Консультация для воспитателей «Рекомендации по использованию дидактических игр по обучению детей государственным языкам Республики Татарстан»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Набережные Челны
«Детский сад комбинированного вида №78 «Ёлочка»
Консультация для воспитателей
«Рекомендации по использованию дидактических игр по обучению детей государственным языкам Республики Татарстан»
Подготовила и провела
воспитатель (по обучению
детей татарскому языку)
Багаутдинова Альфира Накиповна
г. Набережные Челны
2015 год
Постановлением Кабинета Министров РТ от 30.12.2010 года №1174. Об утверждении Стратегии образования в РТ на 2010-2015год «Кил‰ч‰к”, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки РТ, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.
Во исполнение Приказа от 31января 2012года №527/12 в ДОУ реализуется УМК по обучению детей двум государственным языкам во всех возрастных групппах. Обучение родному языку осуществляется по новой технологии “Туган телд‰ с™йл‰ш‰без”, татарскому языку «Говорим по-татарски».
Новые подходы в обучении детей татарскому языку предусматривает овладение татарским языком как средством общения, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в этнокультурном обществе.
При обучении детей татарскому языку огромную роль играют дидактические игры. Дидактическая игра- это игра только для ребенка, а для взрослого- это способ обучения. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Педагоги нашего ДОУ в каждой возрастной группе разработали ряд дидактических игр по обучению детей родному, татарскому языкам. Дидактические игры соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Настольно-печатные игры по УМК оформлены эстетично, соответствуют требованиям гигиены, практичны. Содержание игр соответствуют педагогическим требованиям, носят инновационный характер.
При организации настольно-печатных игр, воспитатель является инициатором и одновременно выступает в роли равноправного партнера детей по игре. Поэтому от доброжелательного тона, который он задает, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата. Педагог может использовать игру творчески. Отбирая содержание, следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Воспитатель всегда должен помнить: «Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом».
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и.т.д. При их использовании решаются различные развивающие задачи.
Закреплять знания полученные во время непосредственно- образовательной деятельности по обучению татарскому языку;
Способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста;
Обогащать и активизировать словарный запас;
Формировать грамматические навыки татарской речи, умение пользоваться вторым языком, как средством общения, научить разговаривать на татарском языке в пределах доступной им тематики.
Развивать память, любознательность, внимание, усидчивость, умение договариваться друг с другом.
Приобщить детей к национальной культуре и ее духовным и материальным ценностям.
Методические рекомендации по проведению игры
Проводите игру на гладкой поверхности, не ограничивающей движений ребенка, например, сидя за столом.
Не забудьте похвалить ребенка, если он сделал неправильный выбор. Помогите, если возникли затруднения.
Перед игрой напомните ребенку названия предметов.
Продолжительность игры зависит от интереса ребенка.
Первое время используйте минимальные пары карточек, постепенно увеличивая их количества.
Использованная литература:
1. Обучение русскоязычных детей татарскому языку – УМК для детей 4-7 лет
“Татарча с™йл‰ш‰без” (Говорим по татарски). Зарипова З.М., Кидрячева
Р.Г., Исаева Р. С.и др., Казань, 2012.
2. Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей
2-7 лет “Туган телд‰ с™йл‰ш‰без” (Говорим на родном языке),
Хазратова Ф.В., Зарипова З.М., Казань, 2012.
3. Обучение детей татарской национальности русскому языку –
УМК для детей 4-7 лет “Изучаем русский язык” Гаффарова С.М., Казань, 2013.
4. Региональная программа дошкольного образования. Шаехова Р.К., Казань, 2012.
5. Как играть с ребёнком. – Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М., Обруч, 2012г.