Конспект занятия в средней группе, по развитию речи с элементами обучения русскоязычных дошкольников государственным языкам Республики Татарстан «Путешествие игрушек»
РТ г. Набережные Челны МАДОУ №100 воспитатель Ванюшина Людмила Николаевна
Конспект занятия в средней группе, по развитию речи с элементами обучения русскоязычных дошкольников государственным языкам Республики Татарстан
«Путешествие игрушек»
Цель занятия:
-Развитие связной речи
-Обучение детей двум государственным языкам (русский и татарский).
-Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Образовательные области: Коммуникация, Безопасность, Социализация, Познание, Музыка, Физическая культура.
Материалы и оборудование: Кукла в татарском национальном костюме, мягкие игрушки, макет дорожного полотна, дидактическое пособие по дорожным знакам, пластмассовые продукты питания, аудиозапись в татарских композиций, CD, дидактические пособия “Минем өйем”.
Ребята сидят за столами. Здороваются на татарском языке. Приветствие воспитателя.
Стук в дверь. Въезжает машина, в которой сидят игрушки: кукла, заяц, медведь.
Воспитатель: Ребята, а кто это такие?
Ответы детей: игрушки, кукла, заяц, медведь и т.д.
Дидактическая игра на развитие связной речи: «Описание игрушки по признакам»
Воспитатель держит в руках куклу и задает вопросы: «Ребята, а кто это?» «Что с ней можно делать?» Кукла какая?
Если ребята затрудняются в ответах, возможна помощь воспитателя, где он предлагает свой образец описания игрушки, например: «Это кукла. Она красивая. У нее длинные, светлые волосы, аккуратное и чистое платье. У нее голубые глаза, яркие губы. Она хорошая и послушная девочка. Добрая, любит играть с зайчиком и мишкой и. т. д».
Далее воспитатель дает установку на то, чтобы дети сами описали остальные игрушки, возможно задавание наводящих вопросов, помощь в подбирании нужных слов, например: Опиши ее, какого она цвета, размера, какой мех, глаза, уши, какой добрый или злой, хитрый, трусливый т. д.Воспитатель: Молодцы, много разных слов вы рассказали про игрушки, которые приехали к нам в гости
Вдруг воспитатель замечает письмо, лежащее в машине.
Читает: “Исенмесез балалар. Минем исемем Марҗям. Зинхар өчен.
Булышигыз без югалдык . Безге безңен гаиләне табарга кирек”.
Переводим вместе с детьми.
Воспитатель: Ребята поможем Марьям? Ответы детей (да)
Воспитатель: Ребята, а чтобы нам отправиться в путешествие на поиски семьи Марьям, нам нужно запастись продуктами, вот у меня есть рюкзак, который нужно заполнить продуктами, а где мы можем купить продукты?
Ответы детей: в магазине. Тогда отправляемся в магазин.
Дети становятся парами.
Воспитатель: Вот мы вышли на улицу. Ребята смотрите дорога, которую нам нужно перейти.
Дидактическая игра: «Правила безопасного поведения на дороге» ( использование макета дороги и карточек со знаками дорожного движения).
Воспитатель: Ребята вот мы вышли из нашего садика и оказались прямо возле дороги, что же мы теперь будем делать, ведь нам надо добраться до магазина. Ребята, где и как надо переходить дорогу? Ответы детей: Там где есть светофор, по зебре. Правильно, а на какой свет мы будем переходить наш светофор? Ответы: зеленый. А что мы будем делать на красный? На желтый? Ответы детей : ждать, приготовиться. Молодцы справились с этим тяжелым заданием. Но на улице встречаются не только светофоры, а еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Обсуждение карточек с дорожными знаками.
Ребята у меня к вам еще один вопрос: Можно ли играть на дороге? Где должны играть дети? (ответы детей) Можно ли останавливаться на дороге? Что может случиться с тем, кто нарушает правила поведения на дороге? (ответы детей).
Вот и перешли мы дорогу. Со всеми заданиями мы справились, все это вы знаете, мы с вами это только повторили и закрепили. Но пока вы еще маленькие и должны ходить по улице только с мамой и папой. Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки и никогда не нарушайте их.
Пришли в магазин. На магазине вывешено объявление: «Уважаемые покупатели, наш магазин обслуживает только покупателей, которые обращаются к продавцу на татарском языке. Извините за временные неудобства».
Продавец: Исәнмесез, Хәлләр ничек?
Балалар: Исәнмесез, Әйбет
Продавец: Нәрсә кирәк?
Балалар: алма, чәй, ипи, сөт бир әле
Продавец: Ничә ипи?
Балалар: бер ипи
Продавец: Мә ипи
Балалар: Рәхмәт
Балалар: Сау булыгызПродавец: Сау былыгыз.
Воспитатель: Ну вот мы купили с вами целый рюкзак продуктов и теперь можем отправляться дальше в путь дорогу.
Воспитатель: Ребята мне тут Марьям сказала, что что-то ее ножки устали, засиделись и хотят подвигаться. Давайте вместе с нашими гостями потанцуем.
Музыкальная разминка на татарском языке “Карусель”
Воспитатель: Отправляемся дальше на поиски родителей Марьям.
Воспитатель: Ребята смотрите сколько много разных игрушек. И они просят их доставить до их дома, но здесь такая задачка, Марьям говорит, что мы возьмем с собой только те игрушки в которых есть звук “С”.
Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи “Определи верный звук”
Воспитатель: Вот какие вы все молодцы, справились с заданием. Теперь отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята посмотрите какой дом, интересно кто в нем живет, давайте постучимся в дверь. Стучимся. Посмотрите, это наверное семья Марьям. Марьям это твоя семья? Да. Ребята наша Марьям по национальности татарочка и ее семья разговаривает на татарском языке, ведь и мы умеем.
Дидактическая игра “Минем гаилә”
Ребята рассматривают картинки с семьей Марьям, называют каждого члена семьи, и вывешивают картинки на мольберт.
Воспитатель задает наводящие вопросы: “Как мы позовем на татарском языке маму, папу Марьям и т. д. Ответы детей: Кил монда бабай. Можно использовать запутывающие вопросы, например: Бу эни? Ответы детей: Юк, бу бабай и т.д.
Воспитатель: Ребята мы сегодня помогли Марьям, ее семье и друзьям. Пора прощаться. Прощание.
Обсуждение.
Вопросы: «Что мы сегодня делали? «Кому мы помогли?» «Какие испытания мы прошли?» «Что было для вас самым трудным?» «Самым интересным?» «Со всеми ли заданиями мы справились?» и т.д.