и горизонтов, каким бы сложным ни казался путь к их достижению – главный фактор успеха.
Я работаю в сельской школе, а школа на селе, по сути, единственный институт социализации для сельской молодежи. Таким образом, процесс подготовки социально компетентных жителей села, способных оздоровить сельский социум и возродить деревню, становится актуальной социально-педагогической проблемой. Изучив интересы наших учащихся, мы определили 2 направления для работы и развития: сельскохозяйственное и инженерно-техническое.
Для реализации данных направлений в школе созданы все условия. Для внедрения сельскохозяйственного направления имеется пришкольный учебно- опытный участок с 3-мя теплицами, созданы образовательные программы учебных курсов по основам растениеводства и тепличного хозяйства («Сельскохозяйственное растениеводство», «Основы тепличного хозяйства». «Агротехника в теплице»). Главная цель курсов - воспитание культуры земледелия у подростков на основе теоретических знаний, наблюдений и практических действий.
Второе - инженерно-техническое направление – еще несколько лет назад было для нас новым и неразработанным. 6 лет назад во все школы района были закуплены комплекты робототехники, разработаны программы внеурочной деятельности по лего-конструированию («Добро пожаловать в ЛогоМиры», «Програмирование в среде ЛогоМиры», «Робототехника в сельском хозяйстве»), определены темы курсов «Информатика и ИКТ», «Математика», «Физика», «Биология», «Технология», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс, используются 3D технологии, организован школьный кружок и районный клуб «Юные Кулибины», на которых ребята учатся самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов, устанавливая на них датчики, которые могут реагировать на цвет, звук или расстояние.
Создавая робота, учащиеся создают свое автоматизированное устройство, ставят эксперимент и наблюдают за ним, ищут практическое применение модели, формируют фундамент для профессий инженерной и научной направленности. Школьники учатся ставить конкретные цели, мыслить критически, творчески, применять свои навыки при решении проблем реального мира. Сконструировали роботов: погрузчик тюков; робот, который может за один проход рыхлить почву и распылять удобрения, точно производить полив рассады.
Такой подход дает свои результаты: наши учащиеся активно участвуют в районных и республиканских научно-технических конкурсах и занимают призовые места. Например, в январе этого года ученик 9 класса Турбаев Данил собрал и запрограммировал робота-перевозчика, способного, без участия человека, собирать определенные объекты и складировать их в конкретном месте. На основе этого робота можно создать реальную машину для использования в сельском хозяйстве при уборке стогов сена. На форуме «Одаренные дети – 2016» Данил получил гран при в номинации «Юные Кулибины».
Для того, чтобы соответствовать профессиональному стандарту педагога, учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.  Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта и принятие опыта других педагогов послужили мотивом для участия в конкурсе профессионального мастерства.
Свой первый опыт участия в конкурсе профессионального мастерства я приобрела в 2015 году, приняв участие в республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», где стала победителем.
Следующим этапом в повышении профессиональной уровня стало для меня участие в конкурсе уже как учитель. Весной этого года я стала суперфиналистом республиканского конкурса «Учитель года – 2016». Участие в этих двух конкурсах позволило мне оценить свои возможности, получить новый опыт.
Моя деятельность как учителя математики и информатики и педагога дополнительного образования это только одна составляющая в структуре всей административно-педагогической работы коллектива и все достижения, которые у нас есть, в том числе и мои это работа всего нашего коллектива.
Без математики нет информатики. Без этих двух предметов нет инженерного и научно- технического творчества учащихся. «Дети – это наше будущее. Мы видим, какой интерес проявляют дети к новым технологиям, робототехнике, программированию. Наша республика поистине богата талантами, но эти таланты нужно находить, развивать и поддерживать, причем планомерно и с самого раннего возраста.
Перед нами стоит еще много задач:
В нашем районе создан клуб «Юные Кулибины», который объединяет ребят из всех школ района. Мы знаем, что в республике открывается детский технопарк. Поэтому первое желание – возможно открытие филиала детского технопарка в нашем районе, так как наши дети уже вырастают из лего-конструирования и им нужно идти дальше в проектной деятельности в 10-11 классах и это позволит нам успешно реализовать и профориентационную работу и повысить направленность именно на инженерно-технические специальности.
Для того, чтобы соответствовать требованиям времени нужно постоянно самосовершенствоваться. Мы говорим нашим детям: «Ребята, главное, чтобы вы научились учиться, учиться через всю жизнь.» Так вот, чтобы соответствовать тем умениям и тем компетенциям, которые получают наши дети сидя за компьютером, и я как учитель информатики хорошо это понимаю, нам самим необходимо постоянно находиться в движении, постоянно совершенствоваться и соответственно у нас появляется потребность в переподготовке и повышении квалификации высоко уровня без отрыва от производства. Поэтому, мы бы хотели, чтобы были разработаны соответствующие образовательные программы гибкие, удобные для нас педагогов, чтобы мы могли в течение учебного года учиться не только на теории, но и иметь возможность стажироваться у лучших учителей-практиков как республики, так и других регионов страны.














15